Перспективы порта Анапа связаны с притоком хамсы, пассажиров и круизных судов - Морские вести России

Перспективы порта Анапа связаны с притоком хамсы, пассажиров и круизных судов

15.12.2021

Морские порты

Перспективы порта Анапа связаны с притоком хамсы, пассажиров и круизных судов

Фото: ФГБУ «АМП Черного моря»

Морской порт Анапа находится в юго-западной части Краснодарского края России на берегу Черного моря. Он играет важную роль в функционировании туристической отрасли на юге России, обеспечивая перевозки пассажиров морским транспортом, а также в работе рыбохозяйственного комплекса Азово-Черноморского бассейна.

Анапа – незамерзающий порт и работает круглогодично. Здесь имеется грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Основные административно-властные функции, направленные на обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту, исполняет капитан порта, возглавляющий Службу капитана морского порта Анапа.

Владимир Леви, капитан морского порта Анапа ФГБУ «АМП Черного моря»

Особенности порта и основные преимущества

Характеристики морского порта Анапа заметно отличаются от параметров других портов, входящих в АМП Черного моря. Общая площадь территории порта – всего 3,07 га, акватории – 2,09 кв. км. При наличии 7 причалов общая длина причального фронта составляет 828 пог. метров. Пропускная способность пассажирских терминалов – 670 тыс. пассажиров в год, грузовых – 374 тыс. тонн. Максимальные габариты заходящих в порт судов (длина, ширина, осадка) – 117,5/28/3,6 метра.

В связи с расположением порта, по сути, в центре города-курорта, а также с сезонностью самого курорта, в весенне-летний период порт специализируется на перевозках пассажиров на местных и каботажных линиях, а в осенне-зимний период – на обслуживании рыбопромыслового флота и ремонте небольших судов. Международные пассажирские перевозки в порту проблематичны из-за больших осадок круизных судов.

В порту осуществляют деятельность компании - операторы морских терминалов: ООО «Черноморские скоростные линии», АЧБФ ФГУП «Росморпорт», ООО «Дельфин». Эксплуатируемые гидротехнические соо-

ружения (причалы) – это грузо-пассажирский причал «Пирс Насыпной» (реконструирован в 2013 году) и пассажирские причалы «Анапка», «Джемете», «Пирс Металлический», «Витязево» (ФГУП «Росморпорт»), «Большой Утриш» (ООО «Дельфин»), пассажирский причал «Сукко» выведен из эксплуатации.

В порту существуют районы обязательной и необязательной лоцманской проводки. Лоцманские услуги предоставляются Азово-Черноморским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт». Буксирное обеспечение осуществляет ООО «Черноморские скоростные линии» с использованием морского буксира «Арктур» мощнос-тью 300 л/с (1986 г.в.). В порту имеются возможности для пополнения запасов пресной воды, продовольствия, бункера. Бункеровка судов осуществляется у причала «Пирс Насыпной» и в лимане Змеиное озеро.

Наряду с круглогодичным характером работы преимущества порта связаны с его расположением неподалеку от аэропорта, железнодорожного вокзала и автовокзала Анапы, что удобно для пассажиров, пользующихся морским видом транспорта.

Грузооборот и пассажирооборот

До 2009 года в порту Анапа осуществлялись операции с генеральными, навалочными, контейнерными, продовольственными грузами и лесоматериалами. В 2002-2009 годах через порт экспортировалось зерно, но объемы год от года падали с 8,8 тыс. тонн в 2003 году до 4,7 тыс. тонн в 2009-м. Причем в 2006-2008 годах экспортных отгрузок зерна вообще не было. По импорту порт принимал грузы в 2004, 2005, 2006 годах, соответственно, в объеме 0,05 тыс., 2,79 тыс. и 2,46 тыс. тонн.

Со второй половины 2009 года в соответствии с требованиями городских властей города-курорта в целях сокращения большого потока грузового автотранспорта к грузо-пассажирскому причалу «Пирс Насыпной», находящемуся в центре набережной, порт временно прекратил грузовые операции, за исключением выгрузки рыбы и рыбопродукции.

В 2017-2018 годах, в том числе в связи со строительством газопровода «Турецкий поток», в порту возобновились грузоперевозки в небольших объемах (помимо рыбы и рыбопродукции). Так, в 2017 году было перегружено грузов в каботаже 246,3 тонны, в 2018 году – 142,6 тонны по импорту.

Перевалка рыбы в порту, начиная с 2010 года, росла с 5,18 тыс. тонн до 14,63 тыс. тонн в 2015 году. Следующие пять лет она снижалась, и в 2020 году рыбной продукции было перевалено уже 4,29 тыс. тонн. Вероятно, снижение объемов уловов связано с уменьшением запасов хамсы в Черном море, поскольку количество судозаходов рыбопромысловых судов в порт не уменьшилось.

Рис. 1. Объемы перевалки рыбы и рыбопродукции в порту Анапа (тонн)

В 2021 году вылов ожидается примерно на уровне 2020 года, а в 2022-м прогнозируется его дальнейшее уменьшение по причинам, связанным с экологической обстановкой в Азово-Черноморском бассейне, климатическими условиями и деятельностью контролирующих органов по пресечению незаконной ловли рыбы.

Возможно, пришел момент на какое-то время ограничить вылов хамсы, чтобы восстановить ее численность и навести в отрасли порядок. В последнее время не только уменьшались объемы вылова этой востребованной на рынке породы рыб, но и ухудшалось ее качество.

В основе деятельности порта лежат морские пассажирские перевозки. Начиная с 2009 года они увеличились со 167,55 тыс. до 206,58 тыс. пассажиров в 2019 году. В 2020 году в результате ограничений по эпидемиологической обстановке из-за COVID-19 показатели перевозок пассажирскими и маломерными судами, занимающимися коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров, резко снизились до 70,73 тыс. человек. Общее количес-тво пассажирских судов, работавших в акватории порта в курортный сезон прошлого года, составило 6 единиц, а маломерных судов – от 20 до 30 судов ежедневно.

Рис. 2. Объемы перевозок пассажиров в порту Анапа (тыс. пассажиров)

В 2021 году в связи с частичным улучшением эпидемиологической обстановки и смягчением ограничений в отношении пассажирских судов удалось достичь хороших результатов, перевезено 233,58 тыс. человек (на 19.09.2021 г.). Заметную роль в этом сыграло и ограничение до августа по выезду на зарубежные курорты. Понятно что, перевозки пассажиров в 2022 году будут также во многом зависеть от эпидемиологической обстановки и при отсутствии жестких ограничений ожидаются на уровне 2021 года.

Акцент на маломерные суда

Служба капитана порта контролирует безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах всех судов, в том числе маломерных, используемых в коммерческих целях. Также в сфере ответственности Службы контроль исправности и готовности причалов на участках акватории №1–6 к приему судов, работы береговых и плавучих средств навигационного оборудования, экологической обстановки, что достигается патрулированием катерами обеспечения портового контроля ПК-1 и ПК-2 и т.д.

Для обеспечения безопасности судоходства при эксплуатации маломерных судов в коммерческих целях в прошлом году приняты дополнительные меры. Всем руководителям баз стоянок, судовладельцам в очередной раз были доведены требования законодательства РФ, а также предписано дополнительно проверить судоводителей на знание правил плавания в акватории порта, навигационной обстановки, МППСС-72, мер безопасности при посадке и высадке пассажиров и нахождении их на судне, а также на знание основных ТТХ своих судов, в том числе допустимую пассажировместимость, ограничения по погодным условиям и району плавания.

Судовладельцам базы маломерных судов (причал №26) в очередной раз было направлено дополнительное письмо с разъяснениями положений Федерального закона №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» и «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним». Приняты меры к ежедневному обеспечению через своих диспетчеров (дежурных по причалу) каждого судоводителя прогнозом погоды и штормовых предупреждений, капитаны проинструктированы по действиям в случае внезапного ухудшения погодных условий.

В Службе капитана порта с целью осуществления государственного портового контроля за безопаснос-тью людей на маломерных судах ведется журнал Учета движения маломерных судов в морском порту Анапа, в котором записываются: дата, название (либо бортовой номер) маломерного судна, количество людей на борту при каждом выходе в море. Информация о передвижении маломерных судов в акватории порта имеется и в электронном виде в архиве аппаратуры ИТСОТБ.

На всех маломерных судах, используемых в коммерческих целях, до оформления разрешения на право плавания в акватории порта инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) проводится проверка. По ее результатам проверяемому маломерному судну разрешается плавание либо выдается отказ в разрешении на выход из порта до устранения выявленных проверкой несоответствий. Службой периодически проводятся рейды в акватории порта, чтобы выявить правонарушения судоводителей маломерных судов и затем привлечь их к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

И вот результаты: в отличие от прошлых лет среди судовладельцев маломерных судов наметилась явная тенденция к переходу к государственной регистрации и оформлению документов, необходимых для занятия коммерческой перевозкой пассажиров в акватории порта.

С учетом особенностей функционирования портового комплекса Анапы и обеспечения безопасности в условиях пандемии COVID-19 капитаном порта приняты дополнительные меры: до судовладельцев и капитанов судов доведены требования Роспотребнадзора и Минтранса, направленные на безопасное для пассажиров функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19 и на предотвращение распространения инфекции.

Показатели работы ИГПК

Говоря о показателях работы ИГПК в порту Анапа, прежде всего следует отметить рост перевозок и судозаходов в последние годы, за исключением ковидного 2020 года. Так, показатель судозаходов в 2018 году составил 1860, в 2019-м – 2474, в 2020-м – 1411, в 2021-м – 2396 (на 19.09.2021 г.).

Количество оформленных инспекторами отходов судов в 2019 году составило 113, в 2020-м – 65. Количество инспекций (с учетом повторных) в 2019 году – 68, в 2020-м – 89. В основном это были суда под российским флагом (за два года проверено 1 судно под иностранным флагом).

Выявлено несоответствий в 2019 году – 175, в 2020-м – 327, в том числе среди рыбопромыслового флота соответственно 69 и 148. Выдано отказов в выходе из порта в 2019 году – 2, в 2020-м – 1. Причины отказов: 1) диплом старшего механика не соответствовал требованиям (Манильские поправки); 2) отсутствовали документы, подтверждающие содержание серы в топливе.

Среди замечаний, выявленных при проверках в 2020 году, основные по категориям: судовые сертификаты/документы (4/19 единиц), документы экипажа (18), грузовая марка (21); аварийные системы (14), пожаробезопасность (15), безопасность мореплавания (42), спасательные средства (78), МАРПОЛ (47), КТМС 2006 (45).

При общем количестве оформленных разрешений на плавание в акватории порта – 85 – маломерными судами осуществлен 7571 выход в море.  

Перспективы развития

За последние годы в порту был проведен ряд мероприятий, направленных на развитие портовой инфраструктуры, увеличение грузооборота и морских пассажирских перевозок в местном и каботажном направлении.

Так, в 2013 году проведена модернизация грузо-пассажирского причала «Пирс Насыпной»: причал удлинен на 141 метр, на нем проложены крановые пути и установлен козловый кран типа «Барс» грузоподъемностью 150 тонн. Это позволило в том числе производить ремонт небольших судов с подъемом их на киль-блоки.

В 2014 году в районе поселка Витязево построен пассажирский причал местных линий «Витязево» с целью развития местных морских пассажирских перевозок. В 2017-2018 годах для перевозки пассажиров на местных линиях судовладельцами были приобретены 3 пассажирских теплохода.

С августа 2021 года в порт начал совершать судозаходы пассажирский круизный теплоход «река-море» плавания «Мустай Карим». Параметры судна: длина, ширина, осадка – 141/16,9/3, скорость – 12,2 узла, количество мест – 309. Теплоход соответствует уровню пятизвездного отеля и создан по типу «плавучей гос-тиницы». С заходом круизного лайнера в порт Анапа открылось новое привлекательное направление в турис-

тическом бизнесе – доступность посещения водным путем знаменитого города-курорта.

В настоящее время на утверждении в Росморречфлоте находится проект по строительству в порту в районе причала «Анапа-Марина» (причал №20) двух пассажирских причалов для судов местных линий длиной 57 и 155 метров.

Дальнейшие перспективы развития порт связывает с круизными перевозками, яхтенным туризмом и спортом. С этой целью по заказу портового оператора ООО «Черноморские скоростные линии» разрабатывается проект по строительству на Анапском рейде комплекса причалов для стоянки морских круизных и пассажирских судов типа ро-ро (северная сторона), а также яхтенной марины для стоянки более 300 яхт (южная сторона) и судов портового флота (восточная сторона).

Не теряют оптимизама и рыбаки. С восстановлением в ближайшие годы численности хамсы у них крепнет надежда на возобновление больших уловов и развитие своего флота.

Морские порты №7 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты