Порт Варандей – уникальный центр перевалки нефти в Арктике - Морские вести России

Порт Варандей – уникальный центр перевалки нефти в Арктике

13.07.2021

Морские порты

Порт Варандей – уникальный центр перевалки нефти в Арктике

Фото: ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Морской порт Варандей, расположенный на побережье Баренцева моря в районе Варандейской губы, предназначен для транспортировки морским путем экспортной нефти, добываемой компанией «Лукойл» на севере Ненецкого автономного округа (НАО) в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. С 2000 по 2008 год в Варандее действовал временный морской терминал с возможностью перевалки не более 1,5 млн тонн нефти в год. В настоящее время проектная мощность терминала составляет 12 млн тонн.

Безопасность мореплавания и другие властные функции в порту Служба капитана порта выполняет вахтовым методом, но в полном объеме.

Евгений Яковенко, капитан морского порта Варандей ФГБУ «АМП Западной Арктики»

С начала 1930-х годов поселок Варандей был центром оседлости ненцев-оленеводов, традиционно занимавшихся народными промыслами: оленеводством и рыбной ловлей. В 1970-х годах в результате геологоразведочных работ в НАО был открыт ряд месторождений, в том числе Приразломное, которые стали осваиваться. В результате к 2000 году здесь появился самый северный нефтяной терминал.

Однако местные жители поселка к этому времени были расселены в Архангельск и Нарьян-Мар, поскольку море стало наступать на берег и жизнь коренного населения оказалась под угрозой. Как населенный пункт Варандей был официально закрыт в 2000 году.

Сейчас здесь находится перевалочная нефтебаза компании «Лукойл» с вахтенным поселком, которая относится к Приразломному месторождению. Это единственное шельфовое месторождение в Арктике, где активно добывается нефть. По прогнозам, его запасы составляют около 70 млн тонн нефти.

Порядок работы

Ледовый период в порту длится около 250 дней в году, из них примерно 240 дней температура окружающего воздуха составляет -48° С, толщина льда при этом – 1,25-1,8 метра. Отгрузка нефти на морские суда осуществляется на удалении 22,5 км от берега через установленный стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), к которому с берега подведены две нити подводного трубопровода, перекачивающего нефть из береговых резервуаров.

Конструкция СМЛОП высотой 64 метра и общим весом около 14 тыс. тонн состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой. Емкость резервуарного парка составляет 325 тыс. м3. Терминал представляет собой уникальную, не имеющую аналогов в мировой практике систему морской транспортировки больших объемов нефти в Арктике.

Танкеры в порту обслуживаются круглый год, а внутренняя гавань работает только в летний и осенний период. В зимний период для работы терминала привлекаются ледокольные суда. Оператором нефтяного терминала является ОАО «Варандейский терминал». СМЛОП круглогодично принимает наливные суда ледового класса длиной до 258 метров, шириной до 34 метров и осадкой до 14 метров.

На восточном берегу пролива Варандейский шар расположен грузовой терминал с причальной стенкой длиной 200 метров, который используется для перевалки генеральных грузов в летний период. Он способен принимать суда длиной до 120 метров, шириной до 15 метров и осадкой до 2,6 метра.

Показатели грузооборота и судозаходов

Основу грузооборота порта Варандей составляет сырая нефть. Объем грузооборота за год составил 4,9 млн тонн, что на 68,2%, или 2,3 млн тонн, меньше, чем в предыдущем году. Объем перевалки нефти за январь-апрель 2021 года составил 1,52 млн тонн, что на 31,3%, или 690,8 тыс. тонн, меньше, чем за аналогичный период 2020 года.

В прошлом году количество судозаходов в порт составило 165 единиц, что на 43%, или 71 судозаход, меньше, чем в 2019-м. За январь-апрель 2021 года зарегистрировано снижение судозаходов в каботажном плавании по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года с 72 до 53 единиц. Уменьшение количества судозаходов на 19 единиц связано со снижением объемов добычи нефти.

Несмотря на снижение добычи и отгрузки нефти на экспорт, Варандейский нефтяной отгрузочный терминал (ВНОТ) является важнейшим элементом инфраструктуры, которая позволяет компании «Лукойл» вести добычу и обустройство новых месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. ВНОТ дает возможность с наименьшими затратами круглогодично транспортировать нефть без потери ее качества по кратчайшему морскому пути до европейского и северо-американского рынков.

Влияние пандемии COVID-19

С началом эпидемии коронавируса в прошлом году Служба капитана морского порта Варандей действовала в условиях ограничительных мер в соответствии с распоряжениями Росморречфлота, Роспотребнадзора и губернатора Ненецкого автономного округа.

Оперативно были введены изменения в организацию рабочих процессов, сотрудники снабжены необходимыми средствами защиты для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, организована учащенная уборка и дезинфекция помещений, обеспечена сдача тестов сотрудниками на наличие инфекции. Сотрудники, работающие в порту, при заезде на вахту должны пройти 14-дневную обсервацию и иметь отрицательный тест на COVID-19.

Несмотря на определенные труднос-ти, связанные с пандемией, Служба в полном объеме обеспечивала безопасность мореплавания и транспортную безопасность в порту и на подходах к нему, организацию судоходства и планирование движения судов на основе соответствующих графиков движения судов.

В настоящее время оформление документов по заходу/выходу судов в/из порта осуществляется дистанционно, посредством информационных систем Port Call Marinet и FSC Marinet.

Также осуществлялся контроль за технической эксплуатацией портовых сооружений. Особое внимание уделялось контролю за обеспечением экологической безопасности в морском порту.

В соответствии с разработанными и утвержденными планами ЛРН в районе морских объектов компанией-оператором по договору с ФГБУ «Морспасслужба» организовано круглосуточное аварийно-спасательное дежурство специализированных судов с необходимым оборудованием для локализации и ликвидации разливов нефти в море.

В 2020 году в порту с привлечением Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба» и ООО «Экошельф-Балтика» были проведены учения по ликвидации аварийных разливов нефти, следующие запланированы на 2023 год. Такие учения проводятся регулярно, что позволяет поддерживать силы и средства предприятий «Лукойла», работающих в порту, и других подразделений в готовности к ликвидации возможных ЧС.

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021