Порт Пригородное: новые стандарты морских перевозок - Морские вести России

Порт Пригородное: новые стандарты морских перевозок

12.05.2022

Морские порты

Порт Пригородное: новые стандарты морских перевозок

Фото: Танкер у ВПУ нефтяного терминала в порту Пригородное/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Открытый в 2008 году в морском порту Пригородное специализированный терминал по перевалке на экспорт сжиженного природного газа и сырой нефти международного проекта «Сахалин-2» стал первым такого рода терминалом в России. Если транспортировке газа, как основному направлению работы порта, посвящены детальные обзоры в ведомственных изданиях, то перевалке нефти, которая составляет порядка 30% грузооборота, уделялось меньше внимания. Между тем на нефтеналивном терминале были реализованы новые для отечественной индустрии технологии, а его работа сформировала новые стандарты для морских перевозок.

Сергей Яковлев, исполняющий обязанности капитана морского порта Пригородное ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Технологические особенности нефтетерминала

С момента отгрузки первой экспортной партии в декабре 2008 года по конец 2021 года в порту Пригородное перевалено 69,7 млн тонн нефти (в среднем ежегодно от 4 млн до 6 млн тонн, ежемесячно – порядка 500 тыс. тонн, или 4-5 грузовых партий). Начиная с 2015 года порт экспортирует нефть новой марки Sakhalin Blend – смесь сорта Vityaz с газовым конденсатом Киринского месторождения. В 2021 году на экспорт отгружено 4,16 млн тонн нефти.

Терминал отгрузки нефти функционирует как часть единого технологического процесса по добыче, производству и транспортировке углеводородов. Центр автоматизированной системы управления терминалом расположен на территории производственного комплекса «Пригородное». От месторождений на шельфе Сахалина в Охотском море – Пильтун-Астохского и Лунского – нефть доставляется по трубопроводу на завод, где ее смешивают с конденсатом.

Смесь экспортной марки направляют в хранилища – два стальных резервуара объемом около 100 тыс. м3 каждый, а затем по подземному и подводному трубопроводу на выносное причальное устройство (ВПУ) в 4,5 км от берега.

Терминал способен принимать неф-теналивные танкеры вместимостью от 40 тыс. до 150 тыс. м3 и осадкой до 18 метров. Типовая партия нефти составляет около 120 тыс. м3, или 98 тыс. тонн. Среднее время погрузки танкера – от 14 до 24 часов.

Танкерные инновации

Танкеры, работающие в Пригородном, были созданы специально с учетом навигационных условий региона и нюансов технологии погрузки. Особенность навигации в Сахалинском бассейне – плавание во льдах при низких температурах.

До начала отгрузки нефти в Пригородном практика строительства танкеров грузоподъемностью от 100 тыс. тонн усиленного ледового класса отсутствовала как таковая. В 2002 году нефтегазовыми компаниями Сахалина и «Приморским морским пароходством» был организован экспериментальный ледовый рейс танкера «Приморье», на тот момент одного из семи танкеров в мире с минимальным ледовым классом L3. Судно прошло по заливу Анива, поднялось по Татарскому проливу до Де-Кастри в сопровождении двух ледоколов и ледовой авиации. По итогам рейса был определен необходимый ледовый класс для судов подобных размеров, классификационными обществами был введен термин «винтеризация», а конструкторами разработано носовое погрузочное устройство (НПУ) в так называемом зимнем варианте.

Сегодня в порту работают три однотипных танкера ПАО «Совкомфлот»: «Залив Байкал», «Залив Анива» и «Залив Восток». Все суда имеют двухкорпусную конструкцию, балластные танки изолированного балласта. Учитывая, что погрузка ведется с ВПУ, все танкеры оборудованы НПУ для нефти и носовым швартовным устройством.

Если конвенционный вариант НПУ предусматривает наличие приемника за бортом, то для танкеров в Пригородном применяется зимний вариант. Данное устройство сконструировано так, что даже в случае мельчайшего зазора, вызванного, например, кусочком льда, застрявшим между береговым и судовым фланцами, нефть не попадает за борт судна. Для сбора возможных протечек создан специальный поддон, который соединен трубопроводом с одним из грузовых танков.

Для первых двух танкеров, пришедших в порт, – «Губернатор Фархутдинов» и «Остров Сахалин» – было произведено дооборудование, а еще на семи судах НПУ нового типа были установлены судостроителями.

Швартовка и погрузка

Швартовка судна к ВПУ имеет свои особенности. ВПУ оборудовано соответствующим освещением, навигационными огнями, устройством подачи звуковых сигналов при ограниченной видимости, радиолокационным маяком-ответчиком.

Швартовное устройство состоит из бриделя, поплавка, швартовного конца и проводника. Проводник подают на судно через центральный клюз танкера. Швартовный конец поднимают на борт, крепят к швартовной лебедке, вытягивают цепную часть бриделя и фиксируют при помощи гидравли-ческого стопора.

В то же время со стороны кормы работает буксир, предотвращая движение танкера в сторону ВПУ. На случай аварийных ситуаций предусмотрена система аварийной остановки погрузки, отшланговки и отдачи бриделя. Поскольку танкер невозможно оградить бонами из-за работающего с кормы буксира, поблизости дежурит судно ЛРН «Нефтегаз-55» в состоянии немедленной готовности к ликвидации возможного разлива.

Все операции у ВПУ производятся по командам лоцмана. Во время работы на баке танкера находится помощник лоцмана с лазерным дальномером и пультом дистанционного управления лебедками ВПУ, который информирует лоцмана о процессе приближения к терминалу, подаче и фиксации на борту судна швартовного бриделя, процессе шланговки.

В основе грузовой операции – стыковка трубопроводных систем терминала и судна. Для подачи шланга к приемному фланцу грузового трубопровода судна оператор, дистанционно управляющий лебедкой с бака танкера, опускает конец шланга с салазками до уровня палубы обеспечивающего буксира.

На буксире салазки стропятся к шкентелю стыковочного устройства танкера. Затем грузовой шланг поднимается к слипвею и на салазках скользит к стыковочному узлу, где при помощи гидравлических захватов герметично соединяется с фланцем приемного трубопровода судна. После проверки фланцевого соединения на герметичность разрешается открывать клапаны для погрузки.

Режим погрузки зависит от навигационной обстановки. При скорости ветра 15 м/сек грузовые операции прекращаются, но судно остается пришвартованным. Если нет усиления ветра, то грузовой шланг не отсоединяется. При увеличении скорости ветра до более 20 м/сек грузовой шланг должен быть отсоединен. Если скорость ветра выше 25 м/сек либо высота волн превышает 3 метра, либо превышена нормативная нагрузка на швартовный бридель, либо работа удерживающего буксира становится невозможной – в этих случаях танкер должен отойти от ВПУ на безопасное расстояние.

Повышенные требования к безопасности

Безопасность танкеров имеет исключительно важное значение для морских перевозок сырой нефти. Поэтому в порту Пригородное к танкерам применяют повышенные требования. Как правило, инспекционные осмот-ры проходят с участием капитана порта.

О соблюдении стандартов и нормативов говорит многолетняя статистика. У танкеров отсутствуют серьезные несоответствия, влекущие задержание судна или свидетельствующие о неудовлетворительном техническом состоянии. Квалификация и компетентность экипажей, которые проверяются при оформлении судна и осмотрах инспекцией государственного портового контроля, также не вызывают серьезных замечаний.

Ежегодно порт посещают порядка 250 судов, из которых основная часть – газовозы и нефтеналивные танкеры. В 2021 году осуществлено 223 захода судов различных типов. Из них 220 судов под иностранными флагами. Проинспектировано 3 судна под флагом РФ и 10 судов под иностранными флагами.

Большим успехом проекта «Сахалин-2» в порту Пригородное можно назвать создание надежной, технологически выверенной системы регулярной отгрузки нефти и организацию безаварийного морского судоходства в соответствии с международными и национальными требованиями.

Морские порты №2 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ