Порт Кандалакша готов к росту грузооборота - Морские вести России

Порт Кандалакша готов к росту грузооборота

17.12.2021

Морские порты

Порт Кандалакша готов к росту грузооборота

Фото: ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Морской порт Кандалакша, расположенный на берегу Белого моря в северо-западной части Кандалакшского залива, представляет собой удобную, защищенную от морских волнений губу с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов. Порт по-прежнему располагает пятью грузовыми причалами, на которых в основном переваливается уголь, и способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров, осадкой до 10 метров.

В 2021 году объемы перевалки угля сократились в результате экономического кризиса и падения цен на уголь в Европе, снизилось и количество судозаходов. Но это никоим образом не сказывается на деятельности Службы капитана морского порта Кандалакша, которая в полном объеме продолжает осуществлять все возложенные на нее административно-властные функции в порту, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания. Планируется, что к 2022 году перевалка угля в порту вырастет более чем в 2,5 раза, и возможности порта смогут в полной мере это обеспечить.

Виктор Бородачев, капитан морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики»

На объемы перевалки влияет спрос на уголь

Морской порт Кандалакша ориентирован для перевалки навалочных и генеральных грузов. Основной груз, перегружаемый в порту – энергетический уголь, поставляемый главным образом в страны Европы и Северной Африки, генеральные грузы направляются по Северному морскому пути на проекты по освоению Арктики, включая оборонные.

В 2020 году грузооборот порта уменьшился до 0,9 млн тонн, что на 1,6 млн тонн меньше, чем в 2019 году. За год осуществлен 41 судозаход, что на 61 меньше, чем в предыдущем году.

Объем перевалки в порту за 9 месяцев 2021 года составил 567,5 тыс. тонн (678,6 тыс. тонн в 2020 году), грузооборот снизился на 111,1 тыс. тонн. При этом по итогам работы за III квартал 2021 года грузооборот составил 358,5 тыс. тонн угля, что на 98,1 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период предыдущего года (за III квартал 2020 года – 260,40 тыс. тонн).

За январь-август 2021 года осуществлено 17 судозаходов в морской порт Кандалакша, из них под российским флагом – 3, под иностранными флагами –14.

В связи с увеличением спроса на энергетический уголь планируемый грузооборот за 12 месяцев 2021 года ожидается не менее 1,2 млн тонн угля, что на 0,3 млн тонн выше, чем в 2020 году. В 2022 году ООО «Кандалакшский морской торговый порт» планирует перегрузить около 2,5 млн тонн угля.

Безопасность высокого уровня

Структура и оснащение Службы капитана порта (СКП) позволяют в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в морском порту, а также пожарную, экологичес-кую и транспортную безопасность. Специалистам предоставлены обустроенные помещения, современные средства электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала в морском порту Кандалакша хорошо подготовлен к выполнению текущих и перспективных задач.

В целях обеспечения безопасности мореплавания и дальнейшего увеличения грузооборота в морском порту в 2011 году проведено площадное обследование глубин подходного фарватера и разработана проектная документация проекта «Средства навигационного оборудования водных подходов к Кандалакшскому морскому порту». В 2012 году проект согласован, осуществлен и в конце года входящие в его состав СНО введены в действие.

В 2015 году схема плавучих предостерегательных знаков была усовершенствована. Новый водный путь увеличил минимальную глубину фарватера до 10,1 метра, что позволяет проходить в порт судам длиной до 200 метров и дедвейтом свыше 30 тыс. тонн, а также нарастить судовую партию навалочных грузов до

30 тыс. тонн. До этого морской порт принимал суда длиной 185 метров и дедвейтом до 24 тыс. тонн.

Для обеспечения безопасности мореплавания в Кандалакшском заливе на подходах к морскому порту действует система управления движением судов (СУДС). Она существенно повышает эффективность исполнения требований по безопасности мореплавания, в частности, СУДС позволяет выявлять нарушение скоростного режима судов, дрейф судов на якоре, своевременность выхода на связь.

Для предупреждения случаев загрязнения акватории морского порта и соблюдения требований экологической безопасности Служба капитана порта проводит контроль за бункеровочными операциями в морском порту. В целях предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов в филиалe имеется План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и неф-тепродуктов в акватории морского порта.

В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, проведено оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) акватории порта. Установка оборудования позволяет круглосуточно следить за обстановкой и своевременно предупреждать акты незаконного вмешательства, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в акватории порта, осуществлять видеозапись всех происшествий.

Сотрудники Службы капитана морского порта – профессионалы своего дела, грамотные, хорошо подготовленные специалисты. В условиях стремительно идущей информатизации и цифровизации морской отрасли, в том числе СКП, сотрудники стремятся к повышению своего профессионального уровня, в соответствии с ежегодным планом обучения и переподготовки, инспекторы ГПК проходят курсы повышения квалификации на базе профильных высших учебных заведений Росморречфлота.

Морские порты №7 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты