Зимняя навигация на севере Каспия - Морские вести России

Зимняя навигация на севере Каспия

27.06.2021

Морские порты

Зимняя навигация на севере Каспия

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

В зимнее время судоходство в акваториях морских портов Астрахань, Оля и в акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) в мелководной части Северного Каспия осуществляется в достаточно сложных гидрологических и навигационных условиях. Бывали случаи, когда из-за сильных морозов и штормового ветра Каспийское море покрывалось метровым льдом от Астрахани почти до Махачкалы. Пройти сквозь такие льды, особенно с образованием торосов, без ледоколов суда не могли. Круглогодичная навигация здесь стала возможной с введением в 1995 году ледокольных проводок.

Сегодня с целью обеспечения безопасности мореплавания в период зимней навигации ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» проводится работа по организации ледокольных проводок, разрабатываются планы мероприятий, регулярно собираются совещания, на которых со специалистами заинтересованных организаций обсуждаются все текущие и проблемные вопросы судоходства.

Магомед Абдулатипов, руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Из трех морских портов – Астрахань, Оля и Махачкала, – входящих в состав ФГБУ «АМП Каспийского моря», только порт Махачкала является незамерзающим: географически он находится в южной части российского Каспия, на Кавказе (Рес-публика Дагестан). Морские порты Астрахань (река Волга) и Оля (река Бахтемир), расположенные в дельте Волги, относятся к замерзающим портам. Но с наступлением холодов и замерзанием рек здесь объявляется зимняя навигация, начинается период ледокольных проводок, благодаря которым судоходство продолжается и носит круглогодичный характер.

Ледовый режим на Каспии

Каспийское море — частично замерзающее. По данным ученых и из опыта мореходной практики известно, что в средней части моря лед занимает незначительную площадь, а в мягкие зимы его может не быть совсем. Но Северный Каспий замерзает ежегодно, причем льдом покрывается значительная его часть.

Южная граница среднего распространения льда проходит примерно над свалом глубин Северного Каспия от острова Чечень до острова Кулалы и далее до мыса Тюб-Караган. В умеренные зимы льдообразование начинается на северо-востоке моря с середины ноября, а к концу месяца лед распространяется вдоль северного побережья. В январе вся акватория Северного Каспия покрывается льдом. А на Среднем Каспии в декабре лед появляется в мелководных заливах и бухтах восточного побережья, в январе — в районе Махачкалы.

Ледовый режим в акваториях морских портов Астрахань, Оля и ВКМСК сложен. Максимальная толщина льда в открытой (морской) части ВКМСК чаще всего составляет 40-50 см, хотя отмечается и образование стамух высотой от 1,5 до 2 метров. В закрытой (береговой) части канала толщина льда достигает 35-40 см, в наслоениях – 50-100 см.

Все данные о толщине льда на Каспии, полученные в результате многолетних наблюдений ученых, представляют собой информацию по толщинам льда естественного (термического) нарастания. Максимальные толщины льда естественного нарастания на Северном Каспии наблюдаются в январе-феврале и даже в очень суровые зимы, как правило, не превышают 50-60 см в северо-западной и 80-90 см в северо-восточной части моря.

Однако значительные сгонно-нагонные колебания уровня моря могут вызывать изменения глубин на 2 метра в южной и на 4-4,5 метра в северной части Астраханского морского рейда, что в условиях мелководнос-ти бассейна и наличия дрейфующих льдов представляет трудности для судоходства при проведении морских операций, вплоть до полного закрытия канала для прохода судов. А интенсивные подвижки и торошение, сильные сжатия и мощные наслоения льда значительно усложняют судоходство и работу ледоколов, а также гид-рометеорологическое и навигационное обеспечение в этом районе.

Опыт показывает, что в море лед чаще всего встречается в виде подсовов и наслоений, толщина которых значительно превосходит толщину льда естественного нарастания. Сильные ветры, особенно в начальный период формирования ледяного по-крова, способствуют взлому припая, дрейфу и интенсивным подвижкам плавучего льда.

Известно, что Каспий мелеет, мелеет и ВКМСК, по которому суда следуют в порты Астрахань и Оля. По данным ученых, опасными гидрологическими явлениями на Северном Каспии в ледовый период являются:

– появление льда в море и каналах раньше 15 ноября (средняя многолетняя дата закрытия летней навигации на Нижней Волге и Северном Каспии), вследствие чего срываются с якорей и уносятся в море навигационные буи;

– интенсивный дрейф, подвижки, заторы и торошение льда, представляющие опасность для кораблей и судов, экспедиций, береговых гидротехнических сооружений (они снижают скорость движения судов, создают угрозу их выжимания за габариты судового хода ВКМСК и посадки на мель в период зимних плаваний);

– покрытие всей акватории Северного Каспия (в суровые зимы) толстым неподвижным льдом – припаем, создающим тяжелые условия для ледокольного плавания на участке Астрахань – порты Каспийского моря;

– быстрое обледенение судов, гид-ротехнических сооружений и навигационных буев в море, на каналах и на берегу, обледенение портового оборудования.

Подготовка к зимней навигации

Главная задача АМП Каспийского моря перед зимней навигацией – подготовиться к периоду ледокольных проводок, чтобы держать ситуацию под полным контролем, обеспечить движение судов в соответствии с требованиями безопасности мореплавания в ледовых условиях. Службы АМП Каспийского моря заранее готовят план мероприятий, включающий все аспекты организации ледокольного обеспечения и учитывающий особенности портов Астрахань и Оля.

План определяет конкретные сроки мероприятий, исполнителей, в нем учитываются все данные по предстоящим ледокольным операциям: количество судозаходов и судооборот, предполагаемые грузоотправители и многие другие нюансы, вплоть до открытия круглосуточной «горячей линии» и заключения договора по ежесуточному спутниковому мониторингу ледовой обстановки. Этот документ облегчает задачу синхронизации и объединения всех сил и ресурсов участников ледокольных проводок, согласования многочисленных вопросов с транспортными организациями, с таможенными, пограничными ведомствами и другими заинтересованными сторонами.

Радует, что на протяжении нес-кольких лет состав оперативной группы Комиссии по организации ледокольной проводки судов в российских портах северной части Каспийского моря и на подходах к ним – Штаба ледокольных проводок в морских портах Астрахань и Оля остается стабильным. Этот фактор постоянности очень важен, ведь каждая зимняя навигация уникальна, а опыт совместной работы в Штабе позволяет оперативно и эффективно решать вопросы организации ледокольных проводок.

Особенности навигаций в зимний период

Ледостав на Северном Каспии чаще всего происходит в начале или середине декабря, хотя за последние 20 лет были случаи старта зимней навигации и в конце ноября, и в начале января, и в феврале. Ото льда реки Волга и Бахтемир обычно вскрываются в середине – конце марта, а ледовый покров в некоторых районах ВКМСК сохраняется в суровые зимы до конца апреля.

В зимнюю навигацию 2020-2021 гг. навигационную доступность портов Астрахань и Оля в условиях ледо-образования в акваториях этих портов, а также ВКМСК, на Астраханском морском рейде обеспечивали два ледокола – «Капитан Букаев» и «Капитан Чечкин» Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт». В предыдущие годы работали три ледокола.

Продолжительность ледокольных проводок 2016-2017 гг. составила 89 суток. Начались проводки 09.12.2016 г., а закончились 08.03.2017 г. За это время было проведено 702 судна, из них возрастом 30 лет и более – 323 (46%). Среднесуточная проводка составила 7,89 единицы.

Зимняя навигация 2017-2018 гг. длилась 75 суток. Ледоколы начали проводить суда 07.01.2018 г., а закончили 23.03.2018 г. Всего в ту зимнюю навигацию было проведено 538 судов, из них возрастом 30 лет и более – 266 (49,4%). Среднесуточная проводка составила 7,17 единицы.

Следующая зимняя навигация 2018-2019 гг. была традиционной: ледоколы начали проводить суда 27.12.2018 г., а завершилась зимняя навигация 08.03.2019 г. За 71 сутки было проведено 504 судна, из них возрастом 30 лет и более – 250 (49,6%). Среднесуточная проводка составила 7,1 единицы.

А вот зимняя навигация 2019-2020 гг. была уникальной в своем роде, она длилась всего двое суток. Начало периода ледокольных проводок было объявлено 18.02.2020 г., а окончилась зимняя навигация уже 20.02.2020 г. За эту короткую навигацию тремя ледоколами было проведено 22 судна, из них возрастом 30 лет и более – 14 (63,6%). Среднесуточная проводка составила 11 единиц.

Прошедшая зимняя навигация 2020-2021 гг. длилась дольше обычного – более 100 суток. Начало периода ледокольных проводок было объявлено 04.12.2020 г., а окончание – 18.03.2021 г. За 104 суток двумя ледоколами было проведено 797 судов, из них возрастом 30 лет и более – 459 (57,5%) при среднесуточной проводке 7,7 единицы. При такой длительности ледокольных проводок период движения судов в составе каравана составил 61 сутки. Объясняется это тем, что в начале декабря Каспий накрыло волной холода, образовался лед, который затем рассеялся. Но через некоторое время пришла вторая волна похолодания.

По данным Росгидромета, в начале 3-й декады февраля 2021 года акватория северной части Каспийского моря находилась под влиянием Арк-тического антициклона. В дневные часы температура воздуха опускалась до -3, -9° С, в ночные – до -8, -23° С. В результате аномально холодной погоды продолжилось интенсивное ледообразование, охватившее всю северную часть Каспийского моря.

По данным спутникового мониторинга НИЦ «Планета», на севере Каспийского моря, от побережья залива Комсомолец до залива Синее Морцо (северо-восточная часть дельты р.Волги), наблюдалась обширная зона неподвижного припая – тонкого однолетнего льда (30-70 см). Цент-ральную часть Северного Каспия занял сплоченный, преимущественно тонкий однолетний (30-70 см) дрейфующий лед. Образовавшиеся ранее разводья и обширные полыньи среди однолетнего льда были покрыты начальными видами и ниласовым льдом. На всем протяжении от северной час-ти дельты р.Волги до Кизлярского залива наблюдалась зона преиму-

щественно серого дрейфующего льда (10-15 см) сплоченностью 9-10 баллов. На юго-западе Северного Кас-пия, в Кизлярском заливе и южнее, до о.Чечень, наблюдалась обширная зона ниласовых льдов (0-10 см) сплоченностью 9-10 баллов. Вдоль побережья Аграханского полуострова образовались начальные виды льда сплоченностью 4-6 баллов. Кромка дрейфующих льдов (начальных видов льда и ниласа сплоченностью от 7-8 до 9-10 баллов) проходила по условной линии: южная часть полуострова Тюб-Караган – параллель 44°50' с.ш. – Аграханский полуостров.

Росгидромет отметил, что за период с 15 по 24 февраля 2021 года ледовитость Каспийского моря увеличилась на 9%. Сравнительный анализ карт ледовой обстановки, построенных по спутниковым данным в 3-й декаде февраля 2020 и 2021 годов, показал, что ледовитость Каспийского моря в 2021 году составила 21%, что на 20% больше, чем в аналогичный период 2020 года. Это значение ледовитости стало максимальным за текущий ледовый сезон 2020-2021 гг.

Итоги прошедшей зимней навигации

Традиционно на последнем заседании Бассейновой комиссии подводятся итоги ледокольных проводок в период текущей зимней навигации и намечаются планы работы в условиях ледохода.

Зимняя навигация сезона 2020-2021 гг. прошла без сбоев, серьезных аварийных ситуаций с судами и прочего форс-мажора. В период с 04.12.2020 г. по 18.03.2021 г. ледоколами «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев» выполнено 47 ледокольных проводок. Количество проведенных судов: самостоятельно под контролем ледоколов – 346, в составе караванов под проводкой ледоколов – 451, судов возрастом свыше 30 лет с учетом реновации корпуса судна – 459 (57%).

Ледокольный флот круглосуточно обеспечивал вахту по ледокольной проводке судов. За период зимней навигации удалось избежать серьезных технических проблем с ледоколами. Нет особых замечаний и к навигационной обстановке. Также стоит отметить высокий уровень ответственности судовладельцев и руководителей стивидорных компаний, которые позитивно воспринимают осуществление необходимых организационно-технических мероприятий, выполнение инспекторских проверок судов и т.п.

Но все же иногда бывают нарушения, когда капитаны судов допускают несогласованные действия. Например, в прошедшую навигацию в начале декабря 2020 года в районе села Рассвет в Наримановском районе Астраханской области во льдах из-за сложной ледовой обстановки застряли шесть судов. Четыре из них, загруженные кукурузой и соей, следовали в Иран. Ранний ледостав на Волге из-за наступивших морозов не был учтен судовладельцами. Суда шли на свой страх и риск.

Штабом ледокольных проводок в морских портах Астрахань и Оля было принято решение направить к застрявшим во льдах судам ледокольный буксир «Георгий Седов». К спасательной операции также был привлечен буксир «ОТ-2032». В течение нескольких дней все суда были извлечены изо льдов и направились в сопровождении буксиров в порт Астрахань.

Обеспечивать безопасность мореплавания в период зимней навигации, в условиях замерзания Каспия, всегда намного сложнее. Отрицательные температуры вносят свои коррективы и в движение судов в акватории Астраханского рейда, а тем более в акватории такого сложного гидротехнического сооружения, как ВКМСК. Тем не менее, в зимнюю навигацию 2020-2021 гг. все проводки судов были выполнены успешно и в срок, ни одно судно не получило повреждений.

Нужно отметить, что успех зимней навигации зависит не только от того, как технически и теоретически готовы все службы и участники транспортного процесса к работе в суровых условиях, но и как налажено сотрудничество и координация задействованных в процессе людей, профессионалов отрасли, знатоков своего дела. Именно от них в большей степени полностью зависит бесперебойная работа морского транспорта.

Морские порты №3 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ