Преференции не для всех - Морские вести России

Преференции не для всех

25.08.2020

Морские порты

Правительство не готово предоставить действующим стивидорам на Дальнем Востоке льготы в рамках режима Свободного порта Владивосток

На территории пяти регионов Дальнего Востока с 2015 года действует особый экономический режим, определенный Федеральным законом от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Он предполагает ряд налоговых и административных льгот для бизнеса, работающего на установленных территориях. Только закон написан таким образом, что его действие распространяется на новых инвесторов, но исключает действующих, прежде всего стивидорные компании, десятилетиями работающие в морских портах этих регионов. И убедить правительство отказаться от дискриминации последних у представителей профессионального сообщества не получается вот уже на протяжении пяти лет.

Надежда Толстоухова

Суть режима

Свободный порт Владивосток (СПВ) – это территория, которая пользуется особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования, своего рода особая экономическая зона. Изначально такая зона создавалась для того, чтобы способствовать экономическому развитию территории Дальнего Востока, начиная с увеличения внешнеторговых потоков, с расчетом на то, что льготы, предоставляемые бизнесу, будут способствовать развитию производительных сил региона и покупательской способности его жителей.

Активная деятельность российского правительства в этом направлении началась после поручения Президента РФ Владимира Путина в 2014 году. Именно тогда государство взяло курс на экономическое освоение Дальнего Востока России и создало специально для этого отдельное министерство.

В Федеральном законе от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» говорится, что льготный налоговый режим на территории СПВ устанавливается на 70 лет, но этот срок может быть продлен в будущем.

На практике территория Свободного порта Владивосток довольно обширна. Она включает 22 муниципалитета в пяти регионах Дальнего Востока: Приморском, Хабаровском, Камчатском краях, Сахалинской области и Чукотском автономном округе, а также такие морские порты, как Владивосток, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Корсаков, Певек и другие. По данным, представленным на официальном сайте СПВ, сегодня там зарегистрировано 1818 резидентов, которые создали более 86 тыс. рабочих мест и планируют вложить в свои производства 869 млрд рублей.

Резиденты СПВ получают от государства ряд налоговых льгот. В частности, для них устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль (в первые 5 лет), по налогу на имущество (также в первые 5 лет) и по налогу на землю (в первые 3 года). В последующие 5 лет ставка по налогу на прибыль составляет 12% (базовая ставка этого налога с 1 января 2020 года – 20%), ставка по налогу на имущество – всего 0,5%. Кроме того, более чем в три раза для них снижен единый социальный налог (взносы за работников в ФОМС, ФСС, ПФР) – с 30% до 7,6%.

В числе административных льгот для резидентов СПВ – право привлекать иностранную рабочую силу без учета квот, право получать земельные участки в аренду без проведения торгов, право на применение процедуры свободной таможенной зоны, режим «одного окна» для инвестора. Кроме того, все проверки надзорных органов на предприятиях – резидентах СПВ должны проходить в сокращенные сроки, а в случае судебных разбирательств резиденты СПВ могут претендовать на защиту со стороны управляющей компании.

Мимо портовиков

Аналогичные Свободному порту Владивосток особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории особого развития (ТОР) в течение последних лет создавались во многих российских регионах.

Интересно, что Минэкономразвития, которое курирует ОЭЗ и ТОР по всей России, за исключением Дальнего Востока, некоторое время назад даже налагало вето на образование новых подобных экономических единиц, так как их эффективность была неочевидна. А Счетная палата в 2017 году поставила под сомнение необходимость продолжать вкладывать средства федерального бюджета в подобные проекты, поскольку в некоторых случаях выгоднее было их законсервировать, чем продолжать инвестировать средства без особой надежды на то, что затраты когда-нибудь окупятся.

Однако на Дальнем Востоке эта работа в последние пять лет не останавливалась. И сегодня, по данным Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, в регионе действует 20 ТОР и территорий с режимом Свободный порт Владивосток. В 2019 году на этих «особых» территориях начали работу 104 новых предприятия, а общее число производств там достигло 287.

Вместе с тем, претендовать на льготы СПВ может далеко не каждая компания, расположенная в его границах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 г. №1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток» в реестре резидентов может оказаться только «индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое планирует реализовать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект, либо указанные в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки». Еще одним требованием является размер инвестиций: компания-резидент должна вложить в свой проект как минимум 5 млн рублей в трехлетний срок.

Против положения о том, что в реестр резидентов может быть включен только новый бизнес, изначально выступали портовики, считающие такой подход дискриминирующим обстоятельством. Дело в том, что большинство стивидорных компаний в регионе существовали задолго до инициативы федерального правительства по созданию на Дальнем Востоке территории опережающего социально-экономического развития. Таким образом, вновь приходящие в отрасль компании оказываются в более выгодном положении, чем те, которые работают в ней десятилетиями.

Естественно, это обстоятельство не могло удовлетворить портовое сообщество в лице Ассоциации морских торговых портов (АСОП), которая до сих пор отстаивает в этом вопросе интересы действующих стивидоров.

«После того как был принят Закон «О свободном порте Владивосток», мы столкнулись с дискриминацией старых предприятий по сравнению с новыми. Представьте ситуацию: рядом, на территории одного порта, находятся две компании: старая и новая. Они переваливают один и тот же груз, имеют одинаковое отношение к экономике края, но одно предприятие имеет право на льготы, а второе – нет», – рассказали корреспонденту «МП» в АСОП.

Полшага навстречу

Начиная с 2015 года представители АСОП, участвуя в разработке федерального закона и подзаконных актов, настаивали на том, чтобы налоговые преференции получили все компании, работающие на территории СПВ, а не только вновь создаваемые. Однако правительство на это не пошло.

Надо иметь в виду, что реализация крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке сталкивается с рядом сложностей: территория портов и длина причальной стенки конечны, а строительство новых терминалов и существенное увеличение грузооборота не всегда возможны из-за ограниченной пропускной способности железных дорог, по которым грузы подвозятся в порты.

В ходе двух Дальневосточных экономических форумов 2016 и 2017 годов представители бизнеса поднимали вопрос о необходимости изменить критерии для компаний, претендующих на статус резидента СПВ. Но правительство эту инициативу не поддержало. Дело в том, что значительная доля экономики региона базируется на транспортной отрасли и именно транспортники обеспечивают львиную долю налоговых поступлений в региональные бюджеты. Предоставление льгот действующим предприятиям привело бы к существенному снижению налоговых поступлений. Исходя из этого, экономический блок правительства отказался пойти навстречу портовому бизнес-сообществу.

Единственное, чего удалось добиться, – внести изменения в закон, которые позволили вести раздельный налоговый учет и отдельной строкой в бухгалтерской отчетности уже действующего бизнеса выделять новые инвестиционные проекты, чтобы получать под них налоговые и административные льготы и преференции режима СПВ. Принципиально проблему дискриминации это не решило, но позволило действующему бизнесу получить хотя бы частичный доступ к федеральным льготам.

В качестве иллюстрации такой необычной ситуации можно привести крупнейшую стивидорную компанию по перевалке угля на Дальнем Востоке, две первые очереди которой, пущенные в эксплуатацию до принятия 212-ФЗ, работают по одним налоговым правилам, а третья, удовлетворяющая требованиям закона к резидентам порта, – по другим.

Ожидать, что правительство пойдет бизнесу навстречу и расширит действие закона, особенно в нынешних экономических условиях, не приходится. Рассматривались даже варианты предоставить налоговые льготы бизнесу в обмен на выполнение им всех самых новых требований экологической безопасности при перевалке угля в портах. В частности, речь шла об организации перевалки угля «максимально чистым» способом во всех дальневосточных портах. Но и на такой формат взаимодействия правительство не согласилось.

Мировой опыт говорит о том, что особые экономические зоны, как правило, организуют на малоразвитой с экономической точки зрения территории и предоставляют преференции всему бизнесу, который попадает в их границы. В случае же со Свободным портом Владивосток все произошло иначе: особый налоговый и административный режим установили на территории, где и до этого был достаточно развит транспортный комплекс и портовая инфраструктура, провозгласив, что бизнес получит льготы. Но по факту существующие предприятия – основа региональной экономики – их не получили.

При возможности АСОП будет вновь поднимать эту тему. Но правительство свою позицию обозначило, и вряд ли оно ее изменит в ближайшее время. Дискриминация бизнеса в СПВ оказалась закреплена в законе, поэтому обращаться в ФАС с данным вопросом не имеет смысла. Пока бизнесу остается лишь принять правила игры и выделять новые инвестиционные проекты в отдельные предприятия, чтобы получать налоговые льготы и административные преференции, предусмотренные Законом «О свободном порте Владивосток».

Кстати

Недавно правительство РФ предложило дифференцировать налоговые льготы для резидентов СПВ. Об этом в апреле в интервью ТАСС заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. По его словам, в ближайшее время резиденты смогут выбирать из двух вариантов налогообложения по налогу на прибыль: классического (0% налога на прибыль в первые 5 лет и 12% – в следующие 5 лет с учетом региональной льготы) или нового (7% на весь период резидентства). Как считает министр, это позволит повысить конкурентоспособность дальневосточных территорий опережающего развития, в том числе СПВ, в сравнении с ОЭЗ России и СЭЗ стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Еще Минвостокразвития вместе с Минэкономразвития сейчас заняты проработкой мер по поддержке малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке, пострадавшего от пандемии коронавируса. По словам первого замглавы Минвостокразвития Сергея Тырцева, из 2,3 тыс. резидентов ТОР и СПВ экономические риски из-за коронавируса возникли у 167 проектов. Основная причина в том, что предприятия не могут получить оборудование, поскольку иностранные компании – поставщики оборудования не предоставляют его из-за остановки заводов. Вторая причина рисков – предприятия не могут доставить иностранных специалистов-наладчиков (инженеров и рабочих), чтобы смонтировать или запустить оборудование.

Морские порты №3 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ