Решение по складам минудобрений в портах отложили до осени - Морские вести России

Решение по складам минудобрений в портах отложили до осени

28.10.2020

Морские порты

Госдума РФ пересмотрит законопроект о размещении складов минудобрений в российских портах

Фото: ultramar.ru

Госдума отправила на доработку и повторное второе чтение законопроект, разрешающий размещать склады минеральных удобрений в морских портах. Документ, который уже семь лет ждут портовики, мог быть принят в середине июля текущего года, но этого снова не произошло.

Изначальная версия законопроекта предлагала разрешить функционирование складов минудобрений, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, в границах портов, независимо от того, находятся они в границах водоохранной зоны или нет, и находится ли сам порт в черте города или нет. Вторая версия добавила всего две оговорки, которые свели на нет намерения правительства облегчить жизнь портовикам.

Надежда Толстоухова

Депутаты переволновались

Главная причина переноса на осень второго чтения законопроекта о складах минудобрений в морских портах заключается в том, что между первым и вторым чтением он изменился до неузнаваемости. Документ, подготовленный к первому чтению, устраивал бизнес – химиков и стивидоров. Но депутаты настояли на том, чтобы ко второму чтению в него внесли поправки и установили запрет на размещение припортовых складов минудобрений на территории городов, а также в пределах прибрежных защитных полос. Представители профессионального сообщества остались недовольны такими поправками, которые, в сущности, сохраняют в силе ограничения на размещение и перевалку минеральных удобрений в морских портах, введенные в 2013 году и сильно ударившие по бизнесу.

Ставшие камнем преткновения поправки предложил думский Комитет по транспорту и строительству. Согласно им, необходимо запретить размещение хранилищ минудобрений в морских портах, которые располагаются в городах и других населенных пунктах, а таких портов абсолютное большинство. Если запрет будет одобрен – это приведет к потере 85% грузооборота минеральных удобрений в портах Новороссийска, Санкт-Петербурга, Выборга и других городов. Как следствие, эти грузы переориентируются на Прибалтику, Финляндию и Украину. Кроме того, в поправках сказано, что эксплуатация складов минудобрений в портах в границах водоохранной зоны возможна только до окончания разрешенных сроков их эксплуатации.

Изначальная версия законопроекта предлагала разрешить функционирование складов минудобрений, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, в границах портов, независимо от того, находятся они в границах водоохранной зоны или нет, и находится ли сам порт в черте города или нет. Вторая версия добавила всего две оговорки, которые свели на нет намерения правительства облегчить жизнь портовикам.

Судя по заключению думского комитета, предложившего такие «усовершенствования», депутаты беспокоятся о благополучии окружающей среды: «Комитет полагает, что круг портов, на территориях которых допускается хранение агрохимикатов, следует ограничить только морскими портами, перечень которых должен быть утвержден Правительством Российской Федерации, с учетом того, что данные порты не должны находиться на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, лесопарковым, курортным, лечебно-оздоровительным, рекреационным зонам, водосборным площадям подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, путям миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека».

Более того, депутаты предложили ввести строгий перечень морских портов, которые имеют право размещать склады минудобрений на своих территориях, а также принять новый техрегламент, устанавливающий требования к хранилищам агрохимикатов на территориях портов.

В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) считают, что эти требования излишни: нынешние российские технологии работы с агрохимикатами в портах часто даже более безопасны, чем западные. Между тем в России существует строгий запрет на хранение агрохимии, а в западных портах – нет. Из-за этого российские грузы переваливаются за рубежом, а отечественные стивидоры теряют прибыли.

Минтранс – на стороне портовиков

АСОП поддерживала принятую в первом чтении версию законопроекта, но категорически не согласилась с поправками, внесенными в документ ко второму чтению.

В Ассоциации были крайне удивлены метаморфозам, произошедшим ко второму чтению и в корне изменившим суть законопроекта: мнение профессионального сообщества не было учтено, и на голосование во втором чтении был представлен вариант законопроекта, запрещающий складирование агрохимикатов в водоохранной зоне в портах. В АСОП считают, что если законопроект будет принят в редакции с поправками, подготовленными к рассмотрению во втором чтении, то это приведет к серьезным последствиям, включая потерю и переориентацию грузопотоков в порты Балтии. И все-таки портовики не теряют надежды, что изменения в Водный кодекс будут приняты в редакции, внесенной Правительством и одобренной Госдумой в первом чтении.

В Ассоциации подчеркивают, что излишняя обеспокоенность членов думского Комитета по транспорту и строительству безопасностью окружающей среды не имеет под собой оснований. Главная задача стивидора – сохранить груз, а значит, он не должен попасть ни в воду, ни в воздух. Поэтому герметизация и улавливание летучих частиц – это одна из основных технологических задач, которые решаются при строительстве терминалов и модернизации существующих портовых активов. Соответственно, проектная документация проходит многоэтапную экологическую экспертизу, включающую обязательную процедуру общественных слушаний.

Минтранс разделяет точку зрения портовиков и согласен, что отменить запрет на размещение складов минудобрений в портах необходимо, потому что в нынешних условиях невозможно получить положительное экологическое заключение на размещение новых перегрузочных мощностей в портах, а существующие давно не справляются с объемами отгружаемой предприятиями продукции.

«Отсутствие запретов на размещение в портах складов агрохимикатов соответствует общемировой практике. В соответствии с общей схемой хранения и перевалки агрохимикатов на территориях портов запасы агрохимикатов накапливаются в крытых складах большой емкости (до 60-75 тыс. тонн), после подхода судна к терминалу они перегружаются в трюм судна с использованием закрытых конвейерных лент и специальной погрузочной машины. Это обеспечивает минимизацию рисков негативного влияния на окружающую среду при перевалке груза (пыление, просыпание продукта)», – прокомментировали «МП» в пресс-службе министерства, дополнительно сообщив, что Минтранс уже обратился в Госдуму и Правительство РФ с просьбой отнести проект закона к приоритетным, чтобы его приняли как можно скорее.

Володин просит разобраться

Спикер Госдумы Вячеслав Володин после первого чтения с большим энтузиазмом высказывался в пользу принятия законопроекта. По его словам, разрешение на хранение агрохимикатов в существующих и введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года спецхранилищах в зоне защитной полосы на территории порта позволит использовать ранее построенные терминалы для перевалки агрохимикатов.

«Инициатива поможет решить поставленную Президентом задачу по увеличению экспорта отечественной продукции. Закон снимет запрет на хранение агрохимикатов на территориях портов. Такое решение будет способствовать развитию портовой инфраструктуры, переориентации грузопотоков из морских портов сопредельных государств (на отечественные порты. – Ред.) и, как следствие, наращиванию экспорта. Мы с вами сейчас, принимая этот закон, фактически находим для бюджета страны почти 7 млрд рублей», - заявил В.Володин.

Правда, ознакомившись с поправками, внесенными в законопроект профильным думским комитетом, В. Володин несколько изменил свою позицию в отношении законопроекта. По итогам заседания он предложил поручить первому вице-спикеру Александру Жукову вместе с правительством «отработать все вопросы, связанные с доработкой законопроекта». «Там действительно много чего накрутили, что требует дополнительного изучения», – сказал он.

Внести изменения в текст документа его авторы должны до 1 сентября 2020 года, говорится на официальном сайте Госдумы. Тогда же будет назначена новая дата повторного рассмотрения законопроекта во втором чтении.

Без вины виноватые

Запрет на размещение складов минудобрений на территориях портов был введен семь лет назад из-за того, что после проливных дождей на Дальнем Востоке в реки попали агрохимикаты со складов и полей сельхозпроизводителей (как выяснилось позже, китайские). Это послужило причиной введения запрета на размещение складов агрохимикатов в водоохранной зоне на расстоянии менее 500 метров от береговой линии.

Проблемы хранения агрохимикатов на подтопляемых участках сельхозугодий эта мера не решила, а вот по бизнесу российских поставщиков минудобрений на экспорт ударила существенно: большая часть агрохимикатов, ранее переваливавшихся в российских портах, теперь отгружается через порты Прибалтики.

Первые попытки исправить ситуацию Правительство РФ вместе с отраслевыми союзами предприняло еще четыре года назад, когда был разработан первый законопроект о внесении изменений в Водный и Градостроительный кодексы, который должен был снять запреты и установить новые правила хранения и перевалки агрохимикатов в морских портах. В течение последующего времени он несколько раз выносился на обсуждение в Госдуме, но до сих пор не был принят.

За прошедший период действия запрета в Прибалтике было построено четыре новых терминала по перегрузке агрохимикатов. Каждый из них находится не более чем в 30 метрах от уреза воды, а не в 500 метрах, как того требуют сегодня российские законодатели. По данным АСОП, около 12 млн тонн российских химичес­ких грузов (включая наливные) в год уходит на погрузку в прибалтийские порты. Исходя из усредненной ставки за погрузку в $10 за тонну, суммарно российские стивидоры теряют $10 млн в месяц и $120 млн в год.

Сегодня российские мощности по перевалке минудобрений составляют около 18 млн тонн; идет строительство нескольких крупных химических терминалов, для которых упрощение правил складирования минудобрений критически важно. Прежде всего это касается реализуемого проекта компании «Ультрамар» в порту Усть-Луга, общая мощность по перевалке удобрений и железорудного сырья которого составляет около 12 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения до 25 млн тонн.

Еще один терминал в Усть-Луге на 6 млн тонн минудобрений в год к 2022 году рассчитывает построить компания «Еврохим», которая также владеет балкерными терминалами общей мощностью 7,9 млн тонн в Туапсе, Мурманске и Силламяэ (Эстония). Изначально запустить комплекс в Усть-Луге компания планировала в 2015 году, но проект был заморожен, в том числе из-за запрета на размещение складов минудобрений на расстоянии ближе 500 метров от моря. Терминал на 5 млн тонн минудобрений в год в Новороссийске планирует построить НМТП.

Подобные проекты нацелены как на снижение транспортных издержек компаний - производителей минеральных удобрений, так и на увеличение объема российского несырьевого неэнергетического экспорта и на развитие портовой отрасли в целом. Именно поэтому представители профессионального сообщества настаивают на том, чтобы законопроект был принят в той редакции, которая была разработана изначально и устраивала все стороны – и предпринимателей, и правительство.

Таблица. Сравнение изначальной и видоизмененной версии законопроекта о размещении складов минеральных удобрений в портах

Было (первое чтение)

Стало (второе и третье чтения)

В границах водоохранных зон запрещается: хранение пестицидов и агрохимикатов, за исключением хранения агрохимикатов на территориях портов за пределами границ прибрежных защитных полос; применение пестицидов и агрохимикатов

В границах водоохранных зон запрещается: применение пестицидов и агрохимикатов, хранение пестицидов и агрохимикатов, за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос с учетом того, что такие хранилища не должны находиться на территориях городов и других населенных пунктов, в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, земель природоохранного и рекреационного назначения

Допускается хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях портов

Хранение агрохимикатов на территориях морских портов в границах водоохранных зон в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, допускается до окончания сроков эксплуатации таких хранилищ

Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос осуществляются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, не допускающими попадания агрохимикатов в водные объекты и обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения

Морские порты №6 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России