Порт Пригородное: безаварийная работа на пределе отгрузок
29.07.2020
Морские порты
Морской порт Пригородное является во многих отношениях новатором и образцом для новых специализированных СПГ-портов России. Сегодня порт, отгружающий на экспорт углеводороды в рамках проекта «Сахалин-2», демонстрирует стабильные результаты, приближаясь к пределу пропускной способности. Текущая проблематика – летний ремонт и проекты модернизации портовой инфраструктуры.
С момента основания портом управляет ЗАО «Порт Пригородное», совместное предприятие компаний «Сахалин Энерджи» и «Совкомфлот». Регулирование морской транспортной составляющей производства, обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему и прочие предписанные законодательством функции выполняет Служба капитана морского порта Пригородное.
Сергей Яковлев, исполняющий обязанности капитана морского порта Пригородное ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»
Технология отгрузок
Морской порт Пригородное располагает специализированным причальным комплексом для приема и обслуживания судов, перевозящих СПГ наливом и сырую нефть. Причал для отгрузки СПГ является конструктивной частью завода, имеющего две технологические линии мощностью по 4,8 млн тонн каждая. Причал рассчитан на прием танкеров-газовозов вместимостью от 18 тыс. до 177,4 тыс. кубометров.
Терминал отгрузки нефти расположен к востоку от СПГ-завода и имеет общие с ним системы управления. Нефть с Пильтун-Астохского и Лунского месторождений по транссахалинской трубопроводной системе поступает на терминал, где проходит специальную обработку и подается через подводный трубопровод на выносное причальное устройство высотой около 74 метров, которое расположено на расстоянии 4,8 км от берега. Причальное устройство позволяет принимать нефтеналивные танкеры вместимостью от 40 тыс. до 150 тыс. тонн и осадкой до 18 метров.
За время работы порт обеспечил безаварийную отгрузку около 2,5 тыс. танкеров, из которых порядка 2/3 – газовозы.
Стабильный курс
Начиная с 2009 года, с момента приема первого танкера, в порту отгружено более 170 млн тонн углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И на протяжении 11 лет порт сохраняет стабильные показатели работы по всем основным параметрам.
Согласно отчетам, в среднем ежегодный грузооборот составляет более 16 млн тонн. Пик отгрузок приходился на период 2017-2018 годов, когда показатели превышали 17 млн тонн, из которых около 70% составил СПГ. Тенденцию подтверждают и прошлогодние показатели. Так, в 2019 году в порту отгружено на экспорт 16,05 млн тонн продукции, из которых СПГ составил 11,07 млн тонн, остальное – нефть. По сравнению с 2018 годом произошло снижение грузооборота на 5,8%, основная причина спада – снижение темпов производства на СПГ-заводе в январе 2019 года.
На протяжении десяти последних лет количество судозаходов в порт остается примерно на уровне 240-250 в год. Основные категории судов – танкеры-газовозы и нефтяные танкеры. Исключением являются транзитные суда, которые заходили в порт для таможенного оформления с грузом металлолома на экспорт в период с июля 2018 по январь 2019 года, согласно распоряжению Правительства РФ. В 2018 году таких заходов было 56 из 255. В 2019 году порт посетило 243 транспортных судна.
В ближайшей перспективе грузооборот порта сохранится на достигнутом уровне. Развитию порта способствуют высокие технологические стандарты в области производства и транспортировки нефти и газа, а также международные стандарты в сфере портового обслуживания и безопасности мореплавания в акватории порта, которые обеспечивает Служба капитана морского порта Пригородное.
Перспективы модернизации
В июне 2020 года в порту начнется плановый ремонт, который продлится более 35 суток. В этот период СПГ-завод будет выведен из эксплуатации. В ходе ремонтных работ будет произведена замена на новые двух отгрузочных стендеров на причале СПГ.
Одним из важных направлений развития инфраструктуры порта является создание гавани для портового флота, состоящего из четырех буксиров и ледокола. Необходимость постройки сооружения для судов обусловлена соображениями безопасности и эффективности производства.
Четыре портовых буксира при отсутствии работы находятся в дрейфе в акватории порта и только при благоприятной погоде по необходимости подходят к причалам 3 и 4, которые определены как база судов портового флота. Высадка либо посадка людей на буксиры (комиссии по оформлению, лоцманы, агенты и пр.) при неблагоприятной погоде с причалов 3 и 4 затруднена и небезопасна, в связи с чем периодически возникают задержки, а иногда высадка лоцманов осуществляется в порту Корсаков.
Проект создания гавани разработан стивидором и согласован Службой капитана порта. Однако по экономическим причинам его реализация отложена.
Пределы роста грузооборота порта Пригородное обусловлены его пропускной способностью, которая составляет менее 20 млн тонн. Возможность существенного прироста объемов напрямую зависит от реализации проекта строительства новой очереди завода, подразумевающего постройку дополнительного морского терминала СПГ.
По последней информации, проект строительства третьей очереди приостановлен акционерами компании-оператора в связи с отсутствием достаточной ресурсной базы и необходимостью дополнительной разведки месторождений.
Экологическая безопасность
В силу специфики одним из основных направлений работы порта является обеспечение экологической безопасности. В 2019 году было проведено 12 учений филиала АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» Сахалинского центра «Экоспас», подрядчика компании-оператора. Ежемесячно проводились учения судами ЛАРН «Отто Шмидт» и «Агат». Во время учений отрабатывалась координация действий всех ответственных лиц, служб и подразделений при возникновении аварийных ситуаций.
Так, во время планового учения 29 января 2020 года была отработана ситуация условного разлива нефти с выносного причального устройства при бункеровке танкера в количестве около 20 тонн. Капитан судна получил указание о немедленном развертывании оборудования ЛРН для локализации и сбора нефти. Проведена отработка практических навыков по разворачиванию тяжелых океанских бонов HDB и нефтесборной системы LАS-125 совместно со вспомогательным судном МЛБ «Свицер Сахалин».
Работа в данном направлении ведется в тесном сотрудничестве государственных служб и оператора терминала. Поскольку акционерами проекта «Сахалин-2» являются крупнейшие мировые компании, все стадии производства – от добычи до отгрузки – реализуются на высоком международном технологическом уровне в соответствии с международными стандартами. К слову, за всю историю порта аварийных случаев при отгрузке нефти и газа не было.
Навигация-2020
Расположенный в заливе Анива на юге Сахалина порт Пригородное благоприятен для круглогодичной навигации и выполнения сложных погрузочных работ. Самый трудный период для порта – осень-зима, когда акватория открыта южным ветрам и сильное волнение моря может создавать помехи в работе буксиров, увеличивая время обработки судов.
Однако в отношении навигации-2019 год прошел достаточно удачно. В конце января – начале февраля 2020 года юг Сахалина накрыл циклон, который, впрочем, для работы порта никаких ограничений не создал.
С 1 февраля этого года были установлены ограничения для судов по ледовому плаванию, и ледокол «Капитан Хлебников» приступил к ежегодной зимней вахте. При необходимости судно расчищает лед у причала отгрузки СПГ и вокруг выносного причального устройства, чтобы ослабить давление дрейфующего льда. Судно также проводит ледовую разведку на подходах к порту, обеспечивая специалистов Службы капитана порта дополнительными данными о ледовой обстановке.
В этом сезоне работа по обеспечению безопасной погрузки углеводородов в ледовых условиях продлится в течение двух месяцев. Навигационные прогнозы на 2020 год позитивные.
В заключение нужно отметить, что стабильная безаварийная работа морского порта Пригородное обязана совместным усилиям стивидоров и государственных специалистов в сфере морского транспорта.
Участие крупных мировых инвесторов, географическое положение, климатические и гидрографические условия являются главными преимуществами порта и основой для развития его потенциала. В то же время узкая специализация, зависимость от объемов добычи и переработки углеводородного сырья, а также зависимость от мировой конъюнктуры рынка энергоносителей – факторы ограничительного характера.
Морские порты №1 (2020)