«Петербургский нефтяной терминал»: надежность, высокотехнологичность, профессионализм - Морские вести России

«Петербургский нефтяной терминал»: надежность, высокотехнологичность, профессионализм

01.10.2020

Морские порты

«Петербургский нефтяной терминал»: надежность, высокотехнологичность, профессионализм

Фото: пресс-служба АО «Петербургский нефтяной терминал»

16 июня одной из самых крупных и известных стивидорных компаний Большого порта Санкт-Петербург – АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) – исполнилось 25 лет. Созданное на основе Нефтеналивного района порта в период приватизации Акционерное общество, помимо бункеровки российских судов в своем порту, начинает оказывать услуги перевалки нефтепродуктов на экспорт.

Сегодня ПНТ – это современный, высокотехнологичный и экологически чистый специализированный перегрузочный комплекс, который принимает нефтепродукты, поступающие по железной дороге, автомобильным и речным транспортом, и отгружает их на морские суда, бункеровщики и автоцистерны. За годы своего существования терминал претерпел большие преобразования и модернизацию, но начатое в 1995 году развитие продолжается и сегодня.

В июне 1995 года на базе Нефтеналивного района порта Санкт-Петербург было образовано акционерное общество «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ). В первые же годы своего существования в ПНТ была принята Программа поэтапного развития терминала, предполагавшая ввод в эксплуатацию новых мощнос-тей без остановки производственной деятельности. Ее реализация, начавшаяся в 1998 году и доказавшая свою эффективность, продолжается до сих пор.

Преобразования на предприятии, произошедшие за 25 лет впечатляют. Резервуарный парк ПНТ за это время вырос с 54 тыс. до 437 тыс. м3. Было образовано 20 га новых территорий, построено 6 причалов, созданы современные очистные сооружения и защитные комплексы. Объем инвес-тиций в развитие производства превысил $250 млн. В результате пропускная способность терминала выросла в 12 раз, численность персонала – в 3 раза, предприятие стало крупнейшим налогоплательщиком региона и социально ответственной компанией.

Основы социальной ответственнос-ти были заложены в программе развития ПНТ изначально. Уже в 2000 году на предприятии были введены в эксплуатацию очистные сооружения с технологией многоступенчатой системы очистки воды, которые начали обслуживать не только инфраструктурные объекты терминала, но и принимать для очистки нефтесодержащие воды с других предприятий, работающих в акватории Финского залива.

Усилия по обеспечению защиты экологии получили признание на городском уровне – в 2003 году компания заняла II место среди предприятий Санкт-Петербурга как предприятие, обеспечивающее наиболее высокую степень экологической защиты окружающей среды.

Десятилетие динамичного роста

В начале 2000-х на терминале началось строительство причалов для приема судов большей грузовместимости, водоизмещением до 100 тыс. тонн – морских танкеров «ПНТ-3» и «ПНТ-4». Также были заложены две железнодорожные эстакады на 36 цис-терномест каждая. В 2004-м причалы и эстакады были ведены в эксплуатацию. И уже в следующем году терминал перегрузил рекордное количество нефтепродуктов – 10,8 млн тонн.

Два года спустя на терминале вводятся в эксплуатацию еще два новых причала. Благодаря их постройке и проведенным дноуглубительным работам, на терминале расширились возможности по приему судов больших размерений и дедвейта – «стотысячников». Так, в 2007 году на причалах ПНТ впервые были приняты крупнотоннажные суда – танкер Glenbulk-A длиной 248 м, шириной 41,6 м, дедвейтом 98 тыс. тонн и танкер МТ-Bonita длиной 246,6 м, шириной 42,03 м, дедвейтом 108 тыс. тонн.

В том же году завершается строительство и запускаются в эксплуатацию два резервуара со специальной защитной стенкой по 40 тыс. тонн нефтепродуктов каждый. Это самые большие резервуары на северо-западе страны, построенные по эргономичной двустенной технологии.

В период ввода в эксплуатацию новых причалов и резервуаров в середине «нулевых» годов ПНТ одним из первых среди стивидоров применяет электронный обмен данными при подготовке документов для организации перевозок грузов на основе автоматизированной системы «ЭТРАН» (электронная транспортная накладная), реализует проект обмена данными в электронном виде между «ЭТРАН» и АСУ терминала с использованием электронной подписи. Также компания внедряет на производстве систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

Как результат, в 2008 году Ассоциацией морских торговых портов (АСОП) ПНТ признается лучшей стивидорной компанией среди членов Ассоциации, и этот высокий статус ПНТ подтверждает на протяжении еще двух последующих лет. А в 2009 году по итогам конкурса II международной премии «Нефтяной терминал» ПНТ становится лучшим в номинации «Терминал для темных нефтепродуктов».

В конце 2000-х предприятие выходит на новый технологический уровень: реконструкция котельной и теплообменников позволила без остановки производственного процесса переходить с разогрева термальным маслом на разогрев паром при сливе темных нефтепродуктов. В итоге годовой грузооборот ПНТ в 2010 году превышает 12 млн тонн нефтепродуктов.

Масштабная инвестпрограмма

Несмотря на экономический кризис, последствия которого распространились на начало 2010-х, ПНТ продолжает развиваться. В 2012 году на терминале завершается строительство третьего резервуара-«сорокатысячника». Однако в этот период намечается спад в объемах перевалки, который достигает максимума в 2016 году – 5,1 млн тонн. Компания ищет пути диверсификации бизнеса и расширяет номенклатуру грузов. В 2017 году ПНТ приступил к перевалке на экспорт авиакеросина.

В последующие годы, в связи с развитием и расширением номенклатуры, компания уделяет повышенное внимание вопросам экологической безопасности: на терминале устанавливается уникальный комплекс всплывающих боновых заграждений «Рубеж 1-4», защищающий акваторию от возможных разливов нефтепродуктов, создается собственное аварийно-спасательное формирование.

Вместе с тем, ПНТ не останавливается на достигнутом и активно модернизирует свою инфраструктуру. Необходимость этого очевидна руководству компании, которое берется за разработку масштабной инвестиционной программы.  

В декабре 2019 года на терминале внедряется система ускоренного слива высоковязких мазутов с помощью вагонов с паровой рубашкой. А в мае 2020 года завершается строительство четвертого резервуара-«сорокатысячника», который окончательно будет введен в строй к осени этого года.

Сегодня терминал условно можно разделить на две части: устаревшую и современную. Новые мощности полностью автоматизированы и оборудованы по последнему слову техники. Инвестпрограмма ПНТ должна решить задачу по обновлению устаревших мощностей. Полная их автоматизация и введение дистанционного контроля за всеми технологическими процессами позволит компании работать с новой корзиной нефтепродуктов. Суммарный объем инвестиций в проект реконструкции превышает $100 млн.

В результате на месте устаревшей части терминала будет создан современный перегрузочный комплекс, обеспечивающий высокотехнологичную и экологичную перевалку широкого спектра нефтепродуктов.

Корпоративные ценности

К основным корпоративным ценнос-тям, таким как эффективность деятельности, удовлетворение потребнос-тей клиентов, постоянное развитие, ответственность, открытость и профессионализм, в ПНТ также относят особую заботу о персонале и социальную поддержку городу.

Компания стремится обеспечить благополучие и уверенность в зав-трашнем дне для всех сотрудников, подчеркивая, что благополучие зависит от результатов работы каждого и от внешних условий деятельности ПНТ. На предприятии постоянно улучшаются условия труда работников, существует система стимулирования труда, вознаграждений и поощрений, развиваются социальные программы. Вместе с тем, большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров, обучению и повышению квалификации специалистов.

ПНТ принимает активное участие в помощи городу как в проведении мероприятий социального значения, так и в его благоустройстве.

Так, в июне 2019 года в рамках совместного с Русским музеем проекта «Город мастеров» были организованы экскурсии, связанные с историей Летнего сада, для гостей из Центра социальной реабилитации Кировского района и для сотрудников компании с детьми. В этом же году ПНТ завершил двухлетние работы по реставрации стелы «Ленинград» в Большом порту Санкт-Петербурга. Неоднократно в течение года компания принимала участие в высадке новых зеленых насаждений – деревьев и кустарников – для благоустройства и озеленения города. В декабре 2019 года АО «ПНТ» вошло в число победителей Конкурса промышленных предприятий по благоустройству Санкт-Петербурга и посадке деревьев и было отмечено Благодарностью Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

И это только малая часть того, где принимает участие компания, считающаяся бюджетообразующей для Северной столицы.

Морские порты №5 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ