Игорь Тонковидов: Стратегия-2025 – курс на качественный рост, высокие технологии и человеческий капитал - Морские вести России

Игорь Тонковидов: Стратегия-2025 – курс на качественный рост, высокие технологии и человеческий капитал

20.07.2020

Морской транспорт

Игорь Тонковидов: Стратегия-2025 – курс на качественный рост, высокие технологии и человеческий капитал

Начиная с 2019 года деятельность группы компаний «Совкомфлот» определяет Стратегия развития на период до 2025 года. Игорь Тонковидов, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот», рассказал об основных целях Стратегии СКФ-2025 и ключевых итогах первого года ее реализации.

– Для начала несколько слов о внешних условиях, в которых проходила деятельность группы «Совкомфлот». На протяжении трех лет (2016-2018) мировой рынок танкерных перевозок переживал затяжной спад. Уровень фрахтовых ставок в отдельных сегментах рынках приближался к исторически минимальным значениям. В 2019 году конъюнктура фрахтового рынка стала постепенно восстанавливаться, эта позитивная динамика была особенно хорошо заметна в четвертом квартале 2019-го и первом квартале 2020 года.

Компания оказалась хорошо подготовлена к таким изменениям конъюнктуры. В результате по итогам 2019 года, первого года реализации Стратегии СКФ-2025, компания добилась существенного роста ключевых производственных и финансовых показателей: объем чистой выручки в тайм-чартерном эквиваленте увеличился на 17,8% по сравнению с предыдущим годом и превысил $1,27 млрд. Чистая прибыль составила более $225 млн.

В первом квартале 2020 года мы сохранили темп, набранный в 2019 году. Впечатляющие результаты первого квартала вкупе с данными оперативного учета за второй квартал позволяют нам оптимистично оценивать результаты всего первого полугодия. И это при том, что во втором квартале уже в достаточной степени проявились негативные для танкерной отрасли последствия целого ряда факторов глобального характера, таких как пандемия, изменение условий соглашения ОПЕК+ и пр.

Во многом хорошие итоги работы компании в 2019 году и начале 2020 года обусловлены нашими общими усилиями по повышению эффективности и качества эксплуатации флота и его планомерному обновлению с акцентом на внедрение передовых инженерных решений, что предусмотрено Стратегией СКФ-2025.

Приятно, что эти усилия были замечены отраслевым сообществом. На протяжении 2019 года компанию неоднократно отмечали значимыми международными наградами, включая премию Lloyd’s List Europe Awards 2019 в номинации Company of the Year («Компания года»). Головное судно «зеленой серии» танкеров СКФ «Проспект Гагарина» в 2019 году дважды становилось обладателем престижных отраслевых наград: Marine Propulsion Awards в номинации Ship of the Year («Судно года») и Nor-Shipping Next Generation Ship Award 2019 («Судно следующего поколения»).

Подчеркну, что достижения группы СКФ – общая заслуга всех сотрудников: капитанов и членов экипажей судов, работников коммерческого и технического менеджмента флота, других береговых подразделений.

– 2019 год стал первым годом реализации Стратегии СКФ-2025. Какие цели она ставит перед компанией?

– Мировому фрахтовому рынку свойственен высокий уровень волатильности, которая является существенным фактором риска для экономики судоходных компаний, в том числе и танкерных. Одна из задач менеджмента – снизить влияние этого риска.

Стратегия СКФ-2025 направлена в том числе на последовательное снижение зависимости доходов «Сов­комфлота» от колебаний конъюнктуры фрахтовых ставок, что способствует укреплению финансовой стабильности предприятия.

В частности, это подразумевает увеличение доли флота, который работает по долгосрочным тайм-чартерным контрактам в рамках крупных (индустриальных) проектов. Это обеспечивает компании прогнозируемый устойчивый доход, а судам и экипажам – гарантированное трудоустройство, иногда на несколько десятков лет вперед. В этом плане серьезные возможности, и это предусмотрено Стратегией, открывает реализация масштабных нефтегазовых проектов в устье Оби. Компания уже успешно обеспечивает транспортировку нефти и газа из этого региона в рамках проектов «Новый Порт» и «Ямал СПГ».

Важным для «Совкомфлота» элементом индустриального сегмента бизнеса остается обслуживание морской нефтегазодобычи. При этом мы, безусловно, учитываем, что разработка шельфовых месторождений традиционно дороже, чем на суше, а реализация таких проектов в большей степени зависит от колебаний цен на углеводороды. Именно поэтому наша Стратегия предусматривает поиск возможностей и для участия в новых проектах, и для повышения эффективности нашего участия в уже действующих – в первую очередь за счет разумной, не в ущерб безопасности мореплавания, оптимизации расходов, повышения качества услуг и т.д.

В основе Стратегии СКФ-2025 лежит успешный опыт реализации программ развития предыдущих лет (2005-2010, 2011-2018), преемственность задач, а также всесторонняя оценка рисков и тщательный анализ, которые подтверждают, что наша нацеленность на развитие индустриального бизнеса обоснована.

– Как Стратегия СКФ-2025 отразится на работе конвенционального флота компании?

– Практика судоходной отрасли показывает: если компания успешно специализируется на каких-то сегментах рынка, для нее целесообразно такую специализацию сохранять. В долгосрочной перспективе это обеспечивает заметное конкурентное преимущество: повышает качество и надежность услуг перевозчика, снижает затраты, увеличивает экономическую эффективность производственного процесса и в конечном итоге позволяет рассчитывать на постоянное партнерство с ведущими нефтяными и газовыми компаниями.

Для «Совкомфлота» такой специализацией в сегменте конвенциональных танкерных перевозок является эксплуатация судов типоразмеров «Афрамакс» и «Суэцмакс», которые в том числе востребованы российской внешней торговлей. В обозримой перспективе Россия останется крупным экспортером нефти, поэтому «Совкомфлот» по-прежнему будет активно участвовать в логистическом обеспечении морской транспортировки российских углеводородов, что побуждает компанию к обновлению своего танкерного флота для перевозки нефтеналивных грузов.

Вместе с тем «Совкомфлот» не планирует спекулятивно наращивать флот конвенциональных танкеров. Заказы на новые суда для перевозок нефти и нефтепродуктов мы будем размещать только при наличии гарантий их стабильного трудоустройства на основании долго- либо среднесрочных тайм-чартерных контрактов. Более того, Стратегия СКФ-2025 предполагает, что по мере выбытия возрастного конвенционального тоннажа он может быть замещен преимущественно танкерами-газовозами, т.е. судами более высокотехнологичного класса.

За последний год при участии «Совкомфлота» были размещены заказы на строительство пяти газовозов ледового класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2». В рамках совместного с «Новатэком» предприятия «СМАРТ СПГ» планируется заказать еще десять таких газовозов. Возможно, для обеспечения логистических потребностей проекта будет необходимо еще большее число судов.

– Как Стратегия СКФ-2025 отразится на работе экипажей судов компании?

– Стратегия СКФ-2025 не предусматривает серьезного изменения численного состава флота СКФ. Поэтому общее количество работников плавсостава и береговых подразделений останется на сравнимом уровне. Мы ставим себе такую цель.

При формировании экипажей для новых газовозов компания в первую очередь делает ставку на собственные кадры. Нами разработана, утверждена правлением и уже реализуется специальная программа по переводу членов экипажей конвенциональных судов в газовый флот. Таким образом, мы даем шанс тем, кто хочет развиваться далее, приобрести новую специальность и дополнительные профессиональные навыки. Безусловно, это требует от соискателей большого упорства и серьезной работы над собой. Но я верю в моряков «Совкомфлота» и в качество российского инженерного образования, поэтому не вижу особых препятствий на этом пути. Без сомнений, компания поможет участникам этой программы пройти необходимую практическую подготовку и приобрести требуемый квалификационный стаж.

Предоставление морякам возможности для роста и развития внутри компании было и остается одним из приоритетов «Совкомфлота». Например, на вакантные должности капитанов и старших механиков в первую очередь выдвигаются перспективные кандидаты из числа действующих офицеров флота СКФ. Мы ценим труд членов экипажей наших судов, уделяем постоянное внимание повышению уровня их компетенций и мотивации. Уверен, моряки это чувствуют.

Наличие стабильного и квалифицированного плавсостава – одно из самых важных преимуществ СКФ. Во многом высокие результаты работы «Совкомфлота» объясняются уровнем подготовки наших экипажей, их профессионализмом и инженерной грамотностью, которые стали результатом продолжительной работы в группе СКФ.

Потому не случайно, что за последние 10 лет показатели эксплуатации флота у группы СКФ выше, чем в среднем по индустрии – при том, что мы эксплуатируем все более сложные с технической точки зрения суда, которые требуют серьезных знаний, регулярного повышения квалификации экипажей, постоянной технической учебы.

Я признателен нашим морякам и работникам береговых подразделений за лояльность компании. Индекс стабильности кадров плавсостава остается неизменно высоким: в 2019 году свои контракты с «Совкомфлотом» продлили 95,6% офицеров и 94,3% рядовых моряков.

– Какие еще изменения ждут флот СКФ к 2025 году?

– Одним из ключевых элементов Стратегии СКФ-2025 стала «Зеленая хартия»: мы стремимся постоянно снижать «углеродный след» от эксплуатации судов, одновременно сохраняя высокие экономические показатели.

Мы уверены, что в скором времени судоходную индустрию будут вести за собой те компании, которые предельно серьезно относятся к охране окружающей среды и безопасности мореплавания, понимают требования завтрашнего дня и планируют обновление флота соответствующим образом.

Поэтому в обозримом будущем все новые суда, заказанные «Сов­комфлотом», будут использовать в качестве основного топлива СПГ – безусловно, если это не противоречит требованиям фрахтователя. Компания продолжит совершенствовать эту технологию с инженерной и операционной точек зрения. Мы будем способствовать развитию рынка СПГ-топлива, выступать партнерами компаний, которые имеют планы вывести этот вид топлива на рынок как в России, так и глобально.

Подчеркну: сегодня СПГ – наиболее экологически чистый вид топлива, доказавший свою эффективность и доступный для коммерческого внедрения. Не исключено, что СПГ – лишь промежуточный этап. Мы изучаем различные возможности, но пока не видим предпосылок к тому, чтобы в ближайшие пять лет аммиак, аммоний, биодизель, водород или метанол могли стать полноценной альтернативой СПГ.

Следующим после СПГ шагом может стать использование силы ветра. По предварительной оценке, установка роторных парусов Флеттнера может принести экономию топлива в размере 5-7%. Для стандартного танкера типоразмера «Афрамакс» эта экономия составит около 330 тонн топлива в год.

Первоочередное право получать заказы СКФ на новые высокотехнологичные суда мы планируем предоставлять российским судостроителям. Для нас важно поддерживать развитие крупнотоннажного гражданского судостроения в России. Сегодня российские верфи уже ведут в интересах «Совкомфлота» строительство десяти различных танкеров для перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Общий объем этих заказов достигает $2 млрд.

В целом одна из первостепенных задач «Совкомфлота» – сохранять и постоянно укреплять свое технологическое лидерство. Для этого компания продолжит разрабатывать и внедрять передовые инженерные решения, которые будут задавать отрасли все более высокие стандарты безопасности, эффективности и экологичности. По уровню технической оснащенности флот группы СКФ уже сегодня стабильно входит в число лидеров на мировом рынке перевозок нефти и газа. В обозримом будущем технологическая конкуренция будет все более острой, и мы должны быть к этому готовы.

По материалам «Вестника СКФ»

Морские вести России №9 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России