Развитие морского порта Ростов-на-Дону с участием службы капитана порта - Морские вести России

Развитие морского порта Ростов-на-Дону с участием службы капитана порта

23.09.2020

Морские порты

Развитие морского порта Ростов-на-Дону с участием службы капитана порта

Фото: pics.photographer.ru/Юрий Березнюк

Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей юга России, обеспечивающих выход к пяти морям – Черному, Азовскому и через внутренние водные пути к Каспийскому, Белому и Балтийскому. В 2009 году порту был присвоен статус морского порта.

Река Дон в границах порта проходит по густонаселенной, экономически развитой территории, играя важную роль в транспортном обслуживании города и региона. Между тем этот участок Дона является одним из наиболее сложных для плавания судов. Небольшая ширина судового хода реки, лимитирующие глубины на перекатах, значительно меняющиеся под влиянием сгонно-нагонных ветров, при которых подъем или падение уровня воды могут достигать двух метров, а также наличие мостов, особенно подъемного железнодорожного, воздушных и подводных переходов, – все это на фоне интенсивного судоходства требует особого подхода к вопросам обеспечения безопасности мореплавания.

Даниил Бусленко, капитан морского порта Ростов-на-Дону ФГБУ «АМП Азовского моря»

Общие характеристики порта

Период экономических реформ в конце ХХ века коренным образом изменил номенклатуру грузов и направление грузопотоков через порт Ростов-на-Дону, а развитие бизнес-проектов потребовало новых мощностей от терминалов, занимающихся экспортом/импортом товаров различного назначения. В то время порт располагал тремя грузовыми терминалами, входящими в состав единственного акционерного общества ОАО «Ростовский порт», а сегодня порт представляют уже 17 стивидорных компаний, что свидетельствует об устойчивой тенденции его развития.

Строительство новых и модернизация существующих терминалов стали важнейшими задачами для порта. Сегодня порт обладает 67 специализированными причалами с длиной причального фронта 9757 пог. метров. Пропускная способность всех терминалов составляет 15,99 млн тонн грузов в год. Общий грузооборот порта (включая транзитный флот) составляет 22,9 млн тонн грузов в год.

Имеющееся на терминалах современное перегрузочное оборудование позволяет оперативно осуществлять погрузочно-разгрузочные операции. В номенклатуре обрабатываемых и перевозимых транзитом грузов преобладают: нефть и нефтепродукты, зерновые грузы, уголь и другие навалочные грузы, генеральные грузы, металл, металлолом и пищевые грузы наливом.

Возможность приема иностранных судов и судов загранследования, наряду с постепенным освоением и развитием левобережной грузовой зоны, привела к образованию новых стивидорных компаний и, как следствие, к увеличению грузооборота порта, который с 2010 по 2019 год вырос в 2 раза – с 7,89 млн тонн до 15,99 млн тонн.

За последнее десятилетие количество судов, проходящих оформление в пункте пропуска через государственную границу РФ «Ростов-на-Дону», значительно возросло, о чем свидетельствуют данные статистического учета. Наибольшее количество судозаходов приходится на период с июня по октябрь. Мониторинг работы порта производится ежедневно, а его результаты формируются ежемесячно с учетом транзитных судов.

В порту осуществляются все виды обслуживания флота. Бункеровку судов топливом осуществляют 17 бункеровочных компаний, имеющих в своем распоряжении 41 единицу специализированного флота, снабжение судов питьевой водой – 3 компании (4 судна), деятельность по сбору нефтесодержащих, сточных вод и мусора – 8 компаний (17 судов).

Лоцманская проводка судов является обязательной в порту и осуществляется 17 лоцманскими компаниями, имеющими в своем распоряжении 164 лоцмана.

В последние годы возможности и привлекательность порта многократно увеличились. В настоящее время Ростов-на-Дону – крупнейший транзитный и перевалочный порт на юге России.

Особенности судоходства

Наличие Ростовского подъемного железнодорожного моста возлагает на Службу капитана порта Ростов-на-Дону дополнительные функции по установлению очередности и организации безопасного движения судов для следования под подъемную ферму моста.

Ежегодно в разводку моста следует в среднем 7,3 тыс. единиц флота и проводится порядка 600 подъемов фермы моста. За период с 2010 по 2019 год проведено 73037 единиц судов и осуществлено 6073 подъема фермы моста.

В период с апреля по ноябрь открывается транзитная навигация для судов, следующих с внутренних водных путей в море и обратно. В связи с тем, что порт имеет смежные акватории с внутренним водным бассейном и морским портом Азов, вопросы обеспечения безопасности судоходства решаются в тесном взаимодействии с ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» и Службой капитана порта Азов. В рамках взаимодействия происходит обмен информацией о подходящих судах, проводимых в акваториях работах, изменениях режима судоходства, наличии навигационных опасностей и чрезвычайных происшествиях, влияющих на безопасность мореплавания.

В рамках развития инфраструктуры города и порта, всего Южного региона в целом при непосредственном участии Службы капитана порта Ростов-на-Дону проводились работы по реконструкции мостовых переходов через Дон. В 2015 году были завершены работы по реконструкции автодорожного моста, имеющего верхнюю и нижнюю нитки, на участке 3123,3 км р.Дон (Аксайский мост), а в дальнейшем и работы по реконструкции двухниточного автодорожного моста на одном из самых оживленных участков морского порта – на участке 3135,1 км р.Дон, в створе Ворошиловского проспекта г.Ростова-на-Дону.

РТФ «Мостоотряд-10» при тесном взаимодействии со Службой капитана порта Ростов-на-Дону была осуществлена уникальная операция по подъему с барж 600-тонного пролетного строения верхней нитки строящегося автодорожного моста в створе Ворошиловского проспекта, а также подъем и монтаж аналогичного пролетного строения нижней нитки моста без остановки судоходства и изменения режима работы порта.

Организация судоходства в зимний период

Ростов-на-Дону является замерзающим портом, в котором в условиях льдообразования осуществляется ледокольная проводка судов, поэтому особое внимание уделяется вопросу обеспечения безопасности мореплавания в осенне-зимний период. При подготовке порта к осенне-зимнему периоду в Службе капитана порта проводятся совещания с участниками транспортного процесса, на которых определяются стратегия и порядок работы в ледовых условиях. С окончанием летней навигации на внутренних водных путях большинство судов внутреннего плавания выводятся из эксплуатации и ставятся на длительную стоянку.

В целях обеспечения безопасности мореплавания и организации ледокольных проводок перед началом зимней навигации заблаговременно создается Штаб ледокольных операций морского порта Ростов-на-Дону. Также заблаговременно создается Бассейновая комиссия, в которую входят капитаны портов Азовского моря, специалисты cлужб капитанов портов, представители АБФ ФГУП «Росморпорт».

В задачи Бассейновой комиссии входят выдача рекомендаций с учетом имеющихся ограничений для судов по режиму ледового плавания и оценка возможности ледовой проводки по каждой конкретной заявке, определение составов караванов и изменения планов работы ледоколов в соответствии с полученным ледовым и метеорологическим прогнозом.

В Службе капитана порта Ростов-на-Дону приступает к работе Единый ситуационный центр, выполняющий функции по сбору и анализу заявок на ледокольную проводку, ледовых и гидрометеорологических прогнозов, информации о фактических условиях на маршруте движения караванов, а также по контролю за положением ледоколов и судов. Данная информация предоставляется Бассейновой комиссии для выработки необходимых рекомендаций и принятия решений.

Регулярно проводятся открытые заседания Бассейновой комиссии с приглашением всех участников транспортного процесса, до сведения которых доводится информация о работе комиссии и ледовой обстановке. Информация об итогах заседаний, движении флота, ледовых и метеорологических прогнозах размещается на официальном сайте Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону ФГБУ «АМП Азовского моря» в сети Интернет.

Дноуглубление акватории и мониторинг обстановки

Во взаимодействии с АБФ ФГУП «Росморпорт» были обоснованы, подготовлены и проведены дноуглубительные работы по проекту «Производство работ по восстановлению судоходных глубин в р.Дон на перекате Донецкий сроком на десять лет». Работы проводились АБФ ФГУП «Росморпорт» с 10.10.2019 по 20.11.2019 год. В ходе их проведения на перекате Донецкий изъято и захоронено в Таганрогском заливе более 35 тыс. кубометров грунта. Навигационные габариты на перекате обеспечены в значениях: глубина – 4,0 метра, ширина судового хода – от 124 до 242 метров. Это позволило увеличить проходную осадку в порту Ростов-на-Дону на 20 см, значительно повысив безопасность судоходства и пропускную способность порта.

Особенности гидрологического режима нижней части р.Дон требуют оперативного обеспечения информацией об уровнях воды и фактических проходных осадках в акватории порта. Информация об уровнях воды регулярно предоставляется Ростовским филиалом Росгидромета. Дополнительно в 2013 году АБФ ФГУП «Росморпорт» введен в эксплуатацию автоматизированный программно-аппаратный комплекс измерения уровня водной поверхности, датчики которого установлены в портах Ростов-на-Дону и Азов.

Получаемые оперативные данные позволяют отслеживать динамику изменения уровня воды в режиме реального времени и планировать движение судов. Информация об уровнях воды, тенденции их изменения, проходных осадках судов передается береговой радиостанцией ГМССБ «Таганрог-радио-1», а также по запросу мореплавателей. Передача мореплавателям срочной информации об изменениях в навигационной обстановке, режиме плавания судов и штормовых предупреждениях осуществляется немедленно после ее получения и размещается на официальном сайте Службы капитана порта Ростов-на-Дону в сети Интернет.

Проводимый ежеквартально мониторинг технического состояния гидротехнических сооружений и проверка наличия разрешительной документации на их эксплуатацию, актов промеров глубин, тралений, водолазных осмотров являются элементами контроля за эксплуатацией 67 причалов различного назначения. Информация о глубинах в акватории порта и у причалов доводится капитаном порта до сведения мореплавателей ежегодно и при их изменении.

Транспортная безопасность

Одним из важных направлений работы Службы капитана порта является обеспечение транспортной безопасности. С этой целью акватория и территория порта в 2015 году были оснащены современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ). Основная задача системы – защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Созданная система ИТСОТБ имеет 12 автономных постов технического наблюдения (АПТН), в основном расположенных на портовых терминалах и 10 из них на мачтах высотой до 30 метров, на которых размещены тепловизоры, камеры видеонаблюдения и радиорелейные станции.

Эксплуатация оборудования ИТСОТБ возложена на АБФ ФГУП «Росморпорт», которым разработан регламент технического наблюдения за акваторией порта Ростов-на-Дону, где отражены процедуры взаимодействия между Службой капитана порта и АБФ ФГУП «Росморпорт» по организации обеспечения транспортной безопасности.

Подготовлен ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих процедуры информирования Службой капитана порта и объектами транспортной инфраструктуры компетентных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозах и актах незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуациях.

В порту Ростов-на-Дону сложилась практика проведения рабочих совещаний с участием представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, портовых терминалов, судоходных компаний, на которых принимаются решения о дополнительных мерах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования объектов транспортной инфраструктуры.

Круизный туризм как стратегия

Стратегией развития туризма в Российской Федерации до 2035 года круизный туризм определен как одно из перспективных направлений туристической отрасли, задачи концепции его развития – увеличение рынка круизного туризма в два раза и создание условий для интенсивного обновления флота круизными операторами. Вместе с тем, в настоящее время определены отсутствие необходимой инфраструктуры и привлекательного для потребителя туристского продукта, а также качество флота.

Спрос на организацию и проведение туристических программ на территории Ростовской области с использованием круизных судов высок, в программы включены традиционные туристские центры региона – ст. Старочеркасская и г. Ростов-на-Дону.

В порту Ростов-на-Дону осуществляются пассажирские перевозки судами прогулочного флота типа «Москва» и «Танаис». Так, в акватории порта работает 6 единиц малого пассажирского флота, базирующиеся на городской набережной. Они осуществляют прогулочные рейсы как в акватории порта, так и за ее пределами. Также осуществляется прием большого пассажирского флота, плавающего под флагом РФ, с внутренних водных путей и в обратном направлении.

Набережная г.Ростова-на-Дону, по ряду объективных причин не вошедшая в границы порта, исторически является причальным сооружением. В последние десятилетия причалы набережной используются как пассажирские, что подразумевает повышенный подход к безопасности пассажирских перевозок. Включение причалов городской набережной в границы порта, а также создание необходимой и соответствующей требованиям законодательства РФ инфраструктуры дадут толчок активному развитию водного туризма на юге России.

В акватории порта сегодня функционируют три яхт-клуба общей вместимостью 78 мест – Азово-Донской яхт-клуб «Аврал» (с 1893 г.), расположенный на правом берегу Дона в западном районе Ростова-на-Дону, Ростовский яхтенный порт (яхт-клуб «Высокий берег»), расположенный на левом берегу Дона, и Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ростовской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №8 имени В.В. Понедельника» (Водноспортивная база «Зеленый остров»).

Максимальная длина принимаемых яхт до 20 метров, ширина – 2,5 метра. В порту реализовано обеспечение водой и электроэнергией, а также предоставляются гостиничные услуги и услуги по мелкому ремонту корпуса и механизмов яхт.

Возможен прием судов под флагами иностранных государств, а также их проход на внутренние водные пути. Возможность оформления яхтенного флота международного сообщения и судов, плавающих под флагами иностранных государств, предусмотрена в пункте пропуска морского порта Ростов-на-Дону.

Морские порты №5 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ