Без происшествий в сложных условиях - Морские вести России

Без происшествий в сложных условиях

26.04.2022

Морские порты

Без происшествий в сложных условиях

Фото: Морской порт Астрахань/ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Хотя прошедший год был непростым для предприятий морской отрасли РФ, он дал новый опыт, научил организовывать работу морских портов и линий в условиях эпидемиологической обстановки, при наличии ограничительных мер. В таких условиях ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» продолжало успешно обеспечивать безопасность мореплавания и порядок в морских портах Астрахань, Оля и Махачкала, организовывать морское судоходство в портах и на подходах к ним, не допустив ни одного ЧП по своей вине.

Николай Ковалев, исполняющий обязанности руководителя ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Так преодолели локдаун

Несмотря на все сложности, связанные с пандемией коронавируса, ФГБУ «АМП Каспийского моря» по итогам 2021 года удалось добиться неплохих результатов: ледокольные проводки прошли без единого аварийного случая, увеличились показатели по дип-ломированию, регистрации судов и прочим госуслугам, что способствовало повышению доступности и конкурентоспособности портов Каспийского бассейна. Благодаря полной компьютеризации, многие специалис-ты АМП смогли перейти на удаленную работу.

В целом компьютеризация позволила наладить электронный документооборот, серьезно сократив поток бумажной документации. Применение информационных систем дало службам АМП более широкие возможности для анализа и прогнозирования, рационального использования рабочей силы. Практически в каждом подразделении, как и в АМП других бассейнов, внедрены системы автоматизации.

В бухгалтерии внедрена комплексная система автоматизации бухгалтерского, налогового и управленческого учета, онлайн-платежные системы, создана электронная отчетность. Все это позитивно повлияло на сроки проведения платежей, ведение отчетности, а подразделению дало возможность активно участвовать в онлайн-семинарах по бухгалтерскому учету.

Финансово-экономический отдел также широко использует электронную отчетность, здесь автоматизированы процессы по оформлению портовых сборов (выписке дисбурсментских счетов). Отдел закупок также работает с электронной отчетностью, с информационными системами в области организации закупочной деятельности, базами данных электронной системы «Госзаказ».

Отдел кадров сдает статистическую отчетность в электронном виде, учас-твует в онлайн-семинарах, дистанционных курсах повышения квалификации, готовит кадровые приказы в БЭСТ-5, ведет личные дела сотрудников.

Юридический отдел работает с электронными справочно-правовыми системами, участвует в видеоконференциях, касающихся юридичес-ких вопросов деятельности АМП. Административно-хозяйственный отдел сдает отчеты в электронном виде, взаимодействует с партнерами через различные информационные системы. Так что многие подразделения и службы АМП активно используют цифровые технологии.

Все подразделения применяют в работе конференц-связь, ведут удаленный мониторинг, обмениваются данными для исполнения профессиональных обязанностей, работают на онлайн-платформах.

Использование информационных систем позволило коллективу относительно безболезненно пережить обстоятельства, связанные с локдауном во время пандемии коронавируса.

Высокие показатели работы Администрации в 2021 году были отмечены Росморречфлотом: экспертная комиссия ведомства по итогам года удостоила ФГБУ «АМП Каспийского моря» диплома конкурса «Лидер отрасли» в номинации «Администрация морских портов». Большая заслуга в этом принадлежит руководителю АМП Магомеду Алиевичу Абдулатипову, недавно завершившему работу на своем посту. Более 10 лет он руководил АМП Каспийского моря. При нем были достигнуты устойчивые финансово-хозяйственные показатели, оптимизирована штатная численность, отобран и сплочен коллектив из квалифицированных, ответственных и преданных своему делу работников, выработаны единые требования и стандарты для многих рабочих процессов. 14 января 2022 года коллектив АМП Каспийского моря с большой теплотой и сердечностью попрощался с Магомедом Алиевичем, выразил ему благодарность за большой вклад в развитие и укрепление учреждения и от всей души пожелал успехов на новом месте работы.

Грузооборот и судозаходы

Грузооборот морских портов Каспийского бассейна сократился на 14% по сравнению с 2020 годом, когда было обработано 8,1 млн тонн, и составил 6,97 млн тонн. При этом объем перевалки сухогрузов снизился на 22,3%, до 2,62 млн тонн, нефтяных грузов – на 8%, до 4,35 млн тонн.

Объем перевалки сухогрузов уменьшился за счет зерна (-28%), черных металлов (-81,4%), тарно-штучных (-29,6%) и лесных грузов (-9,4%). В то же время увеличилась перевалка грузов в контейнерах (+15%), прочих навалочных (в 2,3 раза). Перевалка наливных грузов сократилась за счет сырой нефти (-11,2%) и нефтепродуктов (в 2 раза), в то же время перевалка пищевых грузов наливом увеличилась на 31,2%.

Объем перевалки грузов снизился в порту Астрахань на 10,4%, до 2,26 млн тонн, Оля – на 40,4%, до 0,36 млн тонн, Махачкала – на 12,6%, до 4,36 млн тонн. Анализ грузооборота за 2021 год по видам перевозок показал, что доля экспорта составляет 33,4%, импорта – 8,4%, транзита – 55%, каботажа – 3,1%.

В портах АМП в настоящее время осуществляют перевалку внешнеторговых грузов более 20 стивидорных компаний, их доли в грузообороте порта в 2021 году также изменились.

Рис. 1. Объем перевалки грузов в морских портах Астрахань, Оля, Махачкала в 2020-2021 гг., тыс. тонн

Судооборот портов Астрахань, Оля и Махачкала составил 11167 судозаходов (в 2020 г. – 11637), из них под российским флагом – 9808 (в 2020 г. – 10256), под иранским флагом – 524 (в 2020 г. – 665). По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество заходов судов из Казахстана, Туркменистана и Азербайджана соответственно до 465 против 451, до 266 против 217, до 104 против 48.

Количество судозаходов в 2021 году сократилось в портах Астрахань – до 7836 против 8663 в 2020 году – и Оля – до 294 против 453, но увеличилось в порту Махачкала – до 3037 против 2521.

Рис. 2. Количество судозаходов в морских портах Астрахань Оля, Махачкала в 2020-2021 гг., ед.

Дноуглубление всегда на контроле

Дноуглубление – один из важных факторов обеспечения безопаснос-ти мореплавания, который всегда находится на контроле у АМП Кас-пийского моря. Он также влияет на привлекательность портов и, соответственно, на объемы грузооборота.

Необходимо отметить, что все порты Каспийского бассейна РФ являются достаточно сложными для судоходства. Поэтому при большом количестве причалов, разных глубинах, ограничениях по осадке и ширине судов составление графика движения судов – это своего рода искусство: необходимо учитывать все эти особенности.

Но самый сложный объект, который используется для судоходства на Каспии, – Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК). В мировой судоходной практике, наряду с Суэцким, Кильским и Панамским каналами, он является одним из старейших и одним из самых протяженных – его длина 188 км. Он начинается с нулевого километра, который расположен в 20 км ниже города Астрахани, и состоит из двух частей: русловой части (с 0 км до 86 км) и морской части (с 86 км до 188 км).

Проблема дноуглубления ВКМСК требует особого внимания. В нас-тоящее время канал соответствует всем нормам обеспечения безопасности мореплавания. С его помощью соединяются морские порты Каспийского моря и нефтяные мес-торождения Каспия с внутренними водными путями – Волгой и другими реками водных бассейнов России. Но для поддержания его габаритов в надлежащих параметрах требуется ежегодно проводить дноуглубление участков, подверженных заносимос-ти или заиливанию. Ежегодно АМП устанавливает приоритетные участки проведения дноуглубительных работ на ВКМСК и в морских портах на рабочих совещаниях с Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт».

Объем ремонтного дноуглубления, проведенного «Росморпортом» на ВКМСК в навигацию 2021 года, составил 3,94 млн кубометров. Выполненные работы позволили обес-печить безопасность мореплавания судов с осадкой до 4,2 метра. Во время работ на всем протяжении канала были задействованы суда филиала «Росморпорта»: 2 фрезерных несамоходных земснаряда, 2 самоотвозных трюмных землесоса и 1 многочерпаковый земснаряд с грунтоотвозными шаландами, также привлекли вспомогательный техфлот, обеспечивший работу земснарядов. Работы в акватории канала произведены на лимитирующих участках 123-170 км на период до 2027 года.

Технические возможности порта Махачкала позволяют принимать суда длиной до 150 метров с осадкой до 4,5 метра в Сухогрузной гавани и до 6,5 метра в Нефтяной гавани. Ежегодно для поддержания на подходных каналах порта Махачкала навигационных и проектных глубин Махачкалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» проводятся ремонтные дноуглубительные работы.

Ледокольные проводки

Продолжительность ледокольных проводок в портах Астрахань и Оля всегда разная. В порту Астрахань, например, согласно статистике, в 2016-2017 гг. она составила 89 суток при среднесуточной проводке 7,89 суток; в 2017-2018 гг. – 75 суток при среднесуточной проводке 7,17 суток; в 2018-2019 гг. (традиционная навигация) – 71 сутки при среднесуточной проводке 7,1 суток.

А вот зимняя навигация 2019-2020 гг. была уникальной в своем роде – она длилась всего двое суток с 18 по 20 февраля 2020 года. За эту короткую навигацию тремя ледоколами было проведено 22 судна, из них возрастом 30 лет и более – 14 (63,6%); среднесуточная проводка составила 11 суток. Ледокольные проводки в следующем сезоне начались 04.12.2020 г., а закончились 18.03.2021 г. За 104 суток двумя ледоколами провели 797 судов: самостоятельно под контролем ледоколов – 346; в составе караванов под проводкой ледоколов – 451, из них возрастом 30 лет и более – 459 (57,5%) при среднесуточной проводке 7,7 суток.

Главная задача АМП перед зимней навигацией – подготовиться к периоду ледокольных проводок, чтобы держать ситуацию под полным контролем, обеспечить движение судов в соответствии с требованиями безопасности мореплавания в ледовых условиях.

Так и в прошедшем году в АМП Каспийского моря собирались заседания Бассейновой комиссии по организации ледокольных проводок судов в портах Астрахань и Оля и на подходах к ним. Информация о ледовой обстановке доводилась до заинтересованных организаций и учреждений различными способами, в том числе и электронными, как и информация о техническом состоянии ледоколов, СНО и глубинах в акватории ВКМСК, о лоцманском обеспечении и деятельности СУДС.

Службы капитанов портов Астрахань и Оля в 2021 году, как обычно, заранее разрабатывали планы мероприятий с учетом всех аспектов организации ледокольного обеспечения и особенностей портов.

Зимняя навигация прошедшего года длилась с 25.12.2021 г. по 22.02.2022 г. В этот период из портов Астрахань и Оля ледоколами было выведено 181 судно, из них возрастом 30 лет и более – 127 судов, приведено с моря – 196 судов, из них возрастом 30 лет и более – 113 судов. Всего за период ледокольных проводок проведено 377 судов, из них возрастом 30 лет и более – 240 судов (63,7%).

Морские порты №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты