Морской порт Азов: большие планы при особенностях судоходства - Морские вести России

Морской порт Азов: большие планы при особенностях судоходства

27.08.2020

Морские порты

С введением в строй Волго-Донского судоходного канала в 1953 году порт Азов стал портом пяти морей. И по сегодняшний день он является важным звеном в международных перевозках водным транспортом и во внешнеторговых связях России. В 1992 году Азовский порт, до этого входивший в состав Волго-Донского пароходства, стал самостоятельной производственной единицей. А в декабре 1994 года в порту был установлен пункт пропуска через государственную границу РФ и Азов стал открыт для захода иностранных судов.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, хотя порт и замерзающий. Он не является местом убежища для судов в штормовую погоду. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечивает Служба капитана порта, оснащенная современным электронным оборудованием, информационными технологиями и эффективно применяющая комплекс мер организационного и технического характера.

Владимир Брагин, капитан морского порта Азов ФГБУ «АМП Азовского моря»

Особенности порта

Длина акватории морского порта Азов составляет 33 мили и состоит из трех участков. Первый участок – часть реки Дон с 3151 по 3169 км с шириной судового хода 60-200 метров, навигационной глубиной 3,9 метра. Второй участок – Азово-Донской морской канал (АДМК): а) речная часть АДМК с 3169 по 3183 км реки Дон с навигационной шириной канала 70 метров и навигационной глубиной 4 метра; б) морская часть АДМК, состоящая из трех колен общей протяженностью 25,3 км с навигационной шириной канала 70 метров и навигационной глубиной 4 метра. Третий участок – дополнительный судовой ход – рукав Каланча протяженностью 4 км.

Одной из особенностей порта является наличие ветровых нагонно-сгонных явлений, проявляющихся в резких колебаниях уровня воды. При ветрах восточных направлений наблюдается падение уровня воды, при ветрах западных направлений – подъем. Амплитуда колебаний уровня воды может достигать 6 метров и более.

В осенний период сильные ветра западных направлений могут привести к подъему уровня воды более чем на 3 метра, течение в этот период меняется на противоположное и достигает, порой, 2 узлов, что приводит к подтоплению берегов, срыву судов с якорей и выдавливанию их на мелководье. Все это необходимо учитывать судоводителям при постановке на якоря в случае получения неблагоприятного прогноза погоды и при необходимости вставать на якоря носом на ветер.

Обеспечение безопасности мореплавания

Безопасность мореплавания в акватории и на подходах к порту обеспечивается Службой капитана порта путем реализации комплекса мер организационного и технического характера. За 2019 год в морской порт Азов осуществлено 3415 судозаходов. Чтобы обеспечить безопасность мореплавания, Служба профессионально подходит к организации взаимодействия всех подразделений: инспекции государственного портового контроля (ИГПК), отдела контроля за движением судов (ОКДС), группы организации движения и стоянки судов в порту.

К основным мерам организационного характера можно отнести:

– повышение качества функционирования как Службы капитана порта в целом, так и ИГПК в частности. Только по итогам прошлого года ИГПК проинспектировала 313 российских судов и 105 судов под иностранным флагом;

– координацию действий с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» по обеспечению действия системы управления движением судов (СУДС) для безопасной проводки судов по Азово-Донскому морскому каналу, по формированию караванов судов для проводки их в ледовых условиях, осуществлению дноуглубительных работ, контролю за поддержанием допустимых глубин в акватории порта, содержанию и эксплуатации средств навигационного обеспечения, своевременному объявлению навигационных глубин и допустимых осадок судов;

– обеспечение готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями 261-ФЗ и приказа Минтранса России от 30.05.2019 г. №157 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреж-дению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности».

В связи с проведенной реконструкцией системы обеспечения безопасности мореплавания восточной части Азовского моря произошли следующие изменения. Движение судов в акватории морского порта и проведение операций по постановке на якорь и снятию их с якоря теперь регулируются в районе акватории морского порта, включающем в себя АДМК от приемного буя №1 до 3171 км реки Дон, службой управления движением судов, а в районе акватории морского порта от 3171 км до устья реки Койсуг (3151 км реки Дон) – отделом контроля за движением судов.

На период зимних навигаций осуществляется активация функции виртуальных СНО в пределах акватории морского порта Азов и на подходах, которые компенсируют снимаемые на зимний период СНО и отображаются на электронных картах в штатных координатах.

Грузооборот и перспективные проекты

Развитие портовой структуры и увеличение грузооборота – две важные составляющие для повышения привлекательности морского порта Азов. В настоящее время пропускная способность грузовых терминалов порта составляет более 13 млн тонн в год, в том числе наливных грузов – 0,9 млн тонн, навалочных – 12 млн тонн и контейнеров – 0,48 млн тонн.

Всего за 2019 год грузооборот порта Азов составил 8,25 млн тонн, в том числе экспорт – 4,44 млн тонн, импорт – 0,43 млн тонн, каботаж – 3,38 млн тонн.

На настоящий момент в границах морского порта осуществляют деятельность 11 операторов морских терминалов: универсальный перегрузочный терминал ООО «ССРЗ Обуховский», универсальный перегрузочный терминал АО «Азовская судоверфь», морской грузовой терминал ООО «Азовский морской порт», зерновой терминал филиала ООО «АЗТ», грузовой терминал ООО «СК «Голубая волна», универсальный погрузочный терминал АО «Азовский завод стройматериалов», зерновой комплекс ООО «Азовский портовый элеватор», универсальный перегрузочный терминал ЗАО «Азовпродукт», грузовой терминал ООО «Торговый дом «РИФ», нефтяной терминал ООО «Донтерминал», зерновой терминал ООО «Агропорт «Устье Дона».

В рамках развития в порту ведется строительство новых грузовых терминалов. ООО «Уют» строит контейнерный перегрузочный комплекс на 4 причала мощностью 100 тыс. TEU в год. Количес-

тво судозаходов после введения первой очереди составит 734 единицы в год.

ООО «Азовский морской терминал» планирует построить четыре причала и довести перегрузочные мощности терминала до 1,5 млн тонн в год. Число судозаходов составит 155 единиц в год.

ООО «Торговый дом «РИФ» возводит два причала, которые увеличат длину причального фронта, свяжут территорию существующего перегрузочного комплекса с территорией причалов для создания условий по перевалке зерновых грузов. Грузооборот на двух новых причалах планируется на уровне 3,5 млн тонн в год. Количество судозаходов для обеспечения минимальных требований по планируемому грузообороту составит 875 единиц в год.

Основной деятельностью проектируемого зернового терминала «Степь» планируется перегрузка зерновых грузов с автомобильного транспорта на морской в объеме 1,2 млн тонн в год с возможностью увеличения до 2 млн тонн. Предусматривается как прямая схема перегрузки зерна с автомобильного и железнодорожного транспорта на морской, так и схема с кратковременным хранением груза на территории терминала.

Планируется строительство двух причалов универсального терминала, расположенных на причальной набережной с открылком, а также четырех участков берегоукрепления вертикального типа. Мощность терминала составит 1,2 млн тонн в год, число судозаходов – 280 единиц в год.

После завершения строительства и введения в эксплуатацию вышеуказанных грузовых терминалов заявленная пропускная способность морского порта увеличится до 22,1 млн тонн в год.

Морские порты №3 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ