Служба капитана порта Онега на страже безопасности и порядка - Морские вести России

Служба капитана порта Онега на страже безопасности и порядка

14.02.2021

Морские порты

Служба капитана порта Онега на страже безопасности и порядка

Фото: Евгений Железов/maritime-connector.com

Морской порт Онега расположен в устьевой части реки Онеги, впадающей в вершину Онежского залива Белого моря. Порт географически удачно расположен по отношению к наиболее развитым промышленным и нефтедобывающим регионам России и связан с ними железнодорожными и водными путями. Через систему внутренних водных путей России порт Онега связан с Балтийским морем через Беломоро-Онежский и Беломоро-Балтийский каналы, с Азовским, Черным и Каспийским морями – через реку Волгу и Беломоро-Онежский канал.

В состав порта входят два морских терминала – «Беломорск», расположенный в вершине Сорокской губы Онежского залива Белого моря, и «Соловки», расположенный в гавани Благополучия Соловецкого залива Белого моря. Навигация в порту осуществляется круглогодично. Безопасность мореплавания в акватории и на подходах к порту обеспечивается Службой капитана порта Онега.

Олег Лоскутов, капитан морского порта Онега ФГБУ «АМП Западной Арктики» »

Характеристики порта

Площадь акватории морского порта Онега составляет 845,6 кв. км, площадь территории – 2,68 га. В порту имеется 7 причалов общей длиной причальной линии 880 пог. метров. К причалам порта ведут подходные каналы и фарватеры протяженностью 12 миль.

Пропускная способность грузовых терминалов составляет 262 тыс. тонн грузов в год, из них 3 тыс. тонн – по нефтеналивным грузам, 259 тыс. тонн – по сухим грузам. Площадь открытых складов – 73 тыс. кв. метров, крытых – 15 тыс. кв. метров. Пропускная способность пассажирских терминалов – 160 тыс. пассажиров в год. В порту функционирует пассажирская переправа: причал порта – Легашевская запань (перевозки осуществляет т/х «Капитан Митягин» 1978 года постройки, пассажировместимостью 47 человек).

Морской порт принимает суда длиной до 120 метров и осадкой до 7,5 метра. В акватории порта расположен рейдовый комплекс перегрузки нефти и нефтепродуктов «Осинки». Однако перевалка нефтепродуктов и бункеровка судов в порту не производятся.

Условия плавания в морском порту характеризуются колебаниями уровня воды в устье реки Онеги. В устьевой части реки приливо-отливные течения распространяются до 7,8 морской мили вверх по реке. В период весеннего половодья колебания уровня моря практически исчезают и окончательно восстанавливают свою нормальную величину после весеннего паводка.

В основном порт перерабатывает лесные грузы. По итогам 11 месяцев грузооборот порта составил 61,3 тыс. тонн. Из них лесных грузов – 61,3 тыс. тонн, что на 10,2%, или на 7 тыс. тонн, меньше, чем за 11 месяцев 2019 года. Пассажирооборот в 2020 году составил 75771, в 2019-м – 75361 человек.

В порту осуществляют свою деятельность несколько операторов морских терминалов, в их числе АО «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (ОЛДК), Соловецкий государственный историко-архитектурный природный заповедник (оказывает услуги грузовых и пассажирских операций), МУП «Соловки – Сервис» (оказывает услуги грузовых и пассажирских операций). ОЛДК через терминал в Онеге отправляет свою продукцию – пиломатериалы в пакетах – на экспорт.

Навигация и ледокольные проводки

Навигация в морском порту Онега осуществляется круглогодично. Ледокольная проводка судов в зимний период в порту осуществляется линейными и портовыми ледоколами. Порт имеет грузовой сезонный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ.

В порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов. Район обязательной лоцманской проводки судов установлен в границах акватории морского порта.

Распоряжениями капитана морского порта Онега с 1 ноября 2020 года закрыта навигация на морском терминале «Беломорск», а с 27 ноября – навигация на морском терминале «Соловки». Плавание судов в акваториях этих терминалов запрещено.

В целях обеспечения безопасности судоходства работает Штаб ледовых проводок, который в круглосуточном режиме ведет оперативную работу по обеспечению ледокольных проводок под управлением Бассейновой Комиссии по организации ледокольной проводки судов в замерзающих портах АМП Западной Арктики и на подходах к ним.

С 28 декабря 2020 года в морском порту Онега объявлено начало периода ледокольных проводок. Разрешается принимать к ледокольной проводке суда, следующие в порт и из порта, с ледовым классом не ниже Ice2 по классификации Российского морского регистра судоходства. По заявке ледокольное обеспечение совершает дизель-электрический ледокол «Капитан Чадаев».

Судоходство и его контроль в условиях карантина

За 11 месяцев 2020 года количество судозаходов в порт Онега составило 658 единиц, что на 999 судозаходов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (1657 единиц). Большую часть судозаходов совершают пассажирские суда каботажного плавания водоизмещением до 500 р.т. Основные направления пассажиропотоков: Кемь – Соловки, Беломорск – Соловки. За январь-ноябрь на фоне пандемии коронавируса уменьшилось количество заходов пассажирских судов в каботаже и снизилось количество заходов в заграничном плавании на 12 единиц из-за уменьшения объемов перевалки лесных грузов в порту.

Все подразделения Службы капитана порта работают в этом году в условиях ограничений, установленных распоряжениями Минтранса, Росморречфлота, Роспотребнадзора и местными властями. Особое внимание, несмотря на карантинные условия, уделяется безопасности мореплавания, включая проверки судов инспекторами госпортконтроля (ГПК), которые круглосуточно несут вахту с использованием технических средств автоматической идентификационной системы (АИС) и каналов связи ОВЧ. Осмотров судов, в том числе контрольных осмотров, в 2020 г. проведено 99, в 2019 г. – 122; количество выявленных недостатков в 2020 г. – 165, в 2019 г. – 300.

Обеспечение экологической безопасности осуществлялось путем регулярного патрулирования акватории на катере капитана порта в летнее время и осмотром причалов порта инспекторами ГПК в зимний период.

В целом эпидемиологическая обстановка не оказала существенного влияния на работу Службы капитана порта. С началом пандемии АМП Западной Арктики были приняты все необходимые меры для обеспечения безопасной работы. Служба была своевременно обеспечена необходимыми индивидуальными защитными средствами и медицинским инвентарем. Как результат, за все это время в Онежском филиале не было случаев заражения COVID-19.

Распоряжением губернатора Архангельской области с 19 июня были ужесточены правила посещения Соловецкого архипелага (входит в особо охраняемую территорию Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника) на время режима повышенной готовности. Членам экипажей и пассажирам всех судов, прибывших в морской терминал «Соловки», запрещается сходить на берег, если со дня прибытия прошло меньше 14 календарных дней. Контроль за исполнением этого распоряжения возложен на капитана морского порта Онега. Запрет не распространяется на перевозки местных жителей по спискам.

В настоящее время ряд ограничений на посещение Соловецких островов снят или упрощен, в частности разрешено посещение Соловков при наличии отрицательной реакции на тест COVID-19, сделанный не ранее трех дней до прибытия на острова.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.09.2020 г. №2256-р об утверждении акватории морского порта Онега на данный момент ФГБУ «АМП Западной Арктики» заключен договор на выполнение работ межевания участка в поселке Рабочеостровск (Кемьский район Республики Карелия), где располагается морской порт Кемь. Следующим этапом будет подготовка офиса для работы службы ИГПК и подбор кадров. Это делается для контроля безопасности мореплавания морских пассажирских перевозок из Кеми на Соловки в период летней навигации.

Среди других планов – строительство в бухте Благополучия на морском терминале «Соловки» технологического причала для доставки топлива для нужд п. Соловецкий.

Морские порты №10 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ