Цифровое будущее - не для российского флота?
09.06.2020
Морской транспорт
Уже на протяжении многих недель информационное пространство полностью занято пандемией коронавируса. Без сомнения, сегодня - это центральная тема, затрагивающая жизнь и здоровье миллионов людей, а также экономики всех стран мира.
Между тем флот продолжает работать, продолжают свою деятельность судостроительные предприятия и компании, задействованные в обслуживании флота.
Неизвестные события
И вот на этом фоне разворачиваются другие, не менее драматичные события. События, неизвестные широкой публике. Да что там говорить, неизвестные в том числе и очень многим представителям морской отрасли, однако крайне важные с точки зрения дальнейшего существования и развития российского флота.
История берет свое начало в ноябре 2018 года, когда Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение о том, что необходимо запретить ввоз оборудования спутниковой связи всем, за исключением операторов связи, имеющих лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи (лицензия ПСС). В течение одного года это решение лежало под сукном, а в декабре 2019 года оно было приведено в действие. Если не вдаваться в технические детали и юридические тонкости, на практике такое решение означает буквально следующее: импортировать в РФ спутниковое оборудование могут только те компании, которые располагают своими спутниковыми сетями, то есть спутниками.
Чтобы понять суть решения ГКРЧ и оценить его последствия, необходимо разъяснить, как сегодня в РФ, да и во всех странах мира, устроен рынок морского оборудования спутниковой связи.
Исторически в России на рынке судового снабжения сложилось определенное разделение труда. С одной стороны - несколько десятков компаний-поставщиков занимаются комплексным оснащением и обслуживанием судов, в том числе импортом, дистрибуцией, береговым сервисным обслуживанием и ремонтом спутникового судового оборудования. С другой стороны - ограниченное количество компаний-провайдеров, которые занимаются предоставлением услуг связи. Каждая из двух категорий имеет свою специфику, требует особой компетенции и ресурсов, а также разрешительных документов на проведение тех или иных работ.
И вот ГКРЧ своим решением фактически ликвидирует бизнес нескольких десятков компаний, разрушает существующую систему дистрибуции судового спутникового оборудования и, как следствие, уничтожает все технологические цепочки, создававшиеся десятилетиями на морском рынке. Вся дистрибуция спутникового оборудования фактически передается двум компаниям, имеющим лицензии ПСС:
- ФГУП «Морсвязьспутник», представляющему на территории РФ интересы компании INMARSAT, являющейся оператором собственных спутников INMARSAT (Великобритания);
- ООО «Иридиум Коммуникейшн», дочерней организации компании IRIDIUM (США), которая также является оператором собственной спутниковой сети.
Итак, отныне спутниковые терминалы INMARSAT имеет право ввозить только ФГУП «Морсвязьспутник», а оборудование IRUDIUM - ООО «Иридиум Коммуникейшн».
Двигаемся дальше. Отдельно стоит упомянуть технологию VSAT, которая с точки зрения ее возможностей по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет является на сегодняшний день самой востребованной в мире. Весь мир сейчас переживает бум VSAT технологий. Станции VSAT массово устанавливаются на суда всех типов на всех флотах мира. Вот она - настоящая цифровизация. Многие компании даже сталкиваются с проблемой найма моряков, если на судне нет нормально функционирующего интернета.
Так вот, оборудование VSAT в результате действия решения ГКРЧ оказалось и вовсе под запретом. А флот без интернета. Только вдумайтесь! На сайте Минкомсвязи целый перечень оборудования VSAT, которое разрешено к ввозу в РФ, а компаний, которым этот ввоз разрешен, нет. Нонсенс.
Будущие проблемы
Давайте попробуем проанализировать, к чему могут привести ограничительные меры, введенные ГКРЧ? Вот лишь краткий перечень тех проблем, которые лежат на поверхности:
1. Во-первых, это массовый уход с рынка компаний, задействованных в оснащении флота. Пожалуй, это самый неприятный фактор, так как имеет вполне понятные социальные последствия. За этим стоят судьбы многих людей, их благополучие и благополучие их семей. Возможно, что последствия такого изменения ситуации на рынке окажутся гораздо более значимыми для бизнеса, чем негативные последствия, вызванные пандемией.
2. Хаос на рынке, вызванный невозможностью исполнения действующих контрактных обязательств. Штрафы, судебные иски, срывы сроков строительства судов и сроков реализации проектов в морской отрасли. Уже известно о нескольких случаях объявления поставщиками форс-мажорных обстоятельств и невозможности выполнения контрактных обязательств. Оборудование спутниковой связи, уже заложенное в проекты еще до принятия решения ГКРЧ, не смогут получить, только вдумайтесь: атомные ледоколы проекта 22220, строящиеся на Балтийском заводе, а также многофункциональные суда-снабженцы ледового класса IBSV 10022 для «Роснефти», строительство которых ведется на ССК «Звезда».
3. Монополизация рынка с последующим ростом цен, дефицитом и сужением ассортиментного ряда оборудования, доступного для российских судовладельцев.
4. Рост доли серых поставок в общем импорте судового оборудования.
5. Еще больший отток российских заказчиков с российских судостроительных предприятий и выбор в пользу иностранных верфей. Кстати, спутниковое оборудование, установленное на судах в иностранном порту или на иностранной верфи, не попадает под ограничение ГКРЧ.
Нет смысла объяснять, что означает «связь» для моряков. Это и спасение человеческих жизней в чрезвычайных ситуациях, это и общение с родными и близкими, это и решение сложнейших профессиональных задач. Что же заставило ГКРЧ принять это весьма спорное решение? Ради чего принесены в жертву интересы морского бизнеса и судьбы людей? Представители Минкомсвязи, к сожалению, не потрудились объяснить, мотивы своих действий, поэтому постараемся догадаться сами. Забегая вперед, отметим, что найти хоть какую-то логику в действиях чиновников Минкомсвязи не удалось.
В поисках логики
Итак, версия первая. «В интересах государственной безопасности». Ходят слухи, что таким образом был ограничен доступ в РФ неких новых перспективных спутниковых систем, обеспечивающих глобальный интернет в любой точке мира. Оставим без комментариев необходимость подобных ограничений для новых перспективных технологий - спецслужбам виднее. Однако очевидно, что такая операция должна была проводиться скальпелем, а не топором. В итоге же хотели запретить одно, а запретили случайно всё! Даже то спутниковое оборудование, которое не предназначено для выхода в интернет. Заодно уничтожили систему дистрибуции морского спутникового оборудования и разрушили все технологические цепочки поставок.
Версия вторая. «Попытка взять использование спутникового оборудования под дополнительный контроль». Тут важно понимать две вещи. Во-первых, порядок ввоза оборудования не определяет порядок его дальнейшего использования. Неважно, у кого вы купили, к примеру, терминал Inmarsat-C. Регистрировать его вы все равно придете в «Морсвязьспутник». А во- вторых, на сегодняшний день ввоз спутникового оборудования - это крайне контролируемый и зарегулированный процесс. Участники рынка уже досыта наелись всякими реестрами РЭС и ВЧУ, лицензиями Минпромторга и тому подобной бюрократической рутиной. Все и так под жесточайшим контролем.
Версия третья. «Импортозамещение». Очевидно, что есть горячие головы, считающие, что ввоз иностранного оборудования необходимо ограничить или даже запретить. И тут же мы начнем поставлять на флот свое - российское. Для начала важно отметить, что на сегодняшний день на рынке нет ни одной сертифицированной судовой спутниковой станции отечественного производства. Ни одной! Специалистам очевидно, что от запрета или ограничений такие станции тоже не появятся. Это узкий рынок, с высокой конкуренцией, исключительными требованиями к качеству оборудования и его доступности в любой точке мира. Приведем в качестве примера судовые терминалы телексной связи Inmarsat-C, которые, кстати, являются элементом Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). В мире существует всего три (!) компании, производящие такие станции: две японские и одна датская. В этот рынок не стремятся включиться даже могущественные американцы или китайцы, понимая, что он весьма невелик, но при этом довольно низкомаржинальный, а конкуренция зашкаливает. И совершенно очевидно, что нет абсолютно никаких экономических предпосылок для создания своего «велосипеда». Такая попытка обречена на провал.
Вполне может оказаться, что у принимающих решение «больших» людей в голове смешались все эти три сценария - и родину обезопасить, и импортозаместить что-нибудь, и бизнесу в очередной раз гайки затянуть, чтобы не расслаблялись. А бизнес между тем уже фиксирует убытки. Судовладельцы еще не вполне смогли оценить результаты такой ограничительной активности, но это вопрос очень скорого времени, когда придет осознание того, что в технологической, читай конкурентной, гонке им не только не выиграть, но даже и не поучаствовать. Поэтому российские судовладельцы, судостроители, Минтранс, Минпромторг уже сейчас могли бы начать задавать вопросы господам из Минкомсвязи и ГКРЧ: «А на каком таком основании и с какими такими полномочиями организация, цель которой следить за использованием частотного спектра, вдруг вмешивается в работу живого рыночного организма и диктует, кому чем заниматься, ломая при этом судьбы людей и компаний и разрушая то, что строилось десятилетиями?».
P.S. На момент выхода статьи Государственная комиссия по радиочастотам, вероятно уже осознав, что флот несет некоторые «издержки», решила немного ослабить гайки. Ввозить оборудование по госконтрактам теперь дозволено. Ну а коммерческий флот по-прежнему такой возможности лишен. Даже не будем пытаться искать логику в этом решении. Может, вы попробуете?
По материалам газеты "Морские вести России" № 8 за 2020 г.