Позитивные итоги полугодия порта Феодосия - Морские вести России

Позитивные итоги полугодия порта Феодосия

11.10.2021

Морские порты

Позитивные итоги полугодия порта Феодосия

Фото: sevmorstroi.ru

Последние 7 лет транспортная система Республики Крым (РК) активно развивается. В этот период были построены такие крупные инфраструктурные объекты, как Крымский мост и трасса «Таврида». Бурное развитие транспортной системы РК вносит изменения и в грузопотоки морских портов, номенклатуру их грузов, состав поставщиков и потребителей, исходя из экономических потребностей республики и многих других факторов. Вместе с тем, на грузооборот морского порта Феодосия отрицательное влияние оказывают международные санкции и незавершенная реконструкция причалов №2 и №3.

Вопросы обеспечения безопасности мореплавания, экологической и транспортной безопасности эффективно решаются Службой капитана морского порта Феодосия, которая по этим направлениям активно взаимодействует с Администрацией города Феодосии, эксплуатирующими организациями в морском порту, контролирующими и надзорными органами РФ.

Михаил Омельченко, капитан морского порта Феодосия ФГБУ «АМП Черного моря»

Обнадеживающие показатели

Несмотря на тяжелый для всех отраслей экономики 2020 год в связи с коронавирусом, морскому порту Феодосия удалось сохранить объемы грузооборота и даже нарастить их уже в I полугодии 2021 года по многим показателям.

Общий грузооборот порта по итогам I полугодия текущего года в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличился на 75,33%, до 105,2 тыс. тонн. Основным драйвером роста стала перевалка нефтепродуктов – грузооборот по нефтеналивным грузам составил 62,5 тыс. тонн (за 2020 г. – 75 тыс. тонн). На смену ильмениту, который в 2020 году занимал значительную часть объемов перевалки (53,8 тыс. тонн), пришла мука, сохранилась перевалка зерновых.

По информации стивидорных компаний, осуществляющих свою деятельность в порту Феодосия, в 2021 году в рамках заключенных договоров планируется осуществить перевалку до 310 тыс. тонн грузов – 160 тыс. тонн насыпных и 150 тыс. тонн наливных (общий грузооборот в 2020 г. – 239,4 тыс. тонн).

Однако вопрос перспектив грузооборота, как информирует один из операторов – «Феодосийский торговый порт» – филиал ГУП РК «Крымские морские порты», является комплексным и зависит от нескольких составляющих, а именно: от действия международных санкций, ограничивающих грузопотоки до уровня каботажных перевозок, а также от завершения реконструкции причалов №2 и №3.

Отдельно следует отметить положительную динамику роста судозаходов в морской порт. В I полугодии 2021 года количество судозаходов увеличилось почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 17 до 32 единиц (всего за 2020 г. – 86 судозаходов).

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году серьезно пострадали морские пассажирские перевозки. Пассажиропоток по сравнению с 2019 годом сократился в 3 раза – с более чем 30 тыс. до 10 тыс. пассажиров. Однако в 2021 году наблюдается рост пассажирских перевозок. За I полугодие текущего года было перевезено 5655 пассажиров, тогда как за этот же период прошлого года – 0. Учитывая, что основные пассажирские перевозки в морском порту приходятся на летний период, можно ожидать дальнейшего увеличения пассажиропотока.

Обязательные постановления для торговых и прогулочных судов

Безопасность мореплавания и охрана человеческой жизни на подходах и в акватории морского порта Феодосия обеспечиваются Службой управления движением судов (СУДС) и Инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта посредством выполнения обязательных и запланированных мероприятий.

Так, в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года» в 2018-2020 годах построено новое здание для размещения центров СУДС и ГМССБ, существенно обновлено технологическое оборудование. В настоящее время проводится модернизация технических средств обеспечения безопасности мореплавания, что положительно сказывается на общем уровне безопасности судоходства в порту.

Правила плавания судов в акватории порта, изложенные в Обязательных постановлениях по морскому порту Феодосия, предусматривают разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту, который ежедневно утверждается капитаном порта. Движение судов в акватории порта и действия в районах якорных стоянок регулируются СУДС.

Обгон судов в акватории порта не допускается, за исключением пассажирских судов в прибрежном плавании, получивших разрешение на обгон от СУДС, а также маломерных, спортивных и прогулочных судов, осуществляющих движение в районах прибрежного плавания.

В целях безопасности маломерным, спортивным парусным и прогулочным судам в акватории порта Обязательными постановлениями не допускается плавание при скорости ветра свыше 14 м/сек, видимости менее 3 кабельтовых, приближение к якорным стоянкам в акватории порта на расстояние менее 2 кабельтовых, запрещено плавание при отсутствии радиосвязи, швартовка к плавучим и стационарным средствам навигационного оборудования и постановка на якорь вблизи от них, а также пересечение курсов судов по носу и маневрирование в непосредственной близости от судов на ходу.

В порту установлена обязательная лоцманская проводка судов, районы которой описаны в Обязательных постановлениях. При этом транзитные, маломерные, спортивные парусные, суда портового флота, суда валовой вместимостью менее 500 м3 и укрывающиеся в морском порту от неблагоприятных погодных условий от обязательной лоцманской проводки могут освобождаться.

Проверка состояния судов

Проверка состояния судов и их соответствия нормам международного права и российского законодательства является одной из основ поддержания безопасности мореплавания в порту Феодосия на должном уровне, несмотря на санкционные меры со стороны западных стран и санитарные ограничения в связи с пандемией COVID-19.

За 2020 год и 7 месяцев 2021 года инспекторами государственного портового контроля Службы капитана порта было проинспектировано 27 судов, оснований для задержания судов по результатам проверок в рамках государственного портового контроля и Черноморского меморандума не было.

Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов, показал следующее распределение замечаний: СОЛАС-74/78 и НБЖС – 11 замечаний (41%); Конвенция о грузовой марке-66 – 4 (14%); Кодекс по спасательным средствам-2013 – 4 (14%); Кодекс по противопожарному оборудованию-2010 – 1 (4%); Конвенция о труде в морском судоходстве-2006 – 3 (11%); Правила Российского речного регистра – 1 (4%); Наставление по штурманской службе (НШСМ-86) – 1 (4%); Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта (РТЭ ВВТ) – 1 (4%); Судовое санитарное свидетельство – 1 (4%).

Контроль во взаимодействии

Служба капитана морского порта Феодосия является структурным подразделением ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» и осуществляет государственный контроль за соблюдением действующего российского законодательства и международных договоров по торговому мореплаванию, касающихся безопасности мореплавания и безаварийной работы всех плавсредств в границах морского порта. Также Служба взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, экологического и иных видов государственного контроля в порту.

Вопросы обеспечения экологической и транспортной безопасности эффективно решаются Службой капитана порта в тесном взаимодействии с Администрацией города Феодосии, эксплуатирующими организациями в морском порту, контролирующими и надзорными органами РФ.

В перечень вопросов, по которым осуществляется взаимодействие, входят в основном приведение планов ЛРН эксплуатирующих организаций в соответствие с требованиями законодательства РФ, а также участие капитана порта в работе комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). В 2020 году в порту Феодосия случаев возникновения ЧС, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, зафиксировано не было.

Морские порты №6 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ