Выбор места под СПГ-терминал в морском порту П.-Камчатский - Морские вести России

Выбор места под СПГ-терминал в морском порту П.-Камчатский

29.05.2018

Морские порты

Возможности размещения терминала сжиженного природного газа в морском порту Петропавловск-Камчатский

ПАО «НОВАТЭК» обозначило намерение построить в Камчатском регионе морской терминал по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ). Реализация проекта будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, торгово-экономических связей Камчатского края, решению проблемы газификации региона. Благодаря этому проекту Камчатский край сможет обеспечить свою энергетическую безопасность. Компания готова инвестировать в проект до $1,5 млрд.

В настоящее время производится выбор площадки для размещения морского перегрузочного комплекса СПГ, и есть четкое понимание, как этот проект будет реализовываться на полуострове. Работы по строительству терминала планируется завершить в 2022-2023 годах.

А.Г. Коровин, капитан-координатор МСПЦ Петропавловск-Камчатский, член-корреспондент МАНЭБ, доктор транспорта, член Русского географического общества

Камчатка – регион с глубоководными незамерзающими бухтами, с прямым выходом в Тихий океан. Именно поэтому компания «НОВАТЭК» избрала Камчатский полуостров для строительства СПГ-терминала мощностью 20 млн тонн в год.

«НОВАТЭК» – второй по объемам добычи после «Газпрома» производитель природного газа в России. Компания ведет добычу на Юрхаровском, Восточно-Таркосалинском, Ханчейском и других месторождениях Ямало-Ненецкого автономного округа. Для вывоза СПГ заказано 15 ледовых танкеров класса Arc-7.

За счет размещения СПГ-терминала на Камчатке компания оптимизирует транспортные расходы при доставке СПГ из российской части Арктики (на полуостровах Ямал и Гыдан) на основной рынок потребления – в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Перегрузочный комплекс в порту Петропавловск-Камчатский позволит повысить конкурентоспособность российского СПГ.

Недавно иностранные инвесторы проекта – японские компании Marubeni Corporation и Mitsui O.S.K. Lines, Ltd. (MOL) – на прошедшем в администрации Камчатского края совещании провели для ПАО «НОВАТЭК» и местных властей презентацию своих технических возможностей.

Вероятнее всего, для строительства терминала будет выбрана Авачинская губа по нескольким причинам: 1) Авачинская губа большая по размерам и имеет прямой выход в Тихий океан; 2) бухта Моховая, где предполагается разместить терминал, удачно расположена для того, чтобы можно было соединить ее с какой-либо инфраструктурой.

По итогам уже проведенной работы, исследований и обсуждений будут сделаны необходимые выводы. После чего будет принято окончательное решение по месту строительства терминала. Если СПГ-терминал расположится в бухте Моховая Авачинской губы (рис. 1), то его стоимость составит примерно 60 млрд рублей.

Рис. 1. Бухта Моховая в Авачинской губе

Цель и методы исследования

В связи с открывающимися перспективами развития Камчатского края и порта Петропавловск-Камчатский было проведено комплексное исследование, на основе которого и написана данная статья. Оно связано с выработкой предложений по определению места размещения СПГ-терминала на Камчатском полуострове.

Необходимо было определить и обосновать несколько площадок размещения СПГ-терминала, изучить создание инфраструктуры порта. При этом необходимо было учесть безопасную стоянку, особенности погрузки и разгрузки судов-газовозов, сезонные погодные условия, сейсмическую и экологическую безопасность.

Выработка предложений для определения и подготовки возможных площадок строительства СПГ-терминала в Камчатском крае является, несомненно, актуальной.

При решении поставленных задач использовался действующий в России методический инструментарий по созданию нормативного обеспечения функционирования подобного проекта. Исследовалась практика строительства СПГ-терминалов и возможности развития инфраструктуры морского порта Петропавловск-Камчатский как международного транспортного узла в Евро-Арктическом транспортном коридоре. Использовались теоретические и методические положения в области информатики, экономики, коммерческой эксплуатации, управления береговой инфраструктурой. Применялись методы системного анализа, экспертных оценок, а также использование современных технических и программных средств.

Анализ и результаты исследования

В перспективе мощность кластера минерально-сырьевой базы «НОВАТЭКа» по производству СПГ может составить до 100 млн тонн в год. Каким же образом обеспечить доставку этой продукции туда, где она наиболее востребована?

Это можно осуществить по российской транспортной артерии – Северному морскому пути (СМП), который является ключом развития для Дальнего Востока. Однако для ее эффективного функционирования необходимо стимулировать круглогодичную эксплуатацию и транспортную доступность.

Круглогодичная навигация по СМП в принципе изменит транспортную модель Евразии, существенно сократит издержки при транспортировке грузов из Европы в Азию и назад за счет использования более короткого и более дешевого маршрута. Это будет способствовать увеличению объемов торговли и росту экономики. А значительную долю грузооборота СМП составит продукция СПГ-завода компании «Ямал СПГ» на Ямале, которую будут перевозить 15 судов-газовозов усиленного ледового класса Arc-7.

На повышение транспортной доступности Севморпути как раз направлен проект СПГ-терминала на Камчатском полуострове. Этот перегрузочный комплекс с предварительно планируемой мощностью 20 млн тонн в год будет вводиться в две очереди (примерно по 360 тыс. кубометров объемом каждая). Рассматривается возможность осуществления рейдовой перевалки.

Строительство СПГ-терминала на Камчатке позволит достичь несколько ключевых целей. Во-первых, снизить стоимость транспортировки российского СПГ в Азию. Во-вторых, снизить риски для азиатских потребителей. По сути, «НОВАТЭК» создает свой собственный региональный хаб по торговле СПГ со своим собственным ценовым индикатором. Перегрузочный комплекс позволит повысить конкурентоспособность российского СПГ и занять ему место, адекватное уникальной минерально-сырьевой базе.

Помимо общего экономико-стратегического значения проект СПГ-терминала на Камчатке – это еще и будущий драйвер развития региона. Перегрузочный комплекс позволит создать новые высококвалифицированные рабочие места в Камчатском крае, будет способствовать развитию портовой и сопутствующей инфраструктуры, привлечению значительных инвестиций в экономику региона.

В настоящее время ведется изучение наиболее подходящих мест для размещения комплекса, после чего будет начато проектирование. Ведутся переговоры с потенциальными партнерами, в частности с японскими компаниями. Принято решение о регистрации юридического лица «НОВАТЭК Камчатка». Под эгидой Минвостокразвития, на поддержку которого рассчитывает компания-инвестор, внимательно изучается накопленный успешный опыт применения стимулирующих механизмов институтов развития на Дальнем Востоке.

Изучение площадок под СПГ-терминал

Рассматривая варианты размещения морского терминала по перегрузке СПГ на Камчатском полуострове, «НОВАТЭК» уже отобрал несколько предложений. Понятно, что расположить комплекс, аналогов которому в мире нет, – непростое дело. Камчатка станет первой, где будет создан подобный объект.

В связи с этим далее и предлагается анализ некоторых предложений по размещению на Камчатке морского перегрузочного комплекса СПГ. Представители ПАО «НОВАТЭК» обратили внимание на бухту Моховая в Авачинской губе.

Бухта Моховая

Бухта Моховая вдается в северный берег Авачинской губы между мысами Сероглазка и Авачинский (φ= 53°04΄N, λ= 158°32΄E)1. При сильных ветрах южных направлений в бухте образуется тягун, и стоянка судов у причальных сооружений становится опасной. С получением штормового предупреждения надлежит своевременно отойти на рейд. В связи с этим предлагается размещение волноломов для обеспечения безопасной стоянки судов.

В настоящее время появился целый ряд статей по теме превращения тупикового порта Петропавловск-Камчатский в порт-хаб. Но прежде чем принимать решение о размещении СПГ-терминала на Камчатке, необходимо рассмотреть ряд предложений, на которые потребуется дать ответы.

Известно, что глубины у причальных линий и на входе в Авачинскую губу могут не позволить зайти судам большого водоизмещения (от 100 тыс. тонн и более)2. Ожидаемое увеличение грузооборота порта до 20 млн тонн в год предполагает, что суда водоизмещением, например, 150 тыс. тонн (стандартное судно-газовоз) должны будут заходить в порт один раз в трое суток, что будет проблематично по следующим причинам3:

– Необходимо определиться, суда какого водоизмещения и с какой осадкой будут заходить в Авачинскую губу. Минимальная глубина на фарватере – 14 метров. Необходимо определиться, нужно ли углублять фарватер.

– Авачинская губа является самой крупной военно-морской базой (ВМБ) на Дальнем Востоке. Здесь же расположены крупные сухопутные силы морской пехоты, которые также выполняют задачи на море. Судоходство в Авачинской губе полностью зависит от эволюций, совершаемых группировкой войск и сил на северо-востоке РФ. Нередко судоходство в Авачинской губе закрыто для гражданских судов в интересах военного ведомства. Эти обстоятельства создадут значительные временные задержки судов, что повлечет за собой дополнительные финансовые издержки.

– В Авачинской губе отсутствует СУДС и автоматизированные системы обеспечения безопасности мореплавания. Таким образом, потребуется строительство данной инфраструктуры.

Бухта Бечевинская

Рассмотрим в качестве места для постройки СПГ-терминала бухту Бечевинская (рис. 2). Бухта вдается в берег в 6,2 мили от острова Крашенинникова, между мысами Ловушек и Входной1. Бухта находится в 80 км на северо-восток от порта Петропавловск-Камчатский в районе мыса Шипунский. Это бывшая база дизельных подводных лодок Министерства обороны РФ. Что здесь может помешать созданию СПГ-терминала:

– Глубины на входе в Бечевинскую бухту не позволят крупнотоннажным судам с осадкой более 11 метров заходить и выходить из бухты. Проблему предлагается решить за счет проведения дноуглубительных работ.

– Узкий и сложный фарватер требует создания СУДС.

– Бухта Бечевинская вместе с Авачинским заливом считаются незамерзающими. Однако бывают зимы, когда практически весь залив покрывается толстым слоем льда. Следовательно, необходимо предусмотреть ледокольное обслуживание .

– Для перекачки газа из бухты Бечевинской в Петропавловск-Камчатский необходимо построить газопровод длиной около 130 км.

Рис. 2. Бухта Бечевинская

Бухты Жировая и Вилючинская

Можно рассмотреть еще одно место, которое могло бы подходить для реализации проекта. Этим местом являются бухты Жировая и Вилючинская, сопряженные в одну (рис. 3).

Бухта Жировая находится в юго-западной части Авачинского залива между мысом Крутой и расположенным в 4,2 мили от него к NNW мысом Раздельный1.

Глубины на входе в бухту 27-50 метров, а к вершине ее они постепенно уменьшаются. Бухта Жировая открыта ветрам с Авачинского залива. Становиться на якорь можно у западного берега бухты, где глубины 15-17 метров. Грунт – песок с илом, местами ракушка, гравий – якоря держит хорошо1. Мыс Раздельный (φ= 52°37΄N, λ= 158°27΄E) является оконечностью узкого полуострова, разделяющего бухты Жировая и Вилючинская.

Рис. 3. Бухты Жировая и Вилючинская

Бухта Вилючинская вдается в северо-западный берег Авачинского залива между мысом Раздельный и находящимся в 1,4 мили от него к ENE мысом Зеленый. Дно в бухте неровное. На входе в бухту глубины более 20 метров, они постепенно уменьшаются до 8 метров на подводном пороге, находящемся в средней части бухты. Грунт в бухте – преимущественно песок, местами встречается галька и ракушка, а в вершине бухты – вязкий ил1. Бухта Вилючинская открыта восточным и юго-восточным ветрам и волнению.

Обе бухты находятся в 36 км южнее города Вилючинска. Но в них можно попасть только по морю или по воздуху. Другие бухты не подходят для размещения СПГ-терминала, так как при штормовых условиях Тихого океана волны активно проникают в эти бухты.

Какой вариант размещения своего объекта выберет компания «НОВАТЭК», сказать трудно. Однако уже сейчас появляются сомнения в том, что будет выбран финансово малозатратный проект.

Важно отметить, что, по сути дела, на пустых берегах бухт Бечевинская и Вилючинская необходимо будет построить современный морской порт и городок с населением примерно 1,5-2 тыс. человек со всей сопутствующей инфраструктурой.

Целесообразность размещения СУДС в порту П.-Камчатский

Крупнейшим и практически единственным портом Камчатского края является Петропавловск-Камчатский, который одновременно служит как военно-морской базой, так и транспортным узлом, базой рыбодобывающего и перерабатывающего флота. Однако на сегодня порт не имеет современных технических средств обеспечения безопасности мореплавания, отвечающих современным требованиям. Решить эту проблему возможно за счет строительства в порту объединенного центра управления движением судов.

В настоящее время обеспечением безопасного движения судов в Авачинской губе и на подходах к ней, а также решением вопросов безопасности мореплавания в целом занимаются радиотехнические посты Тихоокеанского флота Министерства обороны РФ, что явно недостаточно. Необходимо рассмотреть организацию автоматизированной системы обеспечения безопасности мореплавания в Авачинской бухте и на подходах к ней с использованием существующих объектов Минобороны.

Кроме того, анализ аварийности флота показывает, что аварийные разливы нефтепродуктов распределяются следующим образом: береговая зона – 28%, открытое море – 22%, акватория порта – 22%, входы в порты – 17%, нефтяные причалы – 11%. Из этого следует, что 78% разливов нефтепродуктов приходится на порты и прибрежные зоны, что делает их наиболее экологически уязвимыми.

На подходах к Авачинской губе установлены системы разделения движения судов. В этих системах до входа в Авачинскую губу следует идти установленными путями в полосе движения справа от зоны и линии разделения движения судов. Канал длиной 2460 метров, шириной 160 метров прорыт через отмель, преграждающую вход в Авачинскую губу. Глубина на фарватере 14 метров (1991 г.). Канал ограждается одной парой светящих буев. Вход в канал находится в 8 кбт к ENE от мыса Вилкова. Сложный и продолжительный фарватер обязывает создать здесь системы управления движением судов (СУДС).

СУДС – это прежде всего современные программно-аппаратные комплексы, необходимые для повышения безопасности мореплавания, защиты окружающей среды от возможных негативных последствий судоходства, а также для контроля судоходства в зоне ответственности СУДС, которая является ядром информационной инфраструктуры порта. Система предоставляет информацию судоходной обстановки в зоне ответственности в режиме реального времени и отражает ее на мониторах потребителей.

В связи с вероятным увеличением интенсивности судоходства в Авачинской губе в целях предотвращения морских инцидентов рекомендуется разместить здесь современные автоматизированные системы обеспечения безопасности мореплавания, в том числе и СУДС.

Выводы

Безусловно, выбор площадки для строительства СПГ-терминала остается за компанией «НОВАТЭК», а предлагаемые в данной статье варианты размещения терминала – всего лишь информация для размышления. Но то, что терминал необходимо размещать на Камчатке, не вызывает сомнений. И основания для этого заключаются в предлагаемых выводах:

1. Строительство СПГ-терминала в Камчатском крае позволит оптимизировать транспортную логистику при доставке СПГ из Арктики потребителям в странах АТР, стимулировать использование трасс Северного морского пути, а в дальнейшем – создать на базе перегрузочного комплекса новый независимый центр формирования цены на СПГ в АТР.

2. Благодаря проекту СПГ-терминала Камчатский край получит необходимые объемы газа для обеспечения энергетической безопасности региона.

3. Строительство СПГ-терминала на Камчатке не является проблемой для «НОВАТЭКа». По расчетам экспертов, компании оно обойдется в несколько сотен миллионов долларов США. Однако с учетом погодных условий и неразвитости инфраструктуры в регионе строительство может затянуться. Вряд ли терминал будет построен раньше чем через пять лет. Наиболее дорогой частью станет создание портовой инфраструктуры, финансировать которое должно государство.

4. Сложность получения доступа к площадке в бухте Моховая очевидна – в Авачинской губе размещена ВМБ Минобороны России. Любые передвижения АПЛ в Авачинской губе связаны с перекрытием движения для гражданских судов. Это может создать проблемы, поскольку такие задержки могут составить по времени минимум 2-3 часа.

Необходимо определиться – решит ли эту проблему размещение в Авачинской губе и на подходах к ней автоматизированных систем обеспечения безопасности мореплавания и СУДС. То есть в акватории Авачинской губы, так же как и во Владивостоке, ПЛ будут перемещаться под контролем СУДС в приоритетном порядке. Но даже при таких условиях строительство СПГ-терминала в бухте Моховая наиболее предпочтительно.

5. СПГ-терминал на Камчатке должен стать решением проблем «НОВАТЭКа» по оптимальной доставке продукции на рынки АТР по Севморпути на судах-газовозах усиленного ледового класса. «Ямал СПГ» будут обслуживать, к примеру, 15 газовозов класса Arc-7, но их фрахт обходится недешево. Камчатский терминал позволит перегружать СПГ с газовозов усиленного ледового класса на обычные суда-газовозы, сокращая затраты на транспортировку почти вдвое. К преимуществам Севморпути относится и существенное снижение сроков перевозки из России в Азию и назад по сравнению с южным морским маршрутом.

6. Способствовать развитию Камчатского края наряду с СПГ-терминалом будет и новый терминал по перевалке контейнерных и генеральных грузов: большой объем работ планируется выполнить в порту Петропавловск-Камчатский с привлечением средств резидента ТОР «Камчатка» – компании «Свободный порт Камчатка». При этом правительство края возьмет на себя реконструкцию подъездной дороги для увеличения ее пропускной способности и обеспечения возможности круглогодичного использования.

1. Лоция Берингова моря, часть 1 (№1408). Изд. ИМ ГУНиО МО РФ, СПб, 1994, 591 с.

2. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Утверждены приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463.

3. Коровин А.Г. Монография. Автоматизированная система обеспечения безопасности мореплавания в Авачинской бухте и на подходах к ней. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2009, 101 с.

Морские порты №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ