Многообещающий порт Зарубино
28.07.2020
Морские порты
Порт Зарубино находится на пересечении важных международных направлений между странами АТР, поэтому сегодня он стал объектом разнообразных проектов, нацеленных на интеграцию в региональную транспортную инфраструктуру и извлечение прибылей из его потенциала, таких как Международный транспортный коридор «Приморье-2», первый в регионе зерновой терминал, современный угольный терминал и даже такого экзотического, как предложение о строительстве вакуумной трубы для транспортировки контейнеров в Китай.
Расположенный на юге Приморского края, на кратчайшем пути из Китая в Республику Корею, в нескольких десятках километров от автомобильного и железнодорожного пунктов пропуска на границе с КНР, морской порт Зарубино является, пожалуй, одним из самых многообещающих портов страны. Безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах к нему на высшем уровне обеспечивается Службой капитана морского порта Зарубино.
Юрий Григоренко, исполняющий обязанности капитана морского порта Зарубино ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»
Конфликт перспектив
До открытия региона международному рынку порт Зарубино развивался как рыбный порт. Основанный в 1972 году Морской рыбный порт в бухте Троицы был достаточно успешным предприятием, давшим государству основание в 80-х разработать проект небольшого современного города на территории поселка Зарубино. После экономических реформ 90-х порт несколько раз менял форму собственности, ориентируясь на наиболее рентабельные стратегии, в том числе на импорт автомобилей из Японии и экспорт водных биоресурсов.
Сегодня единственный стивидор – ООО «Морской порт в бухте Троицы» – сохранил рыбную специализацию, однако основной объем переработки приходится на генеральные грузы и контейнеры.
Помимо выгодного географического положения и близости к биоресурсной базе Дальневосточного бассейна, порт располагает курортно-туристическим потенциалом, обусловленным богатейшей исторической составляющей и многообразием флоры и фауны, сохраняемым во многом благодаря расположенному по соседству Дальневосточному государственному морскому заповеднику. По мнению экспертов, одним из перспективных туристических направлений на данной территории являются как раз исторические и экологические туры для граждан соседних государств, относящихся к ней как к земле, где жили их предки. Безусловно, это направление интересно и для российских туристов. Кроме того, близлежащая территория на протяжении десятилетий была и остается одним из центров пляжного отдыха.
По мнению экспертов, порт располагает не только удобной акваторией, но и хорошей производственной базой. В отличие от портов, специализирующихся на одном виде груза, Зарубино имеет возможности развиваться в нескольких направлениях, причем не только за счет перевалки сырья, но и грузов с высокой добавленной стоимостью. Сейчас порт чрезвычайно востребован в области обработки морских биоресурсов, пиломатериалов, алюминия и контейнеров. Появляются и новые грузы, например стальной прокат, зерно навалом. В планах строительство новых современных терминалов по перевалке зерна и угля. Правда, эти планы несколько конфликтуют с планами развития здесь курортно-туристического кластера.
Характеристики и мультимодальность
Причальная линия морского порта состоит из четырех причалов протяженностью 650 метров с глубинами от 6,95 до 9 метров. Порт принимает суда длиной до 172 метров и осадкой до 8 метров. Для приема судов с большей осадкой разработан проект удлинения причалов.
В течение 15 лет грузооборот порта составлял в среднем порядка 100-200 тыс. тонн. Однако за последние несколько лет объемы перевалки значительно выросли, достигнув рекордных показателей в 2018 году: грузооборот порта составил более 350 тыс. тонн, за год порт посетило более 1000 судов. Однако это далеко не исчерпывает проектных мощностей, составляющих 1,2 млн тонн.
С 2012 года в порту работает реконструированный холодильный комплекс с температурным режимом -25є С, который позволяет принимать на единовременное хранение 12 тыс. тонн рыбной продукции. В путину эти емкости полностью задействованы.
На территории порта имеется площадка для хранения легковых автомобилей, рассчитанная на 4500 автомобилей, контейнерная площадка для переработки 20- и 40-футовых контейнеров, площадки для переработки металлолома, лесных грузов, перегрузочный комплекс для б/у автотранспорта, площадки для перевалки импортной тяжелой техники из Республики Кореи.
Порт Зарубино ориентирован на несколько транзитных направлений между соседними государствами, в том числе на открытую в 2018 году контейнерную линию «Хуньчунь – Зарубино – Нинбо (КНР)». Однако основная часть контейнерных перевозок приходится на линию «Хуньчунь – Зарубино – Пусан», открытую в 2015 году. В 2019 году оборот контейнеров в Зарубино достиг рекордного показателя за десять лет – 4 тыс. TEU, или в три раза больше, чем в предыдущем году. Свидетельствуя о востребованности данного направления, этот результат тем не менее далек от предельных возможностей порта. Кроме того, растущий спрос на транзитное обслуживание грузов в большей степени, чем экспорт или импорт, отражает транспортную привлекательность и уровень интеграции Приморья в международную транспортную систему.
Международный транспортный коридор
Будучи ключевым пунктом МТК «Приморье-2», порт Зарубино занимает потенциально стратегически важное положение в международной торговле, давая возможность значительно сократить время для транспортировки грузов между Россией, КНР, Республикой Кореей и другими странами АТР, а также для более широких транспортных связей с регионами России и Европой.
Порт, безусловно, интересен зарубежным партнерам. Об этом свидетельствуют и авторитетные аналитические исследования, положенные в основу реализуемой программы, и последовавшие затем тестовые отправки грузов между КНР, Японией и Республикой Кореей.
Между тем существующая железнодорожная инфраструктура МТК «Приморье-2» неспособна на сегодня обеспечить обработку указанного целевого грузопотока и требует финансовых вложений на проведение реконструкции.
Для того чтобы эффективно реализовать потенциал порта, транспортная система Приморья должна соответствовать уровню развития транспортных систем лидирующих стран АТР и приобрести международный статус транспортного узла, что важнее простого участия в МТК.
Успешное развитие порта подразумевает не только строительство новых и развитие существующих объектов портовой инфраструктуры, но и ка-чественную транспортную составляющую – автомобильные и железные дороги, законодательное регулирование и модернизацию работы железнодорожного пункта пропуска, оптимизацию таможенных процессов, а также соответствие портового обслуживания лучшим международным практикам.
Соответствие инспектирования судов международным стандартам
Ежегодно порт посещает порядка тысячи судов под российским и иностранными флагами. Координацию движения судов, безопасность мореплавания, соблюдение норм отечественного и международного морского права обеспечивает Служба капитана порта.
Государственный портовый контроль ведется в круглосуточном режиме в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом РФ, с использованием компьютеризированного учета результатов контроля», а также в соответствии с процедурами Токийского меморандума о взаимопонимании по контролю судов. В рамках своих полномочий и компетенции государственные инспекторы осуществляют контроль за трудовыми и бытовыми условиями на борту судов, заходящих в порт, согласно требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.
Ежегодно проверяется порядка ста судов, большая часть под российским флагом. Кроме того, Служба готовит регулярные отчеты о позиции и движении судов в вышестоящие инстанции и контролирующие органы, составляет графики промыслового флота с транзитным грузом и поставками продукции на внутренний рынок для департамента рыболовства.
В целом о качестве работы Службы свидетельствуют налаженное судоходство, отсутствие аварийных случаев и нарушений экологического законодательства. За последние почти сорок лет работы порта не было зафиксировано нарушений в части несвоевременного вывоза отходов производства и их утилизации. А исследования, проведенные Центром лабораторного анализа и технических измерений по ДВФО в бухте Троицы, показали отсутствие превышения нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, утвержденных и согласованных в соответствии с требованиями законодательства в области экологии.
Морские порты №1 (2020)