Обновление планов развития морских портов - Морские вести России

Обновление планов развития морских портов

13.04.2021

Морские порты

Аналитический обзор обновленной версии Федерального проекта «Развитие морских портов»

Фото: Терминал «Ультрамар» в порту Усть-Луга/ultramar.ru

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был подготовлен и утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (КПМИ).В составе КПМИ в части морского транспорта был разработан Федеральный проект «Морские порты России» (далее – Проект), включающий 41 мероприятие по развитию портовой инфраструктуры, строительство 9 ледоколов и 1 аварийно-спасательного судна. В соответствии с данным Проектом к концу 2024 года объем производственных мощностей морских портов России должен достигнуть 1,3 млрд тонн.

Однако 21 июля 2020 года вышел Указ Президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому Правительству РФ было поручено откорректировать национальные проекты, в том числе КПМИ. Соответствующее поручение получил и Минтранс России. Во исполнение данного поручения в сентябре того же года Минтранс представил откорректированный вариант Проекта. Новая его редакция получила название «Развитие морских портов», изменились сроки его реализации, перечень мероприятий. Проект продлен до 2030 года с выделением двух этапов: первый – 2020-2024 гг., второй – 2025-2030 гг. Между тем, если для первого этапа перечень мероприятий проработан достаточно детально, то состав мероприятий второго этапа и их окружение требуют доработки.

С.И. Буянов, генеральный директор АО «ЦНИИМФ», к.э.н.

Цели обновления

Для мониторинга хода реализации Федерального проекта «Морские порты России» в свое время был подготовлен план-график, позволяющий оценивать прохождение ключевых этапов Проекта (готовность проектной документации, контрактация, строительно-монтажный цикл и т.д.). К концу 2019 года стало очевидно, что не все инвестиционные проекты выполняются в соответствии с планом-графиком, в первую очередь из-за отсутствия финансирования. Были выполнены анализ причин срыва сроков выполнения ключевых этапов Проекта, оценка объективности этих причин и реальных сроков его выполнения. По результатам мониторинга в соответствии с поручением Правительства РФ Минтранс России начал работу по корректировке Проекта, которая продолжалась и в течение 2020 года.

Это было обусловлено тем, что в целях осуществления прорывного развития страны 21 июля 2020 года вышел Указ Президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому Правительству РФ поручено откорректировать национальные проекты.

Во исполнение данного поручения в сентябре 2020 года Минтранс России представил откорректированный вариант Проекта. Новая его редакция получила название «Развитие морских портов», изменились сроки его реализации, перечень мероприятий.

В обновленный вариант Проекта были включены 15 мероприятий по развитию портовой инфраструктуры и исключены 6 инвестиционных проектов1. Основная причина исключения проектов – изменение конъюнктуры рынка, которое повлияло на уровень потенциальных рисков инвесторов.

Так, по этой причине приостановлен проект строительства сухогрузного района порта Тамань и угольного терминала в порту Зарубино на Дальнем Востоке. Из плана предлагается исключить ряд проектов на Дальнем Востоке: программу расширения порта Шахтерск «Восточной горнорудной компании» (8,5 млн т), технического перевооружения порта Посьет «Мечела» (4 млн т), строительство терминала «Русала» для перевалки глинозема в порту Ванино (3 млн т) и двух терминалов СУГ по 1 млн т – НАО «Прайм» в бухте Мучке и «Восток ЛПГ» в бухте Перевозная2.

Исключение 6 инвестиционных проектов сократит плановый показатель роста портовых мощностей РФ на 19,7 млн т. В то же время целевым показателем реализации обновленного Федерального проекта «Развитие морских портов» является прирост производственных мощностей морских портов: включение в состав Проекта 15 мероприятий по развитию портовой инфраструктуры позволит увеличить производственные портовые мощности на 142 млн т в горизонте до 2030 года.

Приоритеты в бассейнах

Рассмотрим более подробно, какие изменения согласно Проекту произойдут в развитии портовой инфраструктуры в морских бассейнах РФ в период до 2030 года. В рамках реализации Проекта в целом за период с 2020 по 2030 год включительно планируется ввести в эксплуатацию 354 млн т производственных портовых мощностей.

Арктический бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Арктического бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности морских портов бассейна в 2020-2030 гг. на 44 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение на 57,2 млн т). Этот показатель планируется достигнуть в основном за счет осуществления инвестиционных проектов по комплексному развитию Мурманского транспортного узла.

1. Строительство угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн т со сроком реализации в 2022 году.

Целью проекта является создание действующего круглогодичного глубоководного морского порта на западном берегу Кольского залива для переработки нефтеналивных грузов и перевалки угля, интегрированного в Международный транспортный коридор «Север – Юг». Для доставки грузов в порт «Лавна», где будут действовать угольный и нефтеналивной терминалы, сортировочный узел, строятся железнодорожная ветка длиной 46 км и железнодорожный мост через реку Тулому длиной 1570 метров3.

В целом проект сохранен, однако исключен промежуточный этап – ввод мощностей объемом 9 млн т в декабре 2020 года. Причина связана с изменениями сроков строительства железной дороги. Предполагается, что строительство будет завершено в 2021-2022 гг.

2. Реконструкция объектов Мурманского балкерного терминала мощностью 2,3 млн т.

Инициатором инвестиционного проекта является ООО «Мурманский балкерный терминал». Цель проекта – увеличение грузооборота третьего грузового района АО «Мурманский морской торговый порт» на 2,1 млн т в год, включая 1 млн т железорудного концентрата, 800 тыс. т апатитового концентрата и 0,5 млн т минеральных удобрений4.

Владельцем терминала до 2020 года являлась группа «Еврохим», в декабре 2020 года компания продала терминал «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).

3. Строительство специализированного терминала «Тулома» для перевалки навалочных грузов в порту Мурманск мощностью 4 млн т.

Терминал «Тулома» планируется ввести в эксплуатацию в марте 2023 года. Он рассчитан на мощность 4 млн т в год с возможностью увеличения до 6 млн т, так как производство минеральных удобрений в России имеет устойчивую тенденцию к росту. Одной из задач этого проекта является переориентация перевалки отечественных грузов с терминалов, расположенных в странах Балтии, на морские терминалы в российских портах.

4. Строительство в Мурманской области морского перегрузочного комплекса СПГ мощностью 20,87 млн т.

Строительство данного терминала – один из проектов по перевалке сжиженного природного газа в морских портах, расположенных в акватории Северного морского пути. Строительство объекта намечено на 2020-2023 годы. Ответственный исполнитель – ПАО «Новатэк». До терминала в Мурманске СПГ будут доставлять танкеры-газовозы усиленного ледового класса по Севморпути, далее газ будет перегружаться на газовозы неледового класса.

В порту Мурманск после успешно проведенных тестовых испытаний введен в эксплуатацию Временный рейдовый перегрузочный комплекс сжиженного природного газа. Комплекс предназначен для перевалки СПГ, экспортируемого ОАО «Ямал СПГ». 27-29 января 2021 года на комплексе состоялась плановая перевалка СПГ, доставленного газовозом ледового класса Arc7 Nikolay Zubov из порта Сабетта, на танкер-газовоз ледового класса Arc4 Yenisei River для дальнейшей доставки газа в Китай5.

Морской порт Мурманск расположен в Кольском заливе Баренцева моря. В порту расположены 111 причалов и 2 пирса. Габариты судов (длина, ширина, осадка) не ограничены. Период навигации в порту круглогодичный. По грузообороту Мурманск занимает четвертое место в России и второе на Северо-Западе РФ (после Большого порта Санкт-Петербург). Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился с 25,7 млн т в 2011 году до 56,1 млн т в 2020 году. По итогам прошлого года объем перевалки в том числе сухих грузов составил 23,7 млн т (42,2% грузооборота), наливных грузов – 32,4 млн т (57,8% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить уголь – 13,1 млн т, руду – 4,9 млн т, минеральные удобрения – 3,5 млн т, грузы в контейнерах – 750 тыс. т. В составе наливных грузов: нефть сырая – 32 млн т, нефтепродукты – 340 тыс. т и СПГ – 72,5 тыс. т.

Балтийский бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Балтийского бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности морских портов бассейна за период 2020-2030 гг. на 123,5 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение мощностей на 55 млн т). К наиболее значимым проектам бассейна, которые нашли подтверждение в откорректированном варианте Проекта, можно отнести следующие.

1. Строительство терминала для перевалки минеральных удобрений в порту Усть-Луга мощностью 6 млн т.

Новый терминал минудобрений будет строиться в северо-западной части морского порта Усть-Луга Ленинградской области. Терминал предназначен для перегрузки экспортных удобрений навалом и в специальных контейнерах с железнодорожного транспорта на морские суда, а также импортных удобрений – с морских судов на железнодорожный транспорт. Пропускная способность перегрузочного комплекса по завершении трех этапов строительства составит 6 млн т в год.

Инвестором проекта является АО «МХК «Еврохим» – крупный производитель минеральных удобрений, которому для обеспечения экспорта продукции, в том числе с Усольского калийного комбината, требуется морской портовый терминал. Срок реализации проекта – март 2022 года.

2. Строительство универсального торгового терминала Lugaport в порту Усть-Луга мощностью 24,3 млн т.

Универсальный терминал Lugaport предназначен для перевалки навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов. Он позволит принимать до 1100 вагонов в сутки со станции примыкания «Лужская Генеральная» и обслуживать суда класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 метра.

Первую очередь комплекса планируется ввести в эксплуатацию к началу 2023 года, вторую — к началу 2024-го и третью – к концу 2024-го. Инвестор проекта – группа «Новотранс». В июне 2020 года компания завершила работы по созданию искусственных земельных участков терминала6.

3. Строительство объектов портовой инфраструктуры в порту Усть-Луга мощностью 12 млн т.

Цель проекта – увеличение объема перевалки минеральных удобрений через порт Усть-Луга за счет переориентации грузопотоков из портов Балтии. Инфраструктура терминала будет включать склады для хранения минеральных удобрений и железнодорожные подъездные пути.

Максимальная грузоподъемность судов, обслуживаемых у данного терминала, составляет 120 тыс. т, осадка – 15 м. Инвестор проекта – ООО «Ультрамар». Срок реализации проекта – июнь 2021 года.

4. Строительство Приморского универсально-перегрузочного комплекса в Ленинградской области (далее – Приморский УПК).

Цель проекта «Приморский УПК» – создание морского терминала под г.Приморском в Выборгском районе Ленинградской области. Терминал будет состоять из пяти перегрузочных комплексов, рассчитанных на перевалку минеральных удобрений, угля, зерна, генеральных, накатных и контейнерных грузов. Проектная мощность терминала – 65 млн т в год. Инвестор проекта – ООО «Приморский УПК».

В декабре 2020 года компания передала проект документации нового порта в Госэкспертизу. Первые грузы на универсальном перегрузочном комплексе ждут в декабре 2023 года. Полное завершение строительства комплекса предполагается к 2030 году. Первым грузом, с которым будет работать «Приморский УПК», станет уголь6.

Морской порт Усть-Луга — крупнейший универсальный порт на Балтике, входит в пятерку крупнейших портов Европы и второй по величине в России (после Новороссийска). Терминалы и производственные комплексы в их составе перерабатывают более 20 видов грузов. В порту расположены 38 причалов с общей длиной причального фронта 7,3 тыс. пог. метров. Пропускная способность грузовых терминалов – 129,8 млн т. Максимальные габариты судов, заходящих в порт: длина – 320 м, ширина – 50 м, осадка – 15 м.

Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 4,5 раза: с 22,7 млн т в 2011 году до 102,6 млн т в 2020 году. По итогам прошлого года в том числе сухих грузов было перевалено 48,6 млн т (47,4% грузооборота), наливных грузов – 54,0 млн т

(52,6% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить перевалку угля – 37,8 млн т, минеральных удобрений – 4,6 млн т, зерна – 3,6 млн т,

лесных грузов – 0,6 млн т, грузов в контейнерах – 440 тыс. т, грузов на паромах – 1,0 млн т. В составе наливных грузов: нефть сырая – 22 млн т, нефтепродукты – 30,9 млн т и СПГ – 1,0 млн т.

Азово-Черноморский бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности портов бассейна за период 2020-2030 гг. на 72 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение мощностей на 104,8 млн т). К наиболее значимым мероприятиям, которые нашли подтверждение в откорректированном варианте Проекта, можно отнести следующие.

1. Строительство Таманского терминала навалочных грузов мощностью 35 млн т.

Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) – первый и крупнейший на побережье Азово-Черноморского бассейна России специализированный терминал по перевалке сыпучих материалов, предназначен для перевалки угля, железорудного сырья, серы и минеральных удобрений в экспортном направлении.

Основные преимущества ТТНГ: расположение в незамерзающей части Черного моря, что дает возможность осуществлять круглогодичную погрузку судов; глубоководная акватория, позволяющая принимать суда дедвейтом до 220 тыс. т – самые большие суда, способные проходить через Босфорский пролив;наличие высокопроизводительной инфраструктуры (железнодорожные подходы; современные комплексы обработки и перевалки грузов). Ответственный исполнитель – ООО «ОТЭКО – Порт сервис». Срок реализации проекта – декабрь 2021 года.

2. Реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов (СУГ) с увеличением мощности порта на 2,5 млн т.

Реконструкция базы СУГ – один из этапов программы по развитию Таманского перегрузочного комплекса СУГ, нефти и нефтепродуктов. Ее реализация позволит переориентировать грузовые потоки из портов сопредельных стран на территорию России. За счет ввода в эксплуатацию нового причального комплекса и технологической эстакады грузооборот порта увеличится до 3,5 млн т. Ответственный исполнитель – ЗАО «Таманьнефтегаз». Срок реализации проекта – декабрь 2021 года.

3. Модернизация двух зерновых терминалов в порту Новороссийск, что позволит увеличить мощность порта на 11,6 млн т.

К 2024 году будет создан объединенный зерновой терминал на базе объединения и реконструкции существующих зерновых мощностей ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» и ООО «Новороссийский зерновой терминал».

Морской порт Тамань расположен на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог Темрюкского района Краснодарского края. Порт имеет действующие и строящиеся терминалы для перевалки следующих грузов: нефть сырая и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, аммиак, зерно, уголь, удобрения, железная руда, сера, изделия из стали, контейнерные грузы. Глубины на подходах и в порту позволяют заходить под погрузку судам дедвейтом до 220 тыс. т, длиной до 300 м, шириной до 50 м, осадкой у причалов до 14 м и у выносного причального устройства до 21 м.

Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 18 раз. По итогам 2020 года объем перевалки грузов составил 22 млн т, в том числе сухих грузов – 13,3 млн т (60% грузооборота), наливных грузов – 8,7 млн т (40% грузооборота). В составе перевалки сухих грузов можно выделить уголь – 9,8 млн т и зерно – 3,4 млн т. В составе наливных грузов: нефтепродукты – 7 млн т, пищевые грузы наливом – 1,3 млн т и СПГ – 0,3 млн т.

Морской порт Новороссийск – крупнейший порт России по грузообороту, расположен на северо-восточном побережье Черного моря в незамерзающей и удобной для судоходства Цемесской бухте. Навигация в порту длится круглый год. Бухта доступна для судов с осадкой до 19 м, а внутренняя акватория порта – до 12,5 м.

Глубины вдоль наливных терминалов позволяют принимать танкеры дедвейтом до 250 тыс. т.

Объем перевалки грузов в порту Новороссийск за последние 10 лет увеличился в 1,2 раза. По итогам 2020 года объем перевалки грузов в порту составил 141,8 млн т, в том числе сухих грузов – 44,2 млн т (31,2% грузооборота), наливных грузов – 97,6 млн т (68,8% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить зерно – 16,4 млн т, руду – 4,8 млн т, уголь – 1,2 млн т, черные металлы – 9,4 млн т, цветные металлы – 1,0 млн т, грузы в контейнерах – 9 млн т. В составе наливных грузов: нефть сырая – 79,7 млн т, неф-тепродукты – 16,6 млн т и СПГ – 0,7 млн т.

Дальневосточный бассейн

Реализация мероприятий по развитию морской портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна согласно обновленному варианту Проекта позволит увеличить производственные мощности морских портов бассейна в 2020-2030 гг. на

113,5 млн т (ранее на 2019-2024 гг. было запланировано увеличение на 128,9 млн т). К наиболее значимым проектам бассейна, которые нашли подтверждение в откорректированном варианте Проекта, можно отнести следующие.

1. Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края проектной мощностью 24 млн т.

Первая очередь угольного транспортно-перегрузочного комплекса мощностью 12 млн т в год ООО «ВаниноТрансУголь» в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке введена в эксплуатацию 11 сентября 2020 года7. Работа по вводу в эксплуатацию второй очереди угольного перегрузочного комплекса в порту Ванино мощностью 12 млн т продолжается. Инвестор – ООО «УК «Колмар», ответственный исполнитель – ООО «ВаниноТрансУголь». Срок реализации проекта – первый квартал 2023 года.

2. Проект развития порта Корсаков на Сахалине с увеличением мощности порта до 11 млн т в 2029-2030 годах.

Проект предусматривает реконструкцию и расширение Корсаковского порта с созданием на его территории многофункционального глубоководного порта-хаба, включающего комплекс современных грузовых и грузо-пассажирского терминалов. Цель проекта — создание контейнерного терминала мощностью до 1 млн контейнеров в год; создание дополнительного пирса для приема нефтепродуктов в объеме 250 тыс. т в год и грузо-пассажирского терминала для приема паромов8.

3. Проект расширения терминала «Дальтрансугля» в порту Ванино на 12 млн т к 2024 году с достижением общей мощности терминала 40 млн т.

Ванинский балкерный терминал АО «Дальтрансуголь» (дочерняя компания СУЭК), расположенный в бухте Мучке Хабаровского края и находящийся в крайней точке БАМа, является одним из самых современных угольных терминалов России. Приоритетная задача проекта – устранение ограничений железнодорожной инфраструктуры на подходах к терминалу.

4.Увеличение параметров проекта «СДС-Угля» в бухте Суходол до проектной мощности 12 млн т.

Проект «Суходол» предполагает строительство в северной части бухты Суходол в Шкотовском районе Приморского края нового угольного порта мощностью 12 млн т в год. Оператором этого проекта является ООО «Морской порт «Суходол». Срок реализации проекта – 2022 год.

Морской порт Ванино расположен в глубоководной бухте Ванина, это крупнейший порт в Хабаровском крае на Дальнем Востоке. Порт имеет 21 причал для перевалки следующих видов грузов: угля, руды, лесных грузов, черных и цветных металлов, паромных грузов, нефтепродуктов. Объем перевалки грузов в порту за последние 10 лет увеличился в 1,8 раза. По итогам 2020 года объем перевалки составил 33,5 млн т, в том числе сухих грузов – 31,5 млн т (94% грузооборота), наливных грузов – 2 млн т (6% грузооборота). В составе сухих грузов можно выделить уголь – 28,4 млн т, руду –

1,0 млн т, грузы на паромах – 1,1 млн т. В составе наливных грузов присутствуют нефтепродукты – 2 млн т.

Каспийский бассейн

Планируется увеличение мощностей морских портов Каспийского бассейна на 1,5 млн т за счет строительства зернового терминала в порту Махачкала. Ответственный исполнитель – ООО «Махачкалинский зерновой терминал». Срок реализации проекта – декабрь 2024 года.

В заключение

Необходимо отметить, что в настоящее время Федеральный проект «Развитие морских портов» в составе КПМИ находится на стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами и, соответственно, еще не утвержден Правительством РФ. Исходя из этого перечень мероприятий, включенных в Проект, может быть откорректирован.

1. Из материалов круглого стола «Системные проблемы морского и речного транспорта через призму COVID-19». URL: http://www.morvesti.ru/news/1679/86735

2. URL: https://www.interfax.ru/russia/726800

3. URL: https://tass.ru/ekonomika/7972651

4. URL: https://invest.murman.ru/20/290/

5. URL: https://seanews.ru/2021/02/03/ru

6. URL: http://lenoblinvest.ru/realizuemie-proekty

7. URL: http://morflot.gov.ru/news/lenta/n5068.html

8. URL: https://sakhalin.info/news/202376

Морские порты №1 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ