Морской порт Провидения – нетронутая жемчужина Арктики - Морские вести России

Морской порт Провидения – нетронутая жемчужина Арктики

29.12.2021

Морские порты

Морской порт Провидения – нетронутая жемчужина Арктики

Фото: commons.wikimedia.org/Ansgar Walk

Морской порт Провидения расположен в одной из самых красивых бухт восточного сектора Арктики и привлекает туристов со всего света. Закрытый горами фьорд, образованный доисторическим ледником, врезается в материк на 34 км и служит идеальным местом для захода судов, обеспечивая безопасную якорную стоянку. Выгодное географическое месторасположение порта обеспечивает ему перспективы одного из ключевых пунктов Северного морского пути.

Андрей Белокопытов, и.о. капитана морского порта Провидения ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Бухта промыслов

Задолго до того, как бухта Провидения появилась на международных картах в середине XIX века, она была домом эскимосов и чукчей – потомков древних жителей Арктики, а затем – безопасной гаванью для китобоев, промысловиков и торговцев из разных стран. В 1660 году здесь впервые побывала русская экспедиция Курбата Иванова, осваивающая новые промысловые рынки.

Название Providence («Провидение») в 1848 году дал английский мореплаватель Томас Мур, отправившийся на спасение соотечественников, искавших северо-западный проход из Атлантики в Тихий океан. Тогда он спасся от шторма в удобном фьорде.

Датой основания порта Провидения считается 1937 год, когда с одобрения знаменитого полярника Отто Шмидта был утвержден проект строительства порта как опорного пункта на трассе Северного морского пути (СМП). С тех пор концепция порта не утратила актуальности.

Порт снабжения и транзита

В последние годы грузооборот порта остается на стабильном уровне, обусловленном потребностями жителей окрестных поселков. В 2020 году объем перевалки вырос на 54%, до более чем 26 тыс. тонн (примерно половина из них – уголь, треть – нефтепродукты, остальное – генеральные грузы).

За четыре месяца навигации 2021 года грузооборот составил 17 тыс. тонн. В порт зашло 19 судов: 3 танкера с грузом авиационного керосина и дизельного топлива (более 3,8 тыс. тонн), 2 балкера с углем (11,5 тыс. тонн), 5 судов с контейнерами и генеральными грузами, 8 транзитных судов под оформление таможенными и пограничными властями, а также парусное учебное судно «Паллада», совершавшее рейс, посвященный 280-летию Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга.

Время пребывания «Паллады» в порту выдалось достаточно насыщенным. Парусник открыли для посещения, на территории порта организовали коридор для прохода жителей. Курсанты из экипажа проводили экскурсии по судну. Больше всего впечатлений было у местной детворы. Администрация поселка со своей стороны организовала для гостей культурную программу. Выходя из порта, «Паллада» подняла паруса и под марш «Прощание славянки» покинула акваторию.

Порт открыт для захода судов под иностранными флагами. В последние два года это были суда под флагами Нидерландов, Италии, Франции и Багамских островов. Одним из заметных событий стал заход двух голландских судов: Happy Diamond и Happy Dragon, следовавших из корейского порта Масан с грузом крупногабаритного оборудования для Иркутского завода полимеров – для оформления пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Особенности порта

Период навигации в порту Провидения длится с июня по ноябрь. В 2021 году навигация была открыта 18 июня. Завершение зависит от ледовой обстановки. В зимний период порт замерзает, ледокольное обслуживание не предусмотрено.

Порт принимает суда длиной до 200 метров и осадкой до 10 метров, у причала нефтебазы – до 9,5 метра. В акватории расположено 12 якорных мест, допускается заход и стоянка судов с осадкой до 14 метров.

В настоящий момент в порту действуют четыре причала: №1 и №2 для навалочных и генеральных грузов, неф-

теналивной пирс и пассажирский причал. Работают пять кранов. В 2020 году ООО «Гибробалт» выполнило гидрографические работы, согласно отчету в южной части причала №1 глубина уменьшилась до 8,5 метра.

Специфика работы порта связана с разными географическими и техническими факторами. Доставить груз в порт и выгрузить на причал – это только половина дела. Далее работают плашкоуты, которые доставляют груз по поселкам с выгрузкой на необорудованный берег.

В нынешнюю навигацию работал СПА «Михаил Семенов», делавший рейсы в поселки Лаврентия, Сиреники, Энмелен, Нунлигран и Эгвекинот. Благодаря профессионализму экипажа навигация была отработана без происшествий, аварийных ситуаций не зафиксировано.

Пассажирское судоходство и круизные перспективы

Ежегодно морскими пассажирскими перевозками в порту пользуется порядка 270-280 человек. Перевозки выполняет т/х «Капитан Сотников» по маршруту Анадырь – Эгвекинот – Провидения – Лаврентия – Беринговский. Судовладелец АО «Анадырьморпорт» старается выдерживать график движения, но иногда его нарушает стихия. Так, например, в августе этого года т/х «Капитан Сотников» в течение восьми дней не выходил в рейс из порта Провидения, пережидая штормовую погоду.

Открытый в конце 90-х годов круизный рынок обеспечил растущий поток иностранных туристов. Помимо красоты и уникальной природы национального парка «Берингия», интерес представляют этнические и истори-ческие достопримечательности. В среднем порт посещает несколько круизных судов в год, курсирующих между Аляской и Чукоткой.

Сейчас круизный рынок переживает кризис, связанный с санитарными ограничениями. В 2021 году отменены заходы трех круизных судов. Однако туроператоры не теряют оптимизма. На 2022 год поданы заявки на заход четырех пассажирских лайнеров.

В комфортных условиях

Служба капитана порта обеспечивает оформление заходов и отходов судов, осуществление инспекционных проверок ГПК в период навигации – с июня по ноябрь. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» обеспечило и оснастило Службу всем необходимым для работы. Созданы комфортные условия для труда, поставлено современное оборудование, действует постоянная телефонная связь.

Оформление приходов-отходов судов происходит в круглосуточном режиме. В данный момент монтируется программный комплекс, включающий АИС, GPS-систему и электронную картографию, который обеспечит возможность контроля обстановки в акватории порта и на подходах к нему в режиме реального времени.

Перспективы развития порта Провидения связаны с развитием грузовой инфраструктуры. Создание в порту современного грузового перегрузочного пункта на трассе СМП на самом деле имеет большой потенциал. Помимо удобного географического расположения порта, бухта укрыта от ветров, грунт на рейде хорошо удерживает суда, а замерзает бухта последней на Чукотке.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты