Порт Восточный: философия развития - Морские вести России

Порт Восточный: философия развития

23.08.2021

Морские порты

Порт Восточный: философия развития

Фото: пресс-службы АО «Восточный порт»

Морской порт Восточный – один из крупнейших и высокотехнологичных морских портов России – планомерно наращивает объемы перевалки грузов. Даже в кризис, вызванный пандемией COVID-19 и негативно повлиявший на многие транспортные предприятия, Восточный не снизил, а увеличил грузооборот на 5,2%, до 77,4 млн тонн.

Немаловажными факторами в успешном развитии порта являются его выгодные географические характеристики: порт незамерзающий – нет необходимости в ледокольном сопровождении, глубоководный – позволяет принимать крупнотоннажные суда круглый год, расположен вблизи торговых путей и рынков сбыта товаров. Кроме того, современная система организации и контроля судоходства и обеспечения безопасности мореплавания, выстроенная ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», способствует эффективной деятельности бизнеса в порту.

Василий Бурда, капитан морского порта Восточный ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Цель – эффективное развитие

Построенный в начале 70-х годов, порт Восточный изначально был спроектирован под перевалку большого потока грузов, как ресурсного характера, так и генеральных грузов (контейнеры), и ориентирован на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Сегодня грузооборот порта составляет более 77 млн тонн грузов в год, порт занимает одно из ведущих мест в стране. И, очевидно, это не предел.

В процессе реализации находятся несколько масштабных проектов, таких как Находкинский завод минеральных удобрений, универсальный производственно-перегрузочный комплекс «Север» (АО «Открытый порт Находка») и ряд других. Строятся новые железнодорожные пути, операторы морских терминалов расширяют парки перегрузочной техники, обновляется портофлот.

С 2019 года АО «Восточный Порт» была введена в эксплуатацию 3-я очередь перегрузочного угольного комплекса с самым передовым оборудованием, которая при выходе на полную мощность увеличит объемы перевалки комплекса в 2 раза, до 50-55 млн тонн.

При этом стивидорной компанией разработан План природоохранных мероприятий по предотвращению загрязнения угольной пылью. Проведена модернизация очистных сооружений специализированных комплексов, реконструирована система водоотведения, выполнена герметизация поверхности пирса и причалов для предотвращения стока поверхностных вод в акваторию. Вокруг производственных комплексов общей протяженностью 1672 метра установлены ветропылезащитные экраны с целью предотвращения попадания в окружающую среду частиц угля на всех стадиях его переработки. К концу 2021 года стивидорами запланировано создание системы пылеподавления, функционирующей круглогодично.

Развитие портовой инфраструктуры Восточного говорит о том, что у него большие планы и перспективы, подтвержденная грузовая база по природным ресурсам и широкие возможности для обработки грузов различной номенклатуры, в том числе контейнеропотока между Азией и Европой, организованного компанией Maersk в партнерстве с компаниями «Модуль» и Global Ports, включая использование Северного морского пути.

Цифровые технологии и рационализация

Динамичный рост грузооборота и судозаходов полностью согласуется с действующей системой контроля и управления морским портом, которая имеет достаточно ресурсов в условиях интенсивного роста. Благодаря внедрению Росморречфлотом и ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» цифровых технологий, Службе капитана порта удалось значительно снизить нагрузку на сотрудников. Так, система Port Call помогла наполовину сократить время документооборота.

Одними из важных принципов работы Службы стоит назвать оперативность и всестороннюю вовлеченность в рабочий процесс, который организован таким образом, что в каждый момент времени контролируются все узловые точки деятельности морского порта. В любой момент ответственному специалисту можно проверить, что и где происходит. Служба незамедлительно отреагирует на любое сообщение о чрезвычайном происшествии или его вероятности, оценивая на месте ситуацию и оптимальные меры по предотвращению или нейтрализации последствий.

Сегодня в Службе достаточно штатных специалистов для эффективного исполнения и даже расширения функций. Например, требование по созданию отдельного направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности реализуется в рамках реорганизации существующей структуры, не влияя на сложившуюся систему работы по другим направлениям.

Служба капитана морского порта должна находиться на передовой технологического процесса, чтобы быть в состоянии оценить возможность его оптимизации и при необходимости оказать содействие усовершенствованию, что в итоге всем облегчит работу.

Например, некоторое время назад совместно с оператором морского терминала, на чьей территории располагалось брошенное судно, были проведены необходимые работы по оценке состояния судна и предотвращению возможных последствий. После водолазного обследования и выявления течи на кингстоны были установлены заглушки, и опасность затопления судна и загрязнения акватории порта заблаговременно была ликвидирована.

Другой пример – рационализация бункеровочного процесса. При содействии бункеровочных компаний удалось разгрузить рейдовый комплекс и перенаправить потоки бункерующихся транзитных судов в отдельный сегмент порта, находящийся на его южной границе. В результате оперативность бункеровок возросла, а режим судоходства упростился.

На данный момент совместно с одной из стивидорных компаний ведется работа над сокращением времени швартовных операций за счет изменения порядка подхода судов. Уже проведен ряд совместных совещаний со специалистами СУДС, на которых выработаны необходимые рекомендации. На мой взгляд, эту рациональную идею позволят осуществить буксирные и лоцманские возможности.

Общественная значимость и морская общественность

Немаловажным для любого предприятия должен быть социальный эффект его деятельности. Смысл работы предприятий морского порта не только в увеличении грузооборота и получении прибыли и дивидендов, это еще экономическое развитие региона, стабильные рабочие места, социальная защищенность работников, рост благосостояния населения и безопасность окружающей среды.

Чем эффективнее развивается морской порт, тем больший экономичес-кий эффект он приносит и региону, и предприятиям, и населению. Пожалуй, это главный стимул к реализации значимых для региона инфраструктурных проектов, при этом сохраняющих окружающую среду и обеспечивающих безопасность экологии, а также большой стимул к качественному исполнению своих функций для портовых властей.

За пятьдесят лет в морском порту сформировался особый мир со своими традициями и преемственностью. Сегодня и в Службе капитана порта, и в стивидорных компаниях работают династии специалистов, продолжающих традиции, заложенные первым начальником порта Восточный Виктором Васяновичем. В его честь в 2008 году в центральном сквере п.Врангель был установлен памятник. Эти традиции означают высокие стандарты работы, профессионализм, ответственность и доверительные комфортные отношения, которые поддерживаются в каждо-дневном общении.

В Службе капитана порта трудятся 52 сотрудника, все они проверенные временем и преданные своему делу профессионалы. Некоторые из них начинали работать в Службе, когда другие еще учились в школе, а потом передавали и продолжают передавать свой опыт, знания и традиции более молодым специалистам.

Лично мне, несмотря на то что к моменту назначения на должность капитана порта у меня уже был значительный опыт в различных сферах морской деятельности, в том числе в должности капитана судна и в аварийно-спасательном подразделении нефтеналивного терминала, потребовалось около полугода для полного погружения в рабочие процессы, обогащенные традициями порта Восточный.

Таким образом, отраслевой общес-твенный фактор играет огромное значение в развитии порта. Речь идет о сообществе настоящих профессионалов, которые трудятся в различных сферах, обеспечивающих его бесперебойную и безаварийную работу.

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон