Арктический порт государственного значения - Морские вести России

Арктический порт государственного значения

22.11.2020

Морские порты

Арктический порт государственного значения

Фото: ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Диксон – российский арктический морской порт, расположенный на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая – на острове Диксон. Эти части порта разделяет полуторакилометровый пролив, по которому зимой проходит трасса-зимник.

Диксон является замерзающим портом, навигация в нем длится с июня по октябрь. Судоходство в морском порту осуществляется в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, Обязательными постановлениями в морском порту Диксон.

Владимир Кантемир, капитан морского порта Диксон ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Из истории

Остров Диксон открыли русские поморы в начале XVII века: в 1610 году сюда ходил на кочах по Енисею купец Кондратий Курочкин. В те времена остров называли Долгий или Кузькин. В XVIII веке о.Диксон появился на картах Великой Северной экспедиции, штурман Обь-Енисейского отряда Федор Алексеевич Минин в 1738 году обнаружил здесь удобную, защищенную от ветров бухту, а остров назвал Большим Северо-Восточным.

В 1875 году остров и бухту на зверобойной шхуне «Превен» посетил шведский географ и полярный мореплаватель Нильс Норденшельд, дал им название Диксон (в честь шведского купца Оскара Диксона, субсидировавшего его экспедицию) и нанес на свои морские карты. В своем дневнике Н.Норденшельд записал: «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем».

В 1915-1916 годах на острове была построена одна из первых арктических радиостанций, с 1916 года работает гид-

рометеорологическая станция. На их базе в 30-х годах советское государство создает первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическую обсерваторию.

В 30-е годы в СССР была запущена программа планомерного освоения Севера. В 1932 году решением советского правительства создается Главное управление Северного морского пути (ГУ СМП) и ставится задача освоения СМП на всем протяжении. В этих условиях географическое положение о.Диксон, находящегося в середине маршрута, оказалось наиболее выгодным. В 1933 году гавань посещают суда первой Ленской экспедиции, специальная комиссия ГУ СМП решает вопросы по строительству порта и угольной бункеровочной базы для судов.

После постановления ГУ СМП от 22.05.1934 г. №74 (дата считается днем рождения порта) на Диксон прибывают строители, которые сооружают причалы порта и угольной базы, а на материке – поселок. Параллельно строится самый мощный в Арктике радиоцентр.

В навигацию 1935 года, когда начинаются первые сквозные транспортные операции на трассе СМП, гавань Диксона посещает около 70 судов. С этого момента порт становится важнейшим узловым пунктом.

В годы Великой Отечественной вой-ны на о.Диксон располагался Штаб морских операций Западного сектора советской Арктики, база полярной авиации и радиометеоцентр, на материковой части – первые сооружения морского порта, на находящемся в гавани небольшом острове Конус – угольная база. В августе 1942 года недалеко от поселка Диксон произошел бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Это был единственный бой с вооруженными силами вермахта на территории Сибири, в результате которого нападение немцев на арктический порт было отбито. В 1943 году командование Северного флота создает на Диксоне Карскую военно-морскую базу.

Настоящее порта

В XX веке Север для СССР стал не только местом ссылки заключенных, но и регионом поиска и разработки месторождений полезных ископаемых, научных исследований, строительства новых заполярных поселков и городов. Среди них п.Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов страны приезжали осваивать Север геологи, метеорологи, гидрографы, строители, военные, полярные летчики, радисты, учителя и представители других профессий. 80-е годы прошлого века были золотыми годами Диксона. Здесь проживало около 5 тыс. человек.

Сегодня арктический поселок Диксон, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает непростые времена. По официальной статистике, сейчас в поселке проживает чуть более 500 жителей.

Морской порт используется в основном для обеспечения военных объектов и жизнедеятельности поселка, а с началом возрождения СМП в 2000-х годах – для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы.

Порт имеет причалы генеральных грузов ряжевого типа1, построенные еще в 1940 году, которые представляют собой один причал с двумя стенками. Причал №1 (западная стенка) имеет длину 110 метров, глубину – 9,4 метра, причал №2 (восточная стенка) – длину 95 метров, глубину – 7,6 метра. На причале есть портальный кран типа Ganz грузоподъемностью 5 тонн в нерабочем состоянии. Имеется пассажирский причал длиной 40 метров и глубиной 2,5 метра для обслуживания перевозок пассажиров и работников аэропорта из поселка на остров Диксон.

С 2015 года причалы генеральных грузов выведены из эксплуатации распоряжением ЗТФ «Норильский никель» ввиду их неудовлетворительного состояния. Новый собственник причалов ООО «Арктик Логистик» перевел их в состояние консервации. Деятельность на них не ведется с 2017 года. Распоряжение о запрете подхода и швартовки судов имеется на сайте морского порта Диксон.

Грузы доставляются в основном для обеспечения жизнедеятельности поселка в рамках северного завоза. Грузовые операции осуществляются через переходную дамбу, которая примыкает к причалам генеральных грузов. За январь - август 2020 года грузооборот порта составил 5,3 тыс. тонн (в основном уголь), что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

За летнюю навигацию текущего года Службой капитана морского порта Диксон оформлено 16 справок портовых сборов. Проведено 7 осмотров судов под флагом РФ, административных правонарушений не зафиксировано. Иностранные суда в порт не заходят. Информации о случаях заболевания COVID-19 в экипажах судов не поступало.

МСКЦ Диксон – в единой системе

Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) составляют основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на море. В настоящее время в морских бассейнах РФ функционирует 7 МСКЦ (Диксон, Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Владивосток) и 8 МСПЦ (Архангельск, Тамань, Севастополь, Керчь, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Певек, Тикси), за каждым из них закреплен соответствующий поисково-спасательный район (подрайон).

Основными задачами МСКЦ и МСПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах являются: организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти РФ, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

МСКЦ Диксон образован в 2012 году. Центр оборудован всей необходимой аппаратурой для поиска и спасания жизни на море, а именно: УКВ-радиостанциями, радиостанцией ПВ/КВ Furuno, спутниковыми телефонами «Инмарсат» и «Иридиум».

Зона ответственности МСКЦ в период навигации (с июля до начала ноября) – от восточного побережья о.Новая Земля на западе до меридиана 125E на востоке. После закрытия навигации и прекращения сезонной работы МСПЦ Тикси и Певек, зона ответственности МСКЦ Диксон распространяется далее на восток, до меридиана м.Дежнева в Беринговом проливе. В этот период центр тесно взаимодействует со спасательными центрами из США.

В зависимости от сложившейся ситуации, МСКЦ Диксон осуществляет поиск и спасание людей в зоне ответственности, организацию медицинских консультаций, эвакуации больных с судов. В обязанности цент-ра не входит спасание плавсредств и грузов.

1. Ряж – деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый вязкой глиной или булыжниками; применяется в гидротехнических постройках для устройства основания плотин, молов, набережных, мостовых опор и проч.

Морские порты №7 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ