Есть потенциал, будет и развитие - Морские вести России

Есть потенциал, будет и развитие

29.04.2022

Морские порты

Есть потенциал, будет и развитие

Фото: Порт Евпатория/ФГБУ «АМП черного моря»

Евпатория – универсальный морской порт, специализирующийся на перегрузке генеральных и навалочных грузов, добыче морского песка и отгрузке на суда и автотранспорт, обработке специализированного флота, обслуживающего нефтегазовый комплекс по добыче углеводородов на шельфе Черного моря, а также на выполнении буксировочных, краново-монтажных и водолазно-подводных работ.

Порт расположен на западном берегу полуострова Крым и состоит из четырех участков акватории: №1 – Евпаторийский участок в северо-западной части Каламитского залива Черного моря; №2 и №3 – участки Донузлава в юго-западной части озера Донузлав; №4 – Черноморский участок в озере Панском.

Валерий Голубцов, капитан морского порта Евпатория ФГБУ «АМП Черного моря»

Особенности места

Условия плавания в порту Евпатория определяются сильными сезонными ветрами: с ноября по март ветра севе-ро-восточного направления нередко носят ураганный характер, их скорость может достигать более 30 м/сек; южные так же могут достигать 25-30 м/сек. При этом высота волн в акватории порта может быть до 5 метров, а во внутренней гавани и на озере Донузлав – до 3 метров. Штормовые ветра северных направлений при отрицательных температурах, как правило, вызывают обледенение судов и гидротехнических сооружений. Акватория порта входит в зону действия морского района А1 ГМССБ.

Сегодня на участке №1 морского порта осуществляют деятельность маломерные рыбопромысловые суда, ведутся сезонные морские перевозки на маломерных судах и яхтах; на участках №2 и №3 идет добыча и перевалка морского песка на суда и автомобили, сезонная перевалка зерна, деятельность маломерных рыбопромысловых судов (на причале Северной косы имеется два портальных крана грузоподъем-ностью 10 и 16 тонн, на причале Южной косы – передвижной погрузчик для перевалки песка); на участке №4 базируются суда, осуществляющие обслуживание и снабжение объектов, занятых добычей углеводородов на шельфе Черного моря.

В порту 13 причалов, 6 из которых технологические, 1 – вспомогательный портофлота. Глубины у грузовых причалов рассчитаны на суда с осадкой от 3,5 до 5 метров. Следует отметить, что практически все причалы находятся в ограниченно работоспособном состоянии и требуют ремонта и модернизации.

Показатели и планы

По результатам 2021 года грузооборот порта в сравнении с предыдущим годом снизился на 19,8% (или на 48,7 тыс. тонн) и составил 195,5 тыс. тонн. Преобладали насыпные грузы, в основном зерно и песок. Перевалка грузов на паромах, накатных, навалочных, а также перевозка пассажиров, как и в 2020 году, не осуществлялись. В 2022 году грузооборот планируется в объемах прошлого года.

Количество судозаходов (приход+отход) за 2021 год составило 1728, что на 20,7%, или 450 судозаходов, меньше, чем в 2020 году. Из них заходы грузовых судов – 1442 (в 2020 г. – 1880), рыболовецких судов – 148 (в 2020 г. – 203), пассажирских – 2 (в 2020 г. – 2), прочих – 136 (в 2020 г. – 93).

В 2021 году ФГБУ «АМП Черного моря» были подготовлены документы для изменения границ морского порта Евпатория, которые утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.02.2022 г. №268-р. В соответствии с данным распоряжением в границы порта включен дополнительный учас-ток территории и акватории, в пределах которого планируется создать новую инфраструктуру для перевалки грузов и стоянки судов, что будет способствовать развитию морского порта.

Выявили и устранили

По итогам года Службой капитана морского порта Евпатория всего было оформлено 864 прихода/отхода судов, из них одно судно под иностранным флагом, остальные – под российским. За прошлый год было осмотрено 38 судов под флагом РФ, из них 3 маломерных рыбопромысловых судна и 19 маломерных судов. Выявлено 57 нарушений, из них 2 нарушения на маломерных рыболовецких судах и 22 нарушения на маломерных судах.

Выдано 2 извещения об отказе в разрешении на выход судна из порта. Привлечено к административной ответственности одно должностное лицо.

Наиболее повторяющимися были нарушения в области безопасности мореплавания, связанные с наличием на борту и корректурой навигационных пособий, неудовлетворительным состоянием и отсутствием спасательного оборудования и аварийного снабжения, плохим состоянием навигационного оборудования, нерабочим состоянием навигационных огней, нарушением герметичности ходового мостика, утратой основных мореходных качеств – остойчивос-ти и непотопляемости, отсутствием судовых журналов, планов и свидетельств.

В части оказания госуслуг Службой зарегистрировано 18 маломерных судов, используемых в целях коммерческой деятельности, выдано 54 свидетельства, в том числе: о праве плавания под флагом РФ – 2; о праве собственности – 2; судовых билетов – 36; об исключении из реестров– 10; о госрегистрации ограничения (обременения) прав на судно – 2; о минимальном составе экипажа – 1; о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом – 1.

Обеспечивая транспортную безопасность

В 2021 году угроз незаконного вмешательства в акватории порта не зарегистрировано. В рамках реализации федеральной целевой программы по оснащению порта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) установлено специализированное оборудование, которое обес-печивает эффективный контроль обстановки в акватории порта и на подходах к нему.

В целях обеспечения транспортной безопасности в порту созданы комплексные системы информирования об угрозах безопасности и реагирования на них. Практическая отработка совместных действий проводится во взаимодействии с компетентными органами и субъектами транспортной инфраструктуры, а также в ходе сов-местных тренировок и учений.

Службой капитана порта организованы:

– мониторинг обстановки;

– реализация распоряжения капитана порта о порядке информирования в морском порту об угрозах совершения актов незаконного вмешательства;

– взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, с подразделениями Пограничного управления ФСБ по Республике Крым, постом ФТС, Крымским ЛУ МВД на транспорте, ГИМС МЧС по Республике Крым;

– взаимодействие с Черноморским флотом, территориальными органами ФСБ, МВД, органами местного самоуправления, субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе по предотвращению, прекращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории порта и т.д.

С работниками Службы проводятся тренировки, занятия и учения по безопасности мореплавания, транспортной безопасности и действиях при ЧС, анализу действий в критических ситуациях.

В течение года специалисты Службы принимали участие в работе Антитеррористической комиссии г.Евпатории, комплексных проверках состояния режима в морском пункте пропуска, проводимых совместно с государственными контролирующими органами, в Ялтинской конференции «Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации», межведомственных учениях по контртеррористическим операциям. Кроме того, приняли участие в 4 заседаниях Координационного совета морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Евпатория».

Морские порты №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты