Порт Анадырь – в госпрограммах развития Чукотки - Морские вести России

Порт Анадырь – в госпрограммах развития Чукотки

06.05.2021

Морские порты

Порт Анадырь – в госпрограммах развития Чукотки

Фото: ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Морской порт Анадырь – крупнейший морской порт федерального значения на Чукотке – считается одним из самых сложных для мореплавания. В период навигации, который обычно длится с июня по ноябрь, здесь работают два судоходных направления: морское – для обеспечения перевозок пассажиров и грузов в другие морские порты – и речное – в населенные пункты по реке Анадырь.

Реализация государством программ развития на Чукотке, в частности реконструкции морского порта Анадырь, обусловливает новые перспективы развития морского транспортного комплекса региона.

Сергей Майстренко, капитан морского порта Анадырь ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Навигация-2020. Управление и контроль

В 2020 году навигация в порту Анадырь и на подходах к нему распоряжением капитана порта была открыта

16 июня. К этому моменту Анадырский лиман полностью освободился ото льда, прекратился вынос льда из рек Анадырь и Канчалан. Впоследствии метеорологические условия были благоприятны и навигация продлилась до середины ноября.

Перед началом навигации специалистами Службы капитана порта были осмотрены все портовые гидротехнические сооружения на предмет готовности к приему судов, выставлены необходимые плавучие средства навигационного оборудования. Навигация прошла без аварий и происшествий в акватории морского порта.

В навигацию 2020 года порт посетили 63 судна, из них три – военного назначения. Инспекторы государственного портового контроля несли круглосуточную вахту, следили за безопаснос-тью плавания в порту и на подходах к нему, за установленным порядком захода/выхода судов в/из порта, за соответствием судовых документов действительному состоянию судна и экипажа. Все суда, подлежащие инспектированию, были проверены на соответствие нормам международных конвенций и нормативных документов РФ.

График работы инспекторов по проведению осмотров судов в рамках государства флага составлен таким образом, чтобы было возможно проводить осмотры ежедневно с 08.00 до 20.00 часов в течение навигационного периода, за время которого было осмотрено пять судов под флагом РФ, недостатки выявлены на четырех судах.

Филиал ФГБУ «Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Анадырь полностью укомплектован специалистами согласно штатному расписанию. В составе Службы капитана порта трудятся 9 сотрудников. АМП Приморского края и Восточной Арктики оказывает Службе полную организационную поддержку в ее деятельности по обеспечению безопас-ности мореплавания.

Стоит отметить, что пандемия не оказала существенного влияния на работу морского порта. ИГПК строго выполнялись «Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19», утвержденные Минтрансом России, а также требования Роспотребнадзора по обеспечению эпидемиологического благополучия работников филиала. АМП Приморского края и Восточной Арктики были своевременно закуплены и доставлены в порт необходимые средства индивидуальной защиты. В период навигации пандемия пошла на спад, случаев задержки судов из-за карантина не было.

Рост грузооборота и развитие инфраструктуры

На протяжении последних лет порт Анадырь демонстрирует стабильные показатели грузооборота, структура которого в основном состоит из грузов, относящихся к энергоносителям, продовольствию и стройматериалам.

В 2020 году грузооборот порта составил 176,5 тыс. тонн. Большую часть объема переваливаемых грузов занимает уголь – 97 тыс. тонн; примерно треть, или 57 тыс. тонн – контейнерные и генеральные грузы; нефтепродукты – 21,9 тыс. тонн.

Если сравнивать данные за три года, то можно сделать вывод о тенденции плавного роста грузооборота – около 5% в год. Грузы в основном доставлялись из портов Приморья контейнеровозами, многоцелевыми судами и танкерами.

Открытые в прошлом году компанией Fesco линии между Чукоткой и портами США и КНР на показатели порта существенно не повлияли, поскольку грузы направлялись преимущественно в порт Певек.

Работа порта Анадырь во многом обусловлена его техническими характеристиками. Порт принимает суда длиной до 176 метров и осадкой до 7,5 метра. Из 10 причалов 3 – глубоководные. Причалы оснащены портальными кранами и могут одновременно обрабатывать несколько судов. Основное ограничение пропускной способности порта, помимо небольшого количества глубоководных причалов, – это небольшие глубины на баре реки Анадырь.

Тем не менее, после того как в 2015 году в рамках ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» была завершена реконструкция причалов №12 и №13, можно считать, что грузовая инфраструктура порта полностью соответствует поставленным задачам, запросам и объемам производства.

В 2020 году ПАО «Ростелеком» приступило к реализации проекта строительства подводной линии связи Петропавловск-Камчатский – Анадырь. В рамках проекта планируется прокладка волоконно-оптического кабеля от Камчатки до Чукотки. Также запланирована прокладка кабеля от города Анадыря до поселка Угольные Копи. В 2022 году работы должны быть завершены.

Служба капитана морского порта Анадырь в рамках реализации проекта рекомендует проектной организации выполнять постановление Правительства РФ от 09.06.1995 г. №578, которое регламентирует установку охранных знаков на трассах подводных кабельных линий.

Как ожидается, новая линия внесет существенный вклад в повышение качества связи в Чукотском автономном округе (ЧАО).

Пассажирская инфраструктура

Помимо обработки грузов, порт Анадырь обеспечивает транспортное сообщение между населенными пунктами ЧАО. Данное направление имеет свои особенности и устойчивую тенденцию растущего спроса. Поток пассажиров в 2020 году составил более 34 тыс. человек: на паромной переправе катером «Камчатка» перевезено более 31,5 тыс. человек, между портами Чукотки на пассажирском теплоходе «Капитан Сотников» – свыше 2,78 тыс. человек.

В соответствии со стратегией развития туризма в ЧАО город Анадырь и его окрестности внесены в список перспективных туристических территорий. Фактически Анадырский порт является ключевым транспортным узлом Чукотки, и подавляющее большинство туристических маршрутов начинаются здесь. Туристы со всего мира прибывают в аэропорт Анадыря и на круизных судах направляются по избранным маршрутам.

И хотя в 2020 году из-за пандемии туристический сезон не был открыт, можно предположить, что в дальнейшем данное направление будет развиваться как одно из самых перспективных. Спрос на пассажирские перевозки в последние годы обусловил в этой сфере заметные инфраструктурные преобразования.

Так, в 2017 году было проведено обследование пассажирского причала №7, построенного в 1989 году, его техническое состояние признано ограниченно работоспособным. По результатам обследования ФГУП «Росморпорт» принято решение о реконструкции причала. На сегодня проектные работы выполняет НПК «Мортрансниипроект», основные изыскательные работы проведены. В феврале-апреле 2021 года будут выполняться инженерно-геологические изыскания, которые уже согласованы с капитаном порта.

Продолжается реализация проекта «Строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в поселке Угольные Копи». По государственному контракту генеральным подрядчиком проекта является ФГБУ «Морспасслужба». В 2020 году генподрядчик выполнил следующие работы: перегрузку трубошпунта – 35% объема работ, анкерных свай – 24%, монтаж анкерных тяг – 24%, отсыпку скальным грунтом – 22% (около 7,3 тыс. м3 из 32,5 тыс. м3).

Служба капитана порта взаимодействует с заказчиком строительства – Анадырским филиалом ФГУП «Росморпорт» – по вопросам спецификации навигационного оборудования, безопасности мореплавания и изменения границ морского порта Анадырь. Предполагается, что по окончании работ доставку по лиману будет осуществлять судно ледового класса, которое сможет брать на борт 100 пассажиров, 4 грузовых и 16 легковых автомобилей.

Морские порты №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ