В центре стратегии – генеральные грузы для Арктики - Морские вести России

В центре стратегии – генеральные грузы для Арктики

29.12.2020

Морские порты

В центре стратегии – генеральные грузы для Арктики

Фото: пресс-служба ОАО «Архангельский морской торговый порт»

Архангельск – первый морской порт России, открывший миру ворота в Арктику, а России – в Европу. Благодаря своему географическому положению, он имеет прямой выход в Мировой океан. Главенствующими факторами развития порта стала необходимость обеспечения российскому государству транспортной безопасности и поиск новых возможностей в международной торговле.

ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП) сегодня – одно из ключевых предприятий Архангельского транспортного узла (АТУ), на которое приходится значительная доля грузооборота в морском порту. Предприятие является основным связующим звеном в транспортно-технологической схеме движения грузов в Арктической зоне РФ, опорной производственной площадкой для перевалки грузов на трассе Северного морского пути (СМП).

Владимир Серебренников, генеральный директор ОАО «Архангельский морской торговый порт»

Морской порт Архангельск, расположенный на севере России на побережье Белого моря в устье реки Северной Двины, имеет неоспоримые преимущества даже с учетом сложностей, связанных с ледовой проводкой судов в зимний период. Одни из главных преимуществ порта – это близость к международным транспортным коридорам, в том числе к МТК «Север – Юг», и промышленным регионам России – Северо-Западному, Центральному, Уралу, Коми, Сибири; надежное и эффективное сообщение с этими регионами посредством Северной железной дороги и автомобильной трассы М-8 Москва – Архангельск; прямой выход на трассу Северного морского пути.

Кроме того, Архангельск является ближайшим пунктом перевалки грузов, необходимых при разработке арк-тических месторождений. А наличие у АМТП двух припортовых железнодорожных станций, выхода на федеральную автомобильную трассу М-8, двух технически оснащенных перегрузочных терминалов, свободных накопительных площадей создает большой резерв мощности по наращиванию грузооборота АТУ.

Характеристики и возможности АМТП

В состав ОАО «Архангельский морской торговый порт» входят терминал «Экономия» и грузовой участок «Бакарица», рассредоточенные по акватории морского порта Архангельск.

В северной части акватории на расстоянии 15 км от Белого моря и 25 км от центра города расположен грузовой терминал «Экономия», обес-печивающий перевалку различных видов грузов в экспортно-импортном и каботажном направлениях, а также перевалку в полном объеме грузов материально-технического обеспечения арктических проектов.

В южной части акватории на расстоянии 50 км от Белого моря и 12 км от центра города расположен грузовой участок «Бакарица», он обеспечивает перевалку мелких партий грузов экспортно-импортного направления и грузов в малом каботаже.

На сегодняшний день мощность терминалов АМТП – 2,5 млн тонн грузов в год. Средняя загрузка портовых мощностей за 5 лет составила 1,49 млн тонн. Общий объем складских площадей АМТП – 423,8 тыс. кв. метров, в том числе 49,9 тыс. кв. метров крытых складов и 89,9 тыс. кв. метров занимает контейнерный терминал. В распоряжении компании 11 причалов протяженностью 1716,7 метра.

Крупный контейнерный терминал, оснащенный специализированной техникой и оборудованием для перевалки контейнеров, дает возможность АМТП перегружать все типы контейнеров, включая рефрижераторные (с единовременным подключением к электрической сети 106 рефконтейнеров), танк-контейнеры, в том числе с опасными грузами, флэт-треки и т.д.

АМТП способен принимать суда длиной до 190 метров, шириной до 30 метров, осадкой до 9,2 метра и дедвейтом до 30 тыс. тонн.

Техническая оснащенность терминалов компании на сегодня: 25 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, контейнерный перегружатель грузоподъемностью 30,5 тонны, мобильный портовый кран Liebherr LHM 420 грузоподъемностью 124 тонны, 2 автомобильных крана грузоподъемностью 50 и 95 тонн. Парк малой механизации (вилочные и ковшовые погрузчики, ричстакеры, портовые тягачи и проч.) включает 100 единиц техники грузоподъемностью от 1,5 до 45 тонн.

Имеющиеся возможности позволяют осуществлять перевалку всех типов негабаритных грузов весом до 100 тонн. Кроме того, наличие у компании бессрочной лицензии на перевалку всех видов опасных грузов (с 1-го по 9-й класс, за исключением 7-го) в соответствии с международной классификацией создает для порта дополнительные конкурентные преимущества.

Перспективы развития

Перспективы развития ОАО «АМТП» связаны с активным и масштабным освоением арктических месторождений углеводородного сырья. К основным грузопотокам в этом направлении относятся:

– грузы для разработки и освоения Салмановского газоконденсатного месторождения на полуострове Гыдан (проект «Арктик СПГ-2»);

– грузы для нужд других арктичес-ких нефтегазовых месторождений;

– грузы ПАО «ГМК «Норильский никель» для снабжения и жизнеобес-печения Норильского промышленного района;

– экспорт угольной продукции, нефтяного кокса, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности;

– импорт контейнеров, оборудования, насыпных и навалочных грузов;

– грузы по программе Северного завоза в Арктической зоне РФ;

– грузы снабжения для удаленных северных гарнизонов Минобороны России.

В 2019 году, благодаря проведенной АМТП масштабной подготовительной работе, в Архангельский порт осуществлен первый судозаход крупнейшего в мире атомного лихтеровоза «Севморпуть». Длина судна составляет 260 метров, что превышает разрешенную на 70 метров. Возможность захода судов такого класса открывает перспективы к последующему увеличению объемов перевалки грузов в направлении Арктики. Кроме того, Архангельск сможет принимать круизные суда большого водоизмещения, что, в свою очередь, принесет экономический эффект для региона в целом.

В соответствии со стратегией развития ОАО «АМТП», предполагающей повышение конкурентоспособности предприятия, компанией производится модернизация портовых мощнос-тей, их техническое переоснащение с внедрением передовой техники и технологий и переходом на современное программное обеспечение. В 2020 году акционерным обществом утверждена инвестиционная программа до 2028 года на сумму более 500 млн рублей. Программа тесно связана с планами развития Российской Арктики и Северного морского пути.

Нужно отметить, что общий объем грузоперевозок по СМП в 2019 году увеличился на 56,7% и составил 31,5 млн

тонн. Однако, несмотря на то что к 2024 году грузопоток по СМП запланирован в объеме 80 млн тонн, к 2030 году – 120 млн тонн, а к 2035 году – 180 млн тонн, планы загрузки СМП могут быть скорректированы, поскольку экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, повлиял на объемы добычи нефти, газа и угля в Арктической зоне РФ. Тем не менее, основная доля перевозок должна прийтись на сжиженный природный газ (СПГ), нефть, газовый конденсат и уголь, а также на оборудование для освоения месторождений и строительства инфраструктуры.

Перевалка части этих грузопотоков, прежде всего генеральных грузов, планируется в морском порту Архангельск, в том числе через АМТП. Необходимо отметить, что уже в 2020 году доля трудоемкого в обработке генерального груза составила большую часть в объеме перевалки грузов ОАО «АМТП».

Руководство АМТП прежде всего ставит своей целью сохранение сложившихся и развитие новых транспортных потоков экспортных грузов (в том числе угля до 1 млн тонн), а также грузов для разработки, обус-тройства и освоения нефтегазовых месторождений в Арктической зоне РФ в интересах компаний «Новатэк» (проекты «Арктик СПГ-2» и «Обский СПГ») и «Газпром» (проект «Харасавэйское месторождение»).

Морские порты №8 (2020)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России