«Человеческий фактор» в морском порту Керчь под контролем - Морские вести России

«Человеческий фактор» в морском порту Керчь под контролем

18.11.2020

Морские порты

Работа дипломного отдела Службы капитана морского порта Керчь по проведению квалификационных испытаний и дипломированию моряков

Фото: Станислав Белых, заместитель капитана порта Керчь. 2020 г.

Официально Керченский морской торговый порт был учрежден 10 октября 1821 года по именному указу императора Александра I одновременно с учреждением Керчь-Еникальского градоначальства. Порт был размещен в Большой гавани Керченской бухты. В 1822 году порт открылся «для вывозной и привозной торговли», в то же время начали действовать портовая карантинная контора и портовая таможня. В 1874-1877 годах был сооружен Керчь-Еникальский канал. Серьезное развитие порта началось в 1903 году.

Спустя 70 лет, при смене власти и развитии социалистического строя в государстве, Керченский морской торговый порт был отнесен к первой категории и включен в перечень важнейших портов СССР по переработке экспортно-импортных грузов. Сегодня государственную власть в порту, помимо таможенных и других контролирующих госструктур, представляет Служба капитана морского порта Керчь Керченского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря».

Сергей Селезнев, капитан морского порта Керчь ФГБУ «АМП Черного моря»

Исторические этапы

В 1935 году в юго-западной части г.Керчи, в Камыш-Бурунской бухте, для перевалки горячего агломерата был заложен Камыш-Бурунский морской порт, который специализировался также на перевалке ферросплавов, угля, марганцевого концентрата, коксовой мелочи, генеральных грузов.

Развитие терминалов порта прервалось Великой Отечественной войной. Но в 1944-1945 годах, несмотря на огромные объективные сложности, после освобождения города от фашистских оккупантов разрушенные и поврежденные гидротехнические сооружения были восстановлены и развитие порта продолжилось.

В 1955 году в северо-восточной части г.Керчи была построена паромная переправа, соединяющая полуострова Крым и Тамань, для обеспечения перевозок через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов (в период 2014-2018 гг., до ввода в эксплуатацию Крымского моста, паромная переправа практически полностью обеспечивала Республику Крым необходимыми грузами).

Построенный в 1958 году в Керченской бухте морской рыбный порт специализировался на переработке рыбной продукции. Сегодня он имеет возможность обрабатывать навалочные, генеральные и наливные грузы широкой номенклатуры.

Дальнейшее развитие порт получил в 70-80-е годы XX века, когда были построены глубоководные причалы, создан внешний рейд, расширены и углублены каналы. 19 января 1973 года Керченский морской торговый порт был переведен в первую категорию и включен в перечень важнейших портов СССР по переработке экспортно-импортных грузов.

Выгодное расположение порта

Морской порт Керчь, расположенный на восточном побережье полуострова Крым в западной части Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, имеет удобное географическое положение и состоит из нескольких участков общей длиной причального фронта 7,5 км.

Порт открыт для захода судов круглый год, имеет возможность принимать суда длиной до 200 метров с осадкой до 8 метров на внутренней акватории и суда с осадкой до 23 метров на внешнем рейде. Постановка судов на якорь в Керченском проливе осуществляется в границах якорных стоянок №450, 453, 471.

На подходах к морскому порту расположены: Керчь-Еникальский канал, Керченский подходной канал, подходной канал рыбного порта, канал порта Камыш-Бурун, Таманский судоходный путь. Подходные каналы, фарватеры и акватория порта оборудованы системой навигационных знаков береговой и плавучей обстановки, обеспечивающих необходимый уровень безопасности судоходства. Основной судоходной артерией Керченского пролива является искусственно созданный Керчь-Еникальский канал.

Порт оснащен современным перегрузочным оборудованием, машинами и механизмами, позволяющими перерабатывать до 9,3 млн тонн в год генеральных, навалочных, контейнерных грузов, металлов, зерновых, колесной автотехники и других и до 5,4 млн тонн в год наливных грузов. Также порт имеет развитую транспортную инфраструктуру – автомобильные и железнодорожные подъездные пути, большие складские площади (крытые склады, открытые складские площадки, резервуарный парк).

Наличие в порту грузо-пасса-жирского терминала «Крым» и причала морского вокзала позволяет осуществлять пассажирские перевозки. Расположенные в границах порта судоремонтные и судостроительные предприятия позволяют осуществлять ремонт судов (корпуса и механизмов).

Суда, заходящие в порт, могут быть снабжены бункерным топливом в круглосуточном режиме, в порту оказываются услуги буксирного обеспечения.

«Человеческий фактор» в сфере безопасности мореплавания

Одна из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, помимо контроля за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании, государственной регистрации судов и выдачи соответствующих судовых документов, контроля за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта, и других, – это оказание государственных услуг по выдаче морских квалификационных документов.

Квалификационные документы членов экипажей морских судов, удостоверение личности моряка являются предметом проверок при осуществлении государственного портового контроля судна. От качества их оформления и информационного сопровождения зависит не только планомерная и эффективная работа судоходных компаний, но и уверенность каждого моряка, находящегося на борту судна.

На протяжении более 50 лет в морском порту Керчь осуществляется выдача морских квалификационных документов.

Создание кадрового потенциала морских экипажей, отвечающего современному уровню развития транспортного флота и требованиям безопасной эксплуатации судов, – немаловажная государственная задача. Два основных компонента определяют безопасную эксплуатацию судна: его техническое состояние и уровень знаний и практических навыков судового экипажа («человеческий фактор»).

В вопросе создания качественного кадрового потенциала для экипажей судов капитану морского порта в Российской Федерации принадлежит заключительное решение о соответствии уровня знаний кандидата той или иной морской квалификации, в связи с чем одной из важнейших функций, возложенных на капитана морского порта, является оценка компетентности, уровня знаний, навыков и опыта работы специалистов морского транспорта.

С целью реализации функций капитана морского порта по проведению квалификационных испытаний членов экипажей морских судов, аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов, кандидатов в операторы системы управления движением судов (СУДС) и операторов СУДС, оценке компетентности капитанов судов для предоставления права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов в морском порту и на подходах к нему капитаном морского порта Керчь были созданы соответствующие морские квалификационные комиссии, в состав которых вошли морские специалисты, имеющие высшие морские квалификационные категории и большой опыт работы по управлению судном при выполнении функций высшего командного состава судна.

Все члены квалификационных комиссий прошли обучение в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф.Ушакова по дополнительной профессиональной программе «Подготовка, оценка компетентности и дипломирования моряков». ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» проведено оснащение дипломного отдела компьютерным оборудованием и другой оргтехникой, установлены компьютерные программы, позволяющие проводить тестирование кандидатов при оценке их компетентности в рамках проведения квалификационных испытаний.

В 2020 году нововведения затронули также и систему проверки знаний плавсостава. В настоящее время дипломный отдел проводит компьютерное тестирование посредством согласованной Росморречфлотом программы ЭВМ «Методический комплекс для проведения квалификационных испытаний членов экипажей морских судов «Конвенция плюс». Данная информационная система является единой централизованной государственной системой проведения компьютерного тестирования.

За время работы Службы капитана морского порта Керчь в составе ФГБУ «АМП Черного моря» (с апреля 2014 года по настоящее время) в дипломный отдел поступило более 15 тыс. обращений по вопросам дипломирования, проведено 3 тыс. квалификационных испытаний членов экипажей морских судов, оформлено и выдано более 12 тыс. морских квалификационных документов, аттестовано 134 кандидата в морские лоцманы и морских лоцмана, 25 кандидатов в операторы СУДС и операторов СУДС, проведена оценка компетентности 728 капитанов судов для предоставления права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов в морском порту Керчь и на подходах к нему.

Морские порты №7 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ