Архангельск – порт круглогодичной навигации - Морские вести России

Архангельск – порт круглогодичной навигации

29.07.2020

Морские порты

Географическое расположение морского порта Архангельск в устьевой части реки Северной Двины непосредственно влияет на особенности судоходства в порту, в который заходят не только морские суда, следующие из Белого моря, но и речные, следующие с внутренних водных путей через южную границу порта.

Навигация в порту осуществляется круглогодично. Архангельск относится к замерзающим портам, здесь ежегодно объявляется период ледокольных проводок.

Виктор Ермолин, исполняющий обязанности капитана морского порта Архангельск

ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Особенности судоходства

Начало периода ледокольных проводок объявляется с наступлением ледостава, в среднем с середины ноября. Окончание периода ледокольных проводок объявляется после весеннего ледохода и очищения акватории от льда в среднем в конце апреля – начале мая.

Протяженность главного судового фарватера от буя Мудьюгский №1 до южной границы морского порта (от которой начинаются внутренние водные пути по р.Северной Двине) составляет около 40 морских миль. Лоцманская проводка почти во всей акватории порта является обязательной, кроме участка, расположенного к северо-западу от буя Мудьюгский №1 шириной 5 морских миль.

От лоцманской проводки освобождаются: суда валовой вместимостью менее 500; земснаряды, грунтоотвозные шаланды, мотозавозни; ледоколы, базирующиеся в морском порту; пассажирские суда, осуществляющие перевозки в пределах акватории морского порта; суда портового флота.

Лоцманские и ледокольные услуги предоставляет Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт». В порту базируются четыре ледокола: «Диксон», «Капитан Косолапов», «Капитан Евдокимов», «Капитан Чадаев». Здесь допускается рейдовая перегрузка грузов с судна на судно на рейдах: Внешний, Чижовский, Городской, Краснофлотский.

Скоростной режим движения судов в акватории морского порта различен для отдельных участков акватории, сведения о котором приведены в «Обязательных постановлениях в морском порту Архангельск».

Порт включен в перечень морских портов РФ, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и радиационными источниками. В 2019 году в морской порт Архангельск совершено два успешных судозахода атомного лихтеровоза АЛВ «Севморпуть», максимальная длина которого составляет 260,4 метра.

Это стало возможным благодаря совместной работе ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «Архангельский морской торговый порт», специалистов Службы капитана морского порта Архангельск ФГБУ «АМП Западной Арктики». На основе такой совместной работы подготовлен и находится в стадии согласования Проект изменений в действующие «Обязательные постановления в морском порту Архангельск».

Портовая СУДС

В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. Движение судов в акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется Системой управления движением судов (СУДС) в соответствии с cуточным графиком движения и расстановки судов в порту.

Вся акватория морского порта Архангельск входит в зону действия СУДС. Часть акватории, от северной границы порта до причалов ОАО НК «Роснефть», включая северную часть протоки Маймакса, покрыта зоной действия технических средств СУДС. В остальной части акватории СУДС оказывает информационные услуги по организации движения с использованием АИС и ОВЧ. В состав СУДС Архангельск входят: центральный СУДС Архангельск и три радиотехнических поста: РТП-1 «Экономия», РТП-2 «Мудьюг» и РТП-3 «Талаги».

В настоящее время со стороны ФГУП «Росморпорт» прорабатывается проект расширения зоны действия технических средств СУДС в морском порту. СУДС порта Архангельск отвечает современным требованиям. С использованием СУДС осуществляются:

– передача судам навигационной, оперативной и иной информации;

– организация движения судов на основе суточного графика движения и расстановки судов в порту, утвержденного капитаном морского порта Архангельск;

– оказание помощи в судовождении по запросу капитана судна или по решению оператора СУДС;

– радиолокационный контроль движения судов и положения судов на якорных стоянках.

СУДС морского порта Архангельск функционирует в круглосуточном режиме. Организация движения судов в зоне действия СУДС, в том числе определение очередности движения судов в зоне действия СУДС, их выхода и захода в морской порт осуществляется на основании суточного графика, утверждаемого капитаном морского порта.

Ледокольная проводка

Начало и окончание периода ледокольных проводок в морском порту Архангельск и в Белом море объявляется распоряжением капитана морского порта Архангельск в зависимости от ледовой обстановки. Ориентировочный срок начала ледокольных проводок судов в Белом море – середина января, в морском порту Архангельск – середина ноября. Заканчивается период ледокольных проводок в Белом море в среднем в первой декаде мая, а в морском порту Архангельск – в конце апреля – начале мая.

В зимний период времени северная кромка льдообразования – район начала ледокольных проводок судов – находится в Горле Белого моря. Средняя протяженность ледокольных проводок в порты Белого моря – Архангельск, Витино, Кандалакша и Онега – составляет от 80 до 250 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов.

Ледокольная проводка судов в морские порты Архангельск и Северодвинск осуществляется в соответствии с решениями Штаба ледокольных операций, который в круглосуточном режиме ведет оперативную работу под управлением комиссии, созданной при АМП Западной Арктики в соответствии с действующими Обязательными постановлениями по морскому порту Архангельск. Возглавляет комиссию руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики». Круглосуточное обеспечение работы штаба ледокольных операций возлагается на капитана морского порта Архангельск и Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт».

Ледокольная проводка осуществляется с использованием ледоколов «Диксон», «Капитан Косолапов», «Капитан Чадаев» и «Капитан Евдокимов», закрепленных за Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт». В случае тяжелой ледовой обстановки или при нехватке ледоколов для обеспечения бесперебойной проводки судов в порты Белого моря в соответствии с планом Росморречфлота может быть привлечен дополнительный ледокол ФГУП «Росморпорт».

Итоги работы порта

По итогам работа порта в 2019 году общий грузооборот составил 2,7 млн тонн грузов, что на 3% меньше, чем в 2018 году, в том числе сухогрузов – 1,6 млн тонн, наливных – 1,2 млн тонн, что соответственно на 10 % меньше и на 9% больше, чем в 2018 году. Среди сухих грузов преобладали лесные – 0,5 млн тонн (+1%) и генеральные – 0,5 млн тонн (-13%). Среди наливных грузов преобладали нефтепродукты – 1,2 млн тонн (+9%).

Количество судозаходов в порт Архангельск в 2019 году составило 3855 единиц, что на 390 единиц больше, чем в 2018 году.

Объем перевалки грузов в порту в январе 2020 года увеличился на 14,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил 239,3 тыс. тонн. Увеличение грузооборота связано с увеличением объема перевалки сухогрузов на 18,5 тыс. тонн, в том числе лесных грузов – на 3,3 тыс. тонн (+10,2%), генеральных грузов – на 14,6 тыс. тонн (+46,2%) и контейнеров груженых – на 13,4 тыс. тонн (+157,6%).

В январе 2020 года количество судозаходов (вход + выход) в целом по АМП увеличилось на 10% и составило 704 единицы, в январе 2019 года количество судозаходов было меньше – 640 единиц.

В том числе в порту Архангельск в январе произошло увеличение количества судозаходов на 7 единиц в каботажном плавании – с 28 до 35 единиц. Вместе с тем, произошло снижение количества судозаходов в заграничном плавании на 5 единиц – с 45 до 40 единиц, что обусловлено снижением объемов груза в заграничных перевозках.

Морские порты №1 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ