Традиции Охотска, старейшего порта Дальнего Востока - Морские вести России

Традиции Охотска, старейшего порта Дальнего Востока

10.12.2021

Морские порты

Традиции Охотска, старейшего порта Дальнего Востока

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

В лагуне устья реки Кухтуй, впадающей в Охотское море, на Тунгусской косе расположен морской порт Охотск, старейший на Дальневосточном побережье России. До первой половины XIX века Охотск оставался основным российским портом на востоке страны. В этом году 21 мая Охотскому порту исполнилось 290 лет.

Сегодня порт традиционно выполняет свою основную функцию – снабжение севера Хабаровского края народно-хозяйственными товарами, наращивая объемы грузооборота. Безопасность мореплавания при перевозках в порту и на подходах к нему в полном объеме обеспечивается Службой капитана морского порта Охотск.

Александр Водянов, капитан морского порта Охотск ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Юбилей Охотска

Охотск – первый действующий воен-но-морской порт России на Тихом океане, колыбель Тихоокеанского флота: здесь были построены первые суда Охотской военно-морской флотилии. Первые русские землепроходцы появились на побережье Охотского (тогда Ламского) моря к началу 40-х годов XVII века. В 1647 году отряд казака С.А. Шелковникова заложил зимовье-острог. Это была основа Охотска.

По указу Петра I в 1716 году установлено постоянное морское сообщение с Камчаткой, на верфях начато строительство морских судов. Охотск становится отправным пунктом для всех экспедиций, проводивших исследования на северо-востоке и открывших с запада Северную Америку. 21 мая 1731 года указом царского правительства Российской империи Охотску присвоен статус портового города.

И хотя днем основания порта и Тихоокеанского флота является 21 мая, праздничные мероприятия в этом году в связи с пандемией коронавируса были перенесены на 4 сентября и совмещены с юбилеем Охотского района, который отметил 95-летнюю годовщину образования.

В честь празднования этих знаменательных событий в порт Охотск прибыли корабли бригады охраны водного района Тихоокеанского флота. Во время торжеств состоялся вынос Андреевского флага ВМФ РФ, проход военных моряков парадным строем, в честь первопроходцев состоялось открытие мемориальной доски «Колумбы русские» у стены памяти в центре поселка.

Суда, находящиеся в порту у причалов и на рейде, были расцвечены флагами МСС. Особо трогательно прошло посвящение в кадеты навигацкой школы юных будущих моряков с их торжественной клятвой и повязыванием каждому из них гюйсов командиром похода кораблей.

Особенности навигации

Сейчас Охотск – это один из двух замерзающих морских портов ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», в которых навигация на зиму полностью закрывается. В 2020 году она была закрыта 5 декабря.

С освобождением ото льда акватории порта 30 апреля 2021 года навигация была открыта. Но, учитывая неполное вскрытие ото льда верховья реки Кухтуй, отсутствие текущих промеров глубин акватории порта и на подходах к причалам, навигация была открыта с ограничениями: к самостоятельному плаванию в акватории порта были допущены суда осадкой не более 2 метров и валовой вместимостью не более 78 рег. тонн; суда с осадкой не более 9 метров были допущены к самостоятельному плаванию и постановке на якорь только на внешней акватории порта и на подходах к нему.

Капитанам судов необходимо было соблюдать повышенную готовность в связи с выносом льда из устья реки: предписывалось осуществлять плавание в светлое время суток, главный двигатель держать в постоянной готовности для обеспечения немедленного отхода судна от причала по распоряжению капитана порта.

После открытия навигации рыболовецкие колхозы и артели (основные судовладельцы в порту) произвели спуск на открытую воду своих буксирных катеров. Буксировка по льду волоком этих катеров до кромки льда при помощи гусеничных тягачей происходила во время наступления малой воды (во время отлива). Такая многолетняя практика спуска на воду судов применяется до сих пор. Катера задействуются для рыбной ловли во время путины, буксировки, а также для доставки грузов на суда и с судов.

В этот период вследствие преобладающих ветров южного и юго-восточного направлений впервые за 20 последних лет произошел нагон в акваторию порта плавающих льдин. Из-за сложившейся в акватории порта ледовой обстановки распоряжением капитана порта начало навигации без ограничений было объявлено только с 24 мая, на 22 дня позже, чем в прошлом году.

Первое судно с предельной осадкой – т/х «Азия» – зашло в порт и было поставлено к причалу 1 июня. На следующий день ледовая обстановка на входе в устье реки Кухтуй ухудшилась из-за нагона плавучего морского крупнобитого дрейфующего льда сплоченностью до 6-7 баллов, движение судов стало небезопасным. Кроме того, 4-5 июня в результате штормовой погоды – сильных юго-восточных ветров, нагона воды из Охотского моря и попутной зыби – произошел галечный нанос на главный фарватер на баре в устье реки, фарватер изменил свое русло, возникла опасность посадки судов на мель при заходе/выходе их в/из порта.

Капитаном порта было издано распоряжение о запрете выхода т/х «Азия» из морского порта. Ежедневно предполагаемый фарватер и глубины на нем проверялись специалистами Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». 14 июня, после обнаружения проходного фарватера и визуального осмотра бара устья реки Кухтуй, а также после проведения контрольных оперативных промеров глубин на фарватере, движение судов возобновилось. И 16 июня, спустя две недели, «Азия» вышла из порта.

Главная задача

Следуя традициям наших предков, порт Охотск и поныне выполняет свою функцию по доставке грузов для самого северного региона Хабаровского края. Через порт производится обеспечение региона топливом, продуктами питания, бытовыми товарами, а также перевозка золото-серебросодержащей руды для работы Хаканджинского горно-обогатительного комбината. И объемы грузов в последние годы растут.

Так, к примеру, в навигацию 2020 года через порт было перевалено 106 тыс. тонн золото-серебросодержащей руды, а на начало сентября 2021 года – уже порядка 150 тыс. тонн. По планам Хаканджинского ГОКа в этом году предстоит перевалить еще порядка 100 тыс. тонн руды.

Большая роль в перевозках золото-серебросодержащей руды отведена флоту АО «Амурское пароходство». В них задействованы суда: т/х «Анатолий Сухов» дедвейтом 17 тыс. тонн, два судна типа т/х «Капитан Климин» дедвейтом 9,6 тыс. тонн, два судна типа т/х «Омский» дедвейтом 3,2 тыс. тонн и два баржебуксирных состава

(2 морских буксира типа «Эгир» и 2 несамоходные баржи дедвейтом 1,5 тыс. тонн).

Больше половины запланированных к перевозке горюче-смазочных материалов (11,5 тыс. тонн на сентябрь 2021 года) отгружено на берег через плавающую шланголинию.

И авиация в помощь

В морском порту силами «Росморпорта» осуществляется обязательная лоцманская проводка судов. Безопасное плавание судов в акватории порта и на подходах к нему обеспечивается Службой контроля и управления судоходством (СКУС). Контроль осуществляется с использованием технических средств автоматической идентификационной системы (АИС) и на каналах связи ОВЧ.

В круглосуточном режиме Инспекция государственного портового контроля (ИГПК), состоящая из четырех инспекторов, оформляет заходы/выходы судов в/из порта, контролирует исполнение судами мероприятий по обеспечению безопасности судоходства, соблюдение требований отечес-твенного и международного законодательства в области мореплавания. Также ИГПК занимается выдачей разрешений на плавание судов в акватории порта и за его пределами с возвращением в порт. В эту навигацию (на сентябрь 2021 года) было выдано 56 разрешений. Инспекторы ИГПК в настоящее время активно включились в проведение национальной концентрированной инспекционной компании (КИК) по остойчивости судов в целом.

Со всеми инспекторами регулярно проводятся техническая учеба и тренировки. Особо следует отметить учения с участием авиации. Так, 26 мая 2021 года в акватории морского порта прошли внеплановые учения по Международному авиационному и морскому наставлению по поиску и спасанию – «Эвакуация по медицинским причинам вертолетом» (IAMSAR – International Aeronautical and Marine Search and Rescue). В них, помимо инспекторов ИГПК, приняли участие экипаж вертолета Ми-8Т, выполняющий поисково-спасательное обеспечение в Охотском районе, и экипаж транспортного рефрижератора, находящегося на якорной стоянке в акватории порта.

Контроль и координацию взаимодействия всех участников учений осуществляла Служба капитана морского порта. В результате закреплены теоретические знания, отточены навыки действий в реальных условиях, проверена готовность экипажей судов, авиаторов и других служб порта.  

Морские порты №7 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты