Итоги работы и перспективы морского портового комплекса - Морские вести России

Итоги работы и перспективы морского портового комплекса

13.09.2021

Морские порты

В Москве в Аналитическом центре при Правительстве РФ 29-30 июня прошел VI ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация», организованный журналом «Морские порты» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Генеральным партнером форума выступил «Газпромбанк». В мероприятии приняли участие около 200 делегатов из России, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Китая, Финляндии. С основным докладом выступил заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев, который рассказал о приоритетах развития морских портов России и скорректированных задачах транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В публикации приводятся основные положения этого выступления. Подробный отчет о Форуме – в следующих номерах «МП».

Фото: delo-group.ru

В состав портового хозяйства России на сегодня входят более 900 портовых комплексов мощностью около 1,23 млрд тонн и протяженностью причального фронта порядка 155,7 тыс. пог. метров, которые расположены в 67 морских портах.

В связи с ухудшением экономической ситуации во всем мире и, несмотря на предпринимаемые усилия, в нашей стране по итогам 2020 года объем перевалки грузов в морских портах сократился относительно показателей 2019 года на 2,3%, до 820,8 млн тонн. И хотя грузооборот по отдельной номенклатуре грузов уменьшился, структура грузооборота в целом по России не изменилась. Ввод новых портовых мощностей не останавливался.

Мощности и показатели за 2020 год

Как отметил в докладе «Итоги работы морского транспорта в 2020 году, задачи на 2021 год и перспективу до 2030 года» заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев, снижение объема грузооборота морских портов России в 2020 году произошло в основном за счет наливных грузов, объем перевалки которых снизился до 416,1 млн тонн (-10,4%), в том числе сырой нефти – до 235,1 млн тонн (-14,9%), нефтепродуктов – до 142,6 млн тонн (-4,9%) и сжиженного газа – до 32,6 млн тонн (-0,7%). В то же время перевалка сухих грузов в целом выросла до 404,7 млн тонн (+7,6%) за счет роста перевалки угля до 188,6 млн тонн (+7,1%), грузов в контейнерах – до 57,7 млн тонн (+2,1%), зерна – до 50,3 млн тонн (+30,3%), минеральных удобрений – до 19,2 млн тонн (+1,6%) и руды – до 13,2 млн тонн (+47,8%).

«Анализ грузооборота морских портов по видам перевозок показывает, что основную долю составляют экспортные грузы – 646,5 млн тонн (78,8%), на долю каботажных грузов приходится 76 млн тонн (9,3%), транзитных – 61,6 млн тонн (7,5%), импортных – 36,6 млн тонн (4,4%). Прогнозируется, что в 2021 году грузооборот морских портов вернется к показателям 2020 года в основном за счет восстановления мирового спроса на наливные грузы», – сообщил замглавы Росморречфлота.

В десятку наиболее крупных морских портов по объемам перевалки грузов за 2020 год входят Новороссийск, Усть-Луга, Восточный, Большой порт Санкт-Петербург, Мурманск, Приморск, Ванино, Находка, Туапсе, Кавказ. На их долю приходится около 73% всего объема перевалки через морские порты России.

По словам З.Джиоева, в ходе реализации Федерального проекта «Развитие морских портов» транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2020 году введено в эксплуатацию 32,67 млн тонн производственных мощностей за счет реализации следующих проектов:

- «Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань» (ООО «ОТЭКО-Портсервис») – 10 млн тонн;

- «Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке, Хабаровский край, в том числе объектов федеральной собственности» 1-й этап (АО «ВаниноТрансУголь») – 12 млн тонн;

- «Строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области» (ПАО «Новатэк») – 10,67 млн тонн (временный рейдовый перегрузочный комплекс).

Задачи на перспективу до 2030 года

Говоря о долгосрочных перспективах развития морских портов РФ, З.Джиоев проинформировал, что прирост производственных мощностей портов к 2030 году планируется в объеме 330 млн тонн. Он кратко описал планы наращивания портовой инфраструктуры по бассейнам.

В портах Северо-Западного бассейна к концу 2030 года запланирован прирост портовых мощностей в объеме 129,5 млн тонн. Основную часть составляют проекты в порту Усть-Луга совокупной мощностью порядка 54,8 млн тонн. В частности, ООО «Новотранс Актив» начинает строительство универсального терминала мощностью 24,3 млн тонн, предназначенного для перевалки зерна, угля и генеральных грузов. Также в северном районе морского порта Усть-Луга ООО «Ультрамар» завершило работы по строительству терминала для перевалки минеральных удобрений мощностью 12 млн тонн, ввод в эксплуатацию запланирован на июль 2021 года. В 2023 году планируется увеличить мощность терминала до 25 млн тонн. В том же районе ООО «Еврохим Терминал Усть-Луга» приступило к реализации проекта строительства терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 5,5 млн тонн. Основная цель указанных мероприятий, по словам З.Джиоева, направлена на переориентацию российских грузопотоков из портов Прибалтики в порты России.

Помимо развития морского порта Усть-Луга, продолжается реализация проекта по строительству международного морского грузо-пассажирского терминала в г.Пионерском Калининградской области. Проект направлен на создание портовой инфраструктуры, способной принимать до 250 тыс. пассажиров и обрабатывать до 3 млн тонн паромных грузов в год. Запуск проекта запланирован на 2023 год.

Кроме того, ООО «Приморский УПК» в рамках реализации проекта строительства универсально-перегрузочного комплекса в морском порту Приморск планирует до 2030 года ввести в эксплуатацию терминалы по перевалке угля, генеральных, контейнерных, накатных и сельскохозяйственных грузов общей мощнос-тью 65 млн тонн.

Также в Северо-Западном бассейне предусмотрена реализация социально значимого инфраструктурного проекта по реконструкции берегоукрепительных сооружений Калининградского морского канала. Реализация проекта позволит обеспечить безопасность мореплавания на подходах к морскому порту Калининград и бесперебойность его работы.

В Азово-Черноморском и Волго-Каспийском бассейнах прирост производственных портовых мощностей на конец 2030 года планируется в размере 62,4 млн тонн. Основной импульс развития придется на морские порты Тамань и Новороссийск. В порту Тамань Группа компаний «ОТЭКО» завершает строительство 2-й очереди терминала навалочных грузов мощностью 25 млн тонн, ввод терминала в эксплуатацию планируется в 2021 году.

В морском порту Новороссийск продолжается реконструкция зернового терминала АО «Зерновой терминал «КСК», завершение работ планируется в IV квартале 2021 года, мощность терминала увеличится на 1,5 млн тонн. Увеличение перевалки зерна на 11,5 млн тонн планируется к 2025 году за счет реализации проекта «Строительство причалов №22А и №23А пристани 3А морского порта Новороссийск».

В 2022 году завершатся работы по реконструкции специализированного контейнерного терминала АО «Новорослесэкспорт», и до 2025 года будут завершены работы по первому и второму этапу создания универсального перегрузочного комплекса на базе АО «Новороссийский судоремонтный завод» мощностью 12 млн тонн.

Дальнейшее развитие портов Арк-тического бассейна, по информации З.Джиоева, связано как с необходимостью наращивания экспортного потенциала, так и с планами по переориентации российских грузопотоков из портов сопредельных государств в отечественные порты, а также с планами увеличения грузопотока через Северный морской путь.

Прирост портовых мощностей бассейна к 2030 году запланирован на уровне 33,6 млн тонн. Основными проектами в бассейне являются строительство угольного терминала «Лавна» в морском порту Мурманск на западном берегу Кольского залива мощностью 18 млн тонн и 1-го пускового комплекса морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области ПАО «Новатэк» мощностью 10,4 млн тонн.

Как рассказал замглавы Росморречфлота, по угольному терминалу сейчас ведутся строительно-монтажные работы, осуществляется строительство подъездной железнодорожной и автодорожной инфраструктуры к терминалу. В рамках реализации проекта строительства СПГ-терминала в 2020 году введен в эксплуатацию временный рейдовый перегрузочный комплекс мощностью 10,7 млн тонн, завершена разработка проектной документации на размещение основного РПК. Терминал является западной точкой логистического маршрута ПАО «Новатэк» по вывозу углеводородного сырья по маршрутам СМП из порта Сабетта в адрес конечных потребителей в странах Евросоюза и Северной Америки.

Также в Мурманске АО «Мурманский морской торговый порт» совместно с ФГУП «Росморпорт» реализует проекты по реконструкции объектов 1, 2 и 3-го грузовых районов, что позволит увеличить портовые мощности по перевалке угля и минеральных удобрений на 4 млн тонн.

Кроме того, в Арктическом бассейне предусмотрена реализация социально значимых инфраструктурных проектов. Это реконструкция причалов в морском порту Певек для обеспечения перевалки грузов северного завоза, а также мероприятия по реконструкции причала №7 в порту Анадырь и морского порта Нарьян-Мар. Реализация данных мероприятий позволит улучшить транспортную доступность удаленных и труднодоступных территорий Крайнего Севера.

Как подчеркнул З.Джиоев, реализация мероприятий развития портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна направлена на снятие инфраструктурных ограничений и увеличение экспорта угольных грузов в страны АТР, что позволит создать дополнительные производственные мощности в объеме 104,5 млн тонн до конца 2030 года.

Среди наиболее значимых мероприятий бассейна докладчик отметил строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке мощностью 24 млн тонн, 1-й этап которого был завершен вводом комплекса в эксплуатацию в сентябре 2020 года, а также строительство угольного терминала ООО «Морской порт Суходол» в бухте Суходол мощностью 12 млн тонн, в рамках которого в настоящее время активно осуществляются строительно-монтажные работы по береговым и водным объектам.

Одним из наиболее значимых проектов развития портовой инфраструкту-ры Дальневосточного бассейна является проект строительства морского терминала по перевалке СПГ мощностью 21,7 млн тонн в год в бухте Бечевинская Камчатского края. Данный проект, наряду с морским СПГ-терминалом в Мурманске, будет являться основным СПГ-хабом для временного хранения и экспортной отгрузки добываемого на полуострове Ямал природного газа, поставляемого с крупнейшего в стране СПГ-завода в морском порту Сабетта. По словам З.Джиоева, проект находится в стадии подготовки к строительству и уже в 2023 году выйдет на полную мощность.

В 2026 году планируется реализовать масштабные проекты по реконструкции действующего угольного терминала АО «Дальтрансуголь» в морском порту Ванино с увеличением мощности до 40 млн тонн в год, а также проект на основе концессии по созданию терминального комплекса «Многофункциональный грузовой район» мощностью 14 млн тонн в год в порту Поронайск, который обеспечит растущие потребности Сахалинской области в экспорте местной ресурсной базы.

Кроме этого, в морских портах Холмск, Певек и Анадырь осуществляются работы по реконструкции гид-

ротехнических сооружений в целях обеспечения транспортной доступнос-ти удаленных территорий.

Задачи на перспективу до 2030 года по Северному морскому пути

Как отметил З.Джиоев, одновременно с Федеральным проектом «Развитие морских портов» в рамках транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магис-тральной инфраструктуры реализуется Федеральный проект «Северный морской путь», основной задачей которого является комплексное развитие территорий, относящихся к СМП, включая развитие морской портовой инфраструктуры. Функции в области государственного управления развитием и устойчивым функционированием СМП, инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории СМП, переданы Госкорпорации «Росатом».

Крупнейшим проектом развития портовой инфраструктуры СМП в рамках соответствующего федерального проекта является строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта. В рамках реализации проекта ПАО «Новатэк» планирует построить и ввести в эксплуатацию комплекс по производству и перевалке СПГ и СГК мощностью 21,6 млн тонн. Проектом строительства предусмотрен поэтапный ввод в эксплуатацию терминалов, завершение работ и выход на проектную мощность запланированы на 2025 год. Транспортировка произведенного СПГ и СГК будет осуществляться с помощью судов-газовозов ледового класса до рейдовых перегрузочных комплексов, расположенных в Мурманской области и Камчатском крае, с последующей перегрузкой на суда-транспортировщики.

Помимо этого порта, свое развитие также получит морской порт Диксон. В рамках федерального проекта ООО «Северная звезда» планирует осуществить строительство угольного терминала мощностью 4 млн тонн (с перспективой увеличения до 7 млн тонн) на базе Сырадасайского угольного месторождения, расположенного в западной части полуострова Таймыр, завершение строительства запланировано на 2023 год.

ООО «Нефтегазхолдинг» приступает к реализации проекта по строительству наливного терминала в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений со сроком реализации в 2023 году. Проектная мощность будущего терминала составит 25 млн тонн. Однако по имеющимся предпроектным проработкам можно судить о том, что мощность терминала будет постепенно увеличиваться и грузооборот возрастет до 115 млн тонн в год к 2031 году.

В завершении своего выступления З.Джиоев отметил: «С учетом обозначенных перспектив можно говорить, что реализация инфраструктурных проектов в акватории Севморпути позволит увеличить портовые мощности региона на 53,6 млн тонн к 2026 году и на 143,6 млн тонн к 2031 году».

Морские порты №5 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ