Базовая гавань шельфовой индустрии Сахалина - Морские вести России

Базовая гавань шельфовой индустрии Сахалина

23.06.2021

Морские порты

Базовая гавань шельфовой индустрии Сахалина

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Морской порт Холмск два десятка лет назад стал первым в России портом, специализирующимся на обслуживании морских буровых платформ в ледовых условиях. После масштабной реконструкции Северной гавани порта созданный там на базе бывших рыбных причалов «Сахалинский западный морской порт» (СЗМП) стал самым современным и самым крупным портовым объектом региона. В первые годы работы он обеспечивал переработку грузов для строительства нефтегазопроводов и других береговых объектов проекта «Сахалин-2», проведение геологоразведки и обслуживание морских буровых разведывательных платформ. Сегодня можно говорить о технологическом прорыве СЗМП и новых стандартах качества обслуживания шельфовых проектов.

Валерий Лидерс, капитан морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Морской центр обеспечения нефтегазовых проектов

Движущая сила порта Холмск – шельфовая индустрия, которая обеспечивает порядка 3-5% нефтегазового экспорта России и более 90% экспорта Сахалина.

С самого начала освоения сахалинского шельфа возникла потребность в создании инфраструктуры берегового обеспечения. В 1997 году для морского сопровождения проектов на базе «Дальневосточного морского управления разведочного бурения» было образовано совместное предприятие ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». В процессе поиска подходящего порта компания наладила сотрудничество с различными портами региона, однако в качестве основной базы была выбрана Северная гавань порта Холмск, бывший Холмский морской рыбный порт, причалы которого к тому времени были выведены из эксплуатации. В 1998 году гавань получила название «Сахалинский западный морской порт» (СЗМП).

Высокая себестоимость шельфовой добычи обусловила необходимость создания современной портовой инфраструктуры, которая обеспечивала бы бесперебойный режим работы сервисного флота. Поэтому для первой фазы нефтегазового проекта «Сахалин-2» была проведена полномасштабная реконструкция Северной гавани.

Проект модернизации инфраструктуры занял полтора года. Были отремонтированы причалы и производственные помещения, организованы уникальные работы по дноуглублению и очистке акватории порта от посторонних объектов. Для улучшения навигационных условий и повышения эффективности работы проведены дополнительные мероприятия. Построен заградительный волнолом, защищающий гавань от юго-западного волнения. За счет реконструкции волнолома увеличена операционная акватория. Разработка и согласование проектной документации организациями производились при тесном взаимодействии со Службой капитана морского порта Холмск.

За несколько лет СЗМП стал самым современным и самым масштабным портовым объектом региона, отвечающим международным стандартам качества. В первые годы работы он обеспечивал переработку грузов для строительства нефтегазопроводов и других береговых объектов строительной фазы проекта «Сахалин-2», проведение геологоразведки и обслуживание морских буровых разведывательных платформ.

На сегодняшний день СЗМП в режиме единой береговой базы обес-печивает работу всех шельфовых проектов Сахалина. Порт способен принимать специализированные суда для обслуживания морских буровых платформ и производства всех видов работ на континентальном шельфе дедвейтом до 10 тыс. тонн, осадкой до 8 метров и длиной до 130 метров.

В порту также функционируют специальные объекты: завод подготовки буровых растворов, топливо-бункеровочный комплекс, водо-бункеровочный комплекс, система пневмоперегрузки сыпучих материалов. Организована постоянная зона таможенного контроля. Благодаря продуманной логистике в СЗМП, буровые платформы в северной части Охотского моря функционируют круг-лый год бесперебойно, несмотря на то что по сложности ледовой обстановки район их расположения сопоставим с арктическими морями.

Развитие и совершенствование флота

Шельфовые проекты Сахалина стали первыми не только в области освоения нефтегазовых месторождений, расположенных в замерзающем море, но и в применении современных судов, построенных по новейшим технологиям. Именно здесь впервые в России появились суда, оборудованные принципиально новой разновидностью движителей (в виде гребного винта, расположенного на поворачивающейся на 360° колонке), получивших название азимутальных. Технологическую бездну, отделяющую современные суда типа «Степан Макаров» от устаревшей модели «Нефтегаз», удалось преодолеть всего за несколько лет.

Начало формированию флота судов-снабженцев положило строительство на финских верфях в 2005 году судна ледокольного типа «ФЕСКО Сахалин». «Дальневосточное морское пароходство» (заказчик судна) совместно с Морским северным исследовательским центром (Финляндия) специально разработали тип судна «двойного действия» для проекта «Сахалин-1».

Система движения ледокола-снабженца была на тот момент уникальной: три электрических дизель-генератора мощностью 13 тыс. кВт и два азимутальных движителя типа «Азипод». Судно может двигаться в ледовых условиях как носом, так и кормой вперед, не теряя ходовых качеств, и удерживаться на одном месте возле буровой платформы с максимальной амплитудой колебания всего 0,5 метра. Кроме того, допустима возможность создания проводного канала в битом льду с промерзанием до дна, что практически неосуществимо ледоколом обычного типа.

Другая особенность судна – возможность использования его в качестве судна-спасателя, способного заниматься тушением пожаров и борьбой с разливами нефти, а в случае аварии на платформе – принять на борт до 150 человек.

В 2006 году по заказу «Приморского морского пароходства» для проекта «Сахалин-2» строятся три многофункциональных судна типа Pacific Endeavour, которые оснащены уникальным движительным комплексом «Аквамастер», обеспечивающим высокую ледокольную проходимость, системой динамического позиционирования DP-2, а также новейшей компьютерной системой управления и контроля работы всех механизмов. А в 2007 году ООО «Газпром флот» привлекает для работы на проекте «Сахалин-2» построенные в том же 2006 году дизель-электрические суда снабжения ледового класса типа «Владислав Стрижов».

В 2012 году вводятся в эксплуатацию суда серии «Витус Беринг», построенные для ПАО «Совкомфлот» «Объединенной судостроительной компанией» на своей верфи в Финляндии. О значимости проекта свидетельствует участие Президента России В.В.Путина в церемонии ввода в эксплуатацию судна.

Суда данной серии имеют оптимальные с точки зрения энергоэффективности параметры пропульсивного комплекса. Проект разработан на базе корпуса судна «ФЕСКО Сахалин». При постройке применена система винтеризации (термин введен Регис-тром Ллойда на основе спецификации, разработанной специалистами «Приморского морского пароходства» для судов, задействованных в сахалинских нефтегазовых проектах). Конструкция и оснащение судов позволяют осуществлять круглогодичную доставку персонала, груза и оборудования. Суда оборудованы средствами для ликвидации разливов нефти, пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ.

2017-2018 годы – новейший этап обновления флота, когда в строй вступили суда типа «Геннадий Невельской» – лучшие в своем классе, способные работать в самых сложных климатических условиях. Например, ледокольное судно обеспечения добывающих платформ «Степан Макаров» оборудовано специальным переходным устройством арктического класса Iceman, разработанным по заказу компании «Сахалин Энерджи» – оператора проекта «Сахалин-2». Устройство обеспечивает легкую и безопасную пересадку персонала на морскую добывающую платформу круглый год, устраняя любое относительное движение с помощью специальных гидравлических цилиндров.

В целом, по мнению специалистов, сервисный флот, работающий на неф-тегазовых проектах, можно назвать эталонным по техническому уровню и квалификации экипажей.

Технологический эффект

Появление в составе флота российских судоходных компаний современных судов и участие в их строительстве российских предприятий не только способствуют прогрессу отечественной морской индустрии, но и определяют направления развития морского транспорта на локальном уровне. Кроме того, в процессе развития сервисного нефтегазового сегмента в порту Холмск и в целом в Сахалинской области был сформирован особый класс моряков-профессионалов, овладевших навыками управления уникальными по своим характеристикам судами сервисного флота для обслуживания шельфовых проектов.

Служба капитана морского порта Холмск со своей стороны способствует безопасному и эффективному функционированию системы обеспечения нефтегазовых шельфовых проектов. В работе задействованы все структурные подразделения, в том числе инспекция государственного портового контроля, отделы дипломирования моряков и регистрации судов. Четко отлаженный госпортконтроль способствует поддержанию высоких технологических стандартов, а отсутствие волокиты и доброжелательность сотрудников при оформлении документов стали свое-образной визитной карточкой Холмского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

Морские порты №3 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021