Агрохимикаты пропишут в морских портах - Морские вести России

Агрохимикаты пропишут в морских портах

13.01.2021

Морские порты

Агрохимикаты пропишут в морских портах

Фото: Lenoblinvest.ru

Государственная Дума 26 ноября приняла в третьем, окончательном чтении закон о хранении агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях портов, направленный на реализацию поставленной президентом задачи по увеличению экспорта отечественной продукции.

Анна Горнова, член экспертного совета по транспорту при Комитете Госдумы по транспорту и строительству

– Такие решения приносят в бюджет страны дополнительные средства, – отметил председатель ГД Вячеслав Володин. По его словам, это будет способствовать развитию портовой инфраструктуры, переориентации грузопотоков из морских портов сопредельных государств, наращиванию экспорта и строительству новых терминалов по перевалке агрохимикатов.

Одновременно вводится запрет на строительство новых специализированных хранилищ агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос (ширина такой полосы от 30 до 50 метров в зависимости от берегового уклона).

При этом допускается хранение агрохимикатов в спецхранилищах в зоне защитной полосы на территории порта, если такое хранилище введено в эксплуатацию до 1 января 2013 года. Это позволит использовать ранее построенные терминалы для перевалки агрохимикатов.

Кроме того, вводится обязательная экологическая экспертиза проектной документации хранилищ, которые предполагается строить в границах водоохранных зон на территориях портов.

Обсуждая законопроект, председатель ГД Вячеслав Володин призвал депутатов говорить в первую очередь об интересах нашей страны и граждан. По его словам, нынешним решением мы пополняем не только бюджет, мы создаем рабочие места, развиваем экономику.

В распоряжении редакции газеты оказались документальные подробности того, как шло обсуждение законопроекта, какие аргументы приводились сторонниками и какая мотивация оказалась у противников.

Докладывал законопроект в третьем чтении член Комитета по транспорту и строительству Виктор Дерябкин.

– Законопроект направлен на выполнение указа президента № 204 о национальных целях и стратегических задачах по развитию страны до 2024 года в части увеличения экспорта отечественной продукции. Принятие законопроекта позволит инвесторам и правительству создать и построить в морских портах необходимые мощности по хранению и перевалке агрохимикатов и переключить грузопотоки в объеме до 4 млн тонн грузов с портов Прибалтики на порты России. Закон разрешает хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях морских портов, при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов, – сообщил он.

– Жители города Туапсе, а также и других городов знают, когда подобные терминалы находятся на их территории, они возмущены, они требуют сберечь их здоровье и природу, флору и фауну, однако к их мнению вряд ли кто прислушивается. Кроме того, законопроектом в предлагаемой редакции части 16 ст. 65 Водного кодекса вместо ограничительных мер, которые были поддержаны в июле, теперь устанавливается режим наибольшего благоприятствования строительству специализированных хранилищ агрохимикатов в водоохранных зонах всего в 50 метрах от береговой линии, а не в 500, как это было разумно установлено. А это значит – яды, в которые превращаются удобрения при длительном хранении, могут попасть в реки и моря, принося непоправимый ущерб. Попустительство частным компаниям приводит к экологическим и техногенным катастрофам, подобным разливу топлива в Норильске», – сказала депутат от фракции КПРФ Ольга Алимова.

Фракция КПРФ голосовала против законопроекта во всех трех чтениях.

– Принятие данного законопроекта крайне важно для реализации национального проекта по экспорту и поставленных президентом задач по развитию отечественной портовой инфраструктуры, – подчеркнул депутат от фракции «Единая Россия» Андрей Каличенко.

Но нельзя забывать об экологии и безопасности. «На площадке профильного комитета совместно с правительством, депутатами, экспертами и при поддержке Правового управления президента мы предусмотрели все экологические нормы защиты и необходимые меры для хранения и перевалки минеральных удобрений», – заверил он депутатов.

Единороссы поддержали законопроект.

– Подвергать экологической опасности наши припортовые зоны мы не должны и не можем. У нас уже есть несколько экологических катастроф в прибрежных зонах, причины которых установить не можем. И создавать еще одну точку возникновения таких потенциальных опасностей мы не должны, – заявил заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Валерий Гартунг.

Затем обсуждение продолжилось диалогом председателя Госдумы Вячеслава Володина и председателя профильного комитета по транспорту и строительству Евгения Москвичева о портах Прибалтики, которые работают на отгрузку удобрений.

По словам Евгения Москвичева, 5,5 млн тонн таких грузов идут из портов Прибалтики, и эти порты находятся в городской черте. С принятием данного закона 26-30% фрахта Россия сможет перенаправить на свои порты, которые почти на 45-50% в некоторых местах не загружены. Грузы эти пойдут из Усть-Луги, из Калининградской области. Речь идет исключительно о морских портах. Законопроект речных портов не касается. Объекты, о которых идет речь в законопроекте, должны соответствовать экологическим нормам, которые были прописаны в 2019 году. Поэтому проблем, о которых говорят оппоненты, быть не должно.

От принятого законопроекта проиграют прибалтийские порты и те российские бизнесмены, которые в них вложились, и выиграет бюджет и экономика России – 11 субъектов, не менее $10 млрд ежегодно.

– Давайте говорить об интересах нашей страны. Нынешним решением мы пополняем не только бюджет, мы создаем рабочие места, развиваем экономику. Но и самое главное, прекращаем кормить тех, кто плюет в нашу сторону, кто делает гадости нам. И они это должны знать, что потеряют эти миллиарды после решения, принятого сегодня Госдумой, депутатами от имени народа», – заключил Вячеслав Володин.

В результате из 339 голосовавших за законопроект проголосовали 292 депутата, против – 40, воздержалось – 7. Не голосовало 111. Законопроект приняли.

По ведению заседания от фракции ЛДПР выступил депутат Сергей Иванов. Он акцентировал внимание зала, что ущерб от взрыва подобных удобрений на территории порта в Бейруте оценивается в $18 млрд. Поэтому необходимо обратить особое внимание на соблюдение экологического законодательства в части хранения веществ, которые могут привести к таким проблемам.

– Мы понимаем, что происходит в Бейруте. Но если на протяжении десятилетий мы отдавали часть экономики для того, чтобы она приносила прибыль прибалтийским странам, нужно задуматься, в интересах кого это и доколе это будет. Вот сейчас вы решение приняли, – резюмировал обсуждение спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Справочно

В России имеются все необходимые технологии для обеспечения экологически безопасной перевалки агрохимпродукции. Об этом рассказали в научно-производственном объединении «СТРИМ». Современные технологии по укреплению грунтов с применением российских модификаторов позволяют многократно повысить надежность сооружений в портовых зонах. Использование модификаторов свойств грунта АКРОПОЛ ГС позволяет многократно снизить их проницаемость для воды и водных растворов. Данная технология рекомендована Академией гражданской защиты МЧС РФ. Высокая надежность технологии подтверждена исследованиями, проводимыми на территории России и Казахстана. Они показывают их существенное превосходство по сравнению с традиционной цементацией. Применение технологии укрепления грунтов для сооружений/складов не позволит проникнуть образовавшимся растворам в акваторию.

Мы располагаем эффективными решениями по сохранению устойчивости и продлению срока службы металлических и бетонных конструкций при воздействии агрессивных сред. Антикоррозионные покрытия ПОЛАК® применяются для защиты систем охлаждения атомных реакторов в России, Казахстане, Белоруссии, Индии, Бангладеш. Их используют для защиты резервуарного парка, технологического оборудования от воздействия нефти, нефтепродуктов, концентрированных химикатов, морской и сточных вод. Однократное применение позволяет защитить конструкции на срок до 50 лет.

Немаловажным является использование в строительстве современных высокотехнологичных конструкционных материалов. Составы РЕМСТРИМ® обладают высочайшими техническими характеристиками, позволяющими применять и эксплуатировать их во всех климатических зонах, при постоянном или переменном воздействии морской или пресной воды.

Отечественные разработчики располагают апробированными инновационными технологиями для различных составляющих контура экологической безопасности портовой перевалки агрохимикатов – от комплексного экомониторинга терминалов и акватории до средств профилактики выбросов, разливов и оперативной ликвидации их последствий. Поэтому главный вопрос – как усовершенствовать регулирование отрасли, чтобы исключить риск недобросовестного исполнения новых экологических требований на самих терминалах на всех стадиях их модернизации под новые нормативы – от проектирования до строительства и последующей эксплуатации.

Морские вести России №17 (2020)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России