Цифровизация морских портов - Морские вести России

Цифровизация морских портов

20.09.2020

Морские порты

Цифровизация морских портов

Фото: ECT

Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономической и социальной сфере формирует новые задачи для субъектов транспортного пространства. В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью цифровизации морских портов. Выделены преимущества и недостатки цифровой трансформации. Рассмотрены примеры применения цифровых технологий в российских и зарубежных морских портах. Выделены преимущества и недостатки, получаемые от применения цифровых решений. В заключении сделан вывод о необходимости повышения эффективности морских портов за счет цифрового взаимодействия субъектов транспортного пространства.

Е.А. Королева, д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Транспортная логистика» ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова;
И.В. Черепанов, к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика» ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова;
Е.В. Филатова, к.э.н., доцент кафедры «Таможенное право» ГМУ им. адмирала Ф.Ф.Ушакова

Переход к цифровой экономике подразумевает преобразование стратегии развития и структуры организации, предоставляемых услуг, организационной культуры и т.п., что позволяет адаптироваться к цифровым потребнос-тям клиентов, реализовывать точно в срок их ожидания и, как следствие, укреплять конкурентные позиции на рынке предоставляемых услуг.

Сегодня в Российской Федерации действуют различные нормативные документы и программы, затрагивающие вопросы развития и цифровизации как в целом, так и в частности на транспорте1 (таблица 1).

Табл. 1. Действующие нормативные документы, затрагивающие вопросы внедрения и развития цифровизации на транспорте

Документ

Цели в части цифровизации

Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, в том числе преобразование транспортной инфраструктуры посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений

Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»

Обеспечение развития и модернизации морской и речной инфраструктуры с помощью передовых цифровых технологий

Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. №207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»

Установлена необходимость развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры путем устранения «цифрового неравенства» субъектов РФ, повышения информационно-телекоммуникационной связности территории РФ с целью ликвидации инфраструктурных ограничений, повышения доступности и качества транспортной инфраструктуры и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития РФ и др.

Паспорт нацпроекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №7 от 04.06.2019 г.)

Установлены основные целевые показатели, выражающиеся в увеличении внутренних затрат на развитие цифровой экономики, в создании устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, в использовании преимущественно отечественного ПО госорганами, органами местного самоуправления и организациями

Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. №1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»

Установлена цель в части повышения конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг, ее комплексной безопасности и устойчивости, что может быть достигнуто за счет внедрения новых технических требований и стандартов эксплуатации транспортной инфраструктуры, в том числе на основе цифровых технологий, внедрения автоматизированных и роботизированных технологий на транспорте, разработки информационно-вычислительных систем автоматизации технологических и управленческих процессов и др.

Ведомственная целевая программа «Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации» (утверждена Минтрансом России 05.09.2019 г.)

Принята с целью обеспечения органов управления транспортным комплексом информацией о состоянии и ходе развития транспортной системы, ее безопасности и устойчивости, о прогнозе спроса на транспортные услуги, о повышении уровня информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, что возможно за счет автоматизации и информационно-аналитического обеспечения процессов управления транспортным комплексом, а также совершенствования и обеспечения функционирования систем информационного обеспечения безопасности на транспоте с учетом изменения законодательства

Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономической и социальной сфере формирует новые задачи и для субъектов транспортного пространства. Однако переход на «цифру» субъектами транспортного пространства приведет как к определенным преимуществам, так и к недостаткам (рисунок 1).

Рис. 1. Преимущества и недостатки цифровизации для субъектов транспортного пространства

Тем не менее, внедрение в морских портах цифрового управления является важным вопросом в процессах глобализации производства, расширении доступа к рынкам и эффективной интеграции в глобальную экономику2.

Анализ работы морских портов РФ

Российские порты обрабатывают до 80% грузов внешней торговли, что обеспечивает стране экономическое и внешнеторговое развитие3.

Особенностью деятельности российских морских портов является неравномерное распределение перевалки грузов по морским бассейнам, что обусловлено как географическими факторами, так и особенностями логистических маршрутов (например, большая часть угля переваливается в портах Дальнего Востока, грузы в контейнерах и минеральные удобрения – в основном в портах Балтийского бассейна, зерно и металлы – в портах Азово-Черноморского бассейна)4.

По итогам 2019 года грузооборот российских морских портов составил 840,3 млн тонн (рост на 2,9% по сравнению с 2018 г. и на 193,8%, или почти в 3 раза, по сравнению с 2003 г.). Динамика грузооборота морских портов РФ представлена на рисунке 2. Как видно из рисунка, тенденция увеличения грузооборота наблюдается достаточно давно (в том числе по бассейнам – рисунок 3).

Рис. 2. Динамика грузооборота морских портов РФ за 2003-2019 гг., млн тонн

Рис. 3. Грузооборот морских портов РФ за 2017-2019 гг. по бассейнам, млн тонн

Рассматривая текущую ситуацию и опираясь на официальные сведения Ассоциации морских торговых портов, можно сделать вывод о том, что динамика объема грузооборота российских портов в последние годы показывает устойчивый рост.

Экспертами прогнозируется дальнейший рост до 2030 года (2020 г. – 884 млн т, 2025 г. – 995 млн т, 2030 г. – около 1129 млн т). Такой рост возможно обеспечить за счет влияния различных факторов, в том числе за счет применения в морских портах различных цифровых решений.

Цифровизация в зарубежных портах

Начало процесса цифровизации морских портов в мире можно отнес-ти к 1993 году, когда впервые были использованы беспилотные машины для обработки контейнеров в порту Роттердам. Установка работала с автоматизированными беспилотными RMG (ARMG) и беспилотными управляемыми транспортными средствами (AGV) для горизонтальных перегрузок контейнеров с причала.

И сегодня порт Роттердам считается передовым европейским портом, в том числе в части применения цифровых решений. Так, им проводится масштабная цифровая трансформация порта («умный порт в мире») с целью приема к 2025 году автономных подключенных грузовых судов (создание детального цифрового двойника порта, охватывающего всю портовую зону протяженностью 42 км, представляющего собой точную цифровую копию портовых операций (до 100%), отслеживающего движение судов, инфраструктуру, погоду, географические данные и данные о глубине). Помимо порта Роттердам, интересен опыт и других зарубежных портов (таблица 2).

Табл. 2. Примеры применения цифровых решений зарубежными морскими портами

Порт

Используемые технологии

Роттердам

IoT-датчики, технология дополненного интеллекта и интеллектуальные данные: о погоде для оценки доступности причалов; для отработки различных сценариев работы; для координации трафика приходящих / уходящих судов и управления действиями портовых команд. Имеется научно-исследовательский центр Rotterdam Additive Manufacturing LAB, считающийся первой в мире полевой лабораторией 3D-печати, обеспечивающий широкий ассортимент сертифицированных металличес-ких запчастей для судов

Гамбург

Система навигации в режиме реального времени, позволяющая участникам пользоваться персонализированной навигацией, владея информацией о дорожной ситуации в порту, о парковке и инфраструктуре, закрытии подвижных мостов и др.

Система «интеллектуальный железнодорожный пункт», позволяющая за счет установки датчиков анализировать наиболее загруженные точки на портовой железной дороге. Датчики позволяют анализировать различные данные, предоставляя информацию о состоянии и износе основных рабочих перекрестков, что в свою очередь позволяет избегать возможных простоев

Тилбери

Интегрированное мобильное приложение для системы бронирования транспортных средств, специально разработанное для перевозчиков терминала, позволяющее перевозчикам совершать заказы и проверять состояние контейнеров удаленно, со смартфонов

Монреаль

Web-приложение Trucking Portal, разработанное с целью сокращения уровня загрязнения и увеличения продуктивности. Приложение позволяет оптимизировать маршруты грузовиков, сокращая пробки на въездах/выездах в терминалы

Циндао

Полностью автоматизированный контейнерный терминал. Управляется лазерными сканерами и системами позиционирования контейнеров для точного закрепления и переноса их на грузовики без водителя. Также внедрены: автоматизированное планирование оборудования, автоматическая швартовка судов, полностью автоматизированная доставка контейнеров, беспилотная интеллектуальная система ворот и др.

Лонг-Бич

Полностью автоматизированный терминал. Имеет мегакраны с огромной грузоподъемностью и способностью обрабатывать несколько контейнеров одновременно, обслуживая мегасуда; автоматические портальные тележки; автоматические штабелирующие краны с полностью автоматическим опусканием и подъемом контейнеров на шасси и возможностью удаленного управления из централизованного диспетчерского пункта; автоматизированные интермодальные станционные краны, обслуживающие поезда на железнодорожной станции, и др.

В целом, проведя анализ деятельности иностранных морских портов, можно сделать вывод, что применение цифровых технологий позволяет этим портам:

– повышать объем и эффективность отгрузки товаров;

– сокращать время пребывания судна на стоянке;

– принимать большее количество судов ежедневно;

– снижать нагрузки на транспортные маршруты;

– удвоить пропускную способность (без расширения площадей);

– оптимизировать работу персонала;

– отслеживать местонахождение и состояние груза и др.

Российские отдельные инновации

В Российской Федерации вопросы конкурентоспособности и повышения эффективности работы морских портов, в том числе с использованием новых технологий, повышения уровня их инновационности сегодня являются очень актуальными. Так, в морских портах РФ используются5:

1. Электронный документооборот (например, в АО «Ростерминалуголь», ООО «НУТЭП», АО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт», АО «Новорослесэкпорт», ПАО «Владивостокский морской торговый порт» и др.). Безбумажная технология упрощает и/или ускоряет деятельность порта с иными субъектами транспортного пространства, при этом сокращается время простоев, снижаются издержки за счет отказа от бумажных носителей, переноса в электронный формат полной цепочки документов и прочее.

2. Концепция «бережливого производства (lean-менеджмент)» (например, в АО «Ростерминалуголь»). Заключается в оптимизации процессов за счет выявления и устранения скрытых потерь, обеспечения управленческой инфраструктуры, изменения образа мышления сотрудников, что в свою очередь повышает эффективность деятельности морского порта.

3. Система оперативного управления в деятельности контейнерных терминалов (например, в ООО «НУТЭП», ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ООО «Владивостокский контейнерный терминал», АО «Первый контейнерный терминал», ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» и др.). Предназ-начена для управления персоналом и техникой на контейнерном терминале в реальном времени с целью повышения эффективности обработки контейнеров.

4. Автоматизированные системы управления в деятельности морского порта и железной дороги (например, АО «Ростерминалуголь», АО «Восточный Порт» и др.). Позволяет подавать, разгружать, отправлять вагоны на терминал в автоматическом режиме.

5. Автоматизированные системы взаимодействия морских портов и федеральных органов исполнительной власти (например, КПС «Портал «Морской порт»). Система, работающая на основе принципов и механизмов «единого окна», обеспечивающая электронное взаимодействие всех участников процесса оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска с целью создания благоприятных условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Евразийского экономического союза, сокращения времени при совершении таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля.

6. Система обслуживания судов «Цифровой порт» (совместная разработка АО «Инфотек Балтика» и ICONIC). Система построена на технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав, позволяющая переводить документооборот судна с портом в электронный вид, тем самым сократить и/или снизить: производственные нагрузки на участников портовой деятельнос-ти; время работы портовых агентов; время обработки судна; спорные моменты в деятельности участников портовой деятельности.

7. Системы по взаимодействию с информационными системами морских судов и с торговыми порталами по принципу одного окна (терминалы в Усть-Луге и Находке).

8. Специализированные системы, такие как охранные системы, системы распознавания номеров контейнеров, автомобилей и железнодорожных платформ и иные системы.

Таким образом, в российских морских портах преобладают отдельные информационные технологии и/или автоматизированные системы. Комплексные цифровые трансформации в настоящее время практически не используются. К основным причинам можно отнести следующие: отставание / несоответствие нормативного регулирования, проблема импортозамещения цифровых технологий и др.

Заключение

Учитывая изложенное выше, следует отметить, что перспективой развития морских портов России называют движение в сторону создания «умных портов» на основе применения различных цифровых технологий (интернет вещей, искусственный интеллект, 3D-печать запасных частей, виртуальная и дополненная реальность, цифровые близнецы, технологии ведения распределенных реестров учета и удостоверения прав, технологии самоисполняемых кодов выполнения обязательств, дроны и др.), что позволит создать абсолютно новую логистику.

При этом нужно учитывать, что выбор и внедрение цифровых решений в деятельность морских портов – это трансформационный и сложный процесс, который может быть либо разрушительным, либо переходным. Последствия перехода будут зависеть от характера бизнес-процессов, возникающих в результате адаптации технологий в данном секторе.

Главное, должны учитываться вопросы, связанные с цифровым взаимодействием морских портов с другими субъектами транспортного пространства с целью обеспечения синхронизации их деятельности в различных аспектах: организационных, кадровых, правовых, финансовых, технологических, безопасности и других.

1. Буянова Л.Н. О реализации мер государственной поддержки развития водного транспорта / Л.Н. Буянова, М.Г. Григорян // Транспортное дело России, №1. – М.: Редакция газеты «Морские вести России», 2017. – С. 115-117.
Деняк О.А. Факторы развития региональных транспортных систем / О.А. Деняк, Е.А. Королева // Логистика: современные тенденции развития. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 9-10 апреля 2015 г. – СПб: ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова». – 2015. – С. 146-148.

2. Кузнецов А.Л. Направления цифровизации транспортной отрасли / А.Л. Кузнецов, А.В. Кириченко, В.Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова». – 2018. – Т.10, №6. – С. 1179-1190.
Никифоров В.Г. Взаимодействие субъектов транспортного пространства как условие повышения качества портовых услуг / В.Г. Никифоров, Е.В. Филатова // Транспортное дело России, №3. – М.: Редакция газеты «Морские вести России», 2017. – С. 94-96.

3. Черепанов И.В. Современное состояние и тенденции развития морских портов России как элемента транспортного пространства / И.В. Черепанов, Е.В. Филатова // Транспортное дело России, №5. – М.: Редакция газеты «Морские вести России», 2018. – С. 48-53.

4. Ассоциация морских торговых портов. Официальный сайт / [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.morport.com/ (дата обращения 20.01.2020).

5. Koroleva E.A. Information technologies as a way of port activity optimization in conditions of digital economy / E.A. Koroleva, S.S. Sokolov, I.I. Makashina, E.V. Filatova // E3S Web of Conferences 138, 02002, 2019. https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913802002

Морские порты №4 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ