Устойчивость порта Пригородное - Морские вести России

Устойчивость порта Пригородное

21.08.2024

Морские порты

Устойчивость порта Пригородное

Фото: Порт Пригородное. Отшвартовка СПГ-танкера от причала/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В 2023 году порт Пригородное снизил количество отгрузок нефти и газа на 12%, причина – плановый ремонт на СПГ-терминале и общая тенденция к снижению нефтяных поставок. Прогноз на 2024 год – сохранение прошлогодних объемов, причины – те же. Несмотря на некоторое снижение грузооборота и новые вызовы, работа порта остается стабильной. Безаварийная деятельность в порту и экологическая безопасность в круглосуточном режиме обеспечиваются Службой капитана порта.

Андрей Сарайкин, капитан морского порта Пригородное ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Замедление и стабилизация

Морской порт Пригородное в прошлом году снизил грузооборот на 12%, до 13,6 млн тонн, из которых на долю СПГ пришлось 10,44 млн тонн, а на долю нефти – 3,18 млн тонн. При этом объем отгрузки СПГ сократился на 1,34 млн тонн, а нефти – на 757 тыс. тонн.

Анализ отгрузок сырой нефти за последние 15 лет показывает, что начиная с 2018 года эти объемы постепенно сокращаются. В то же время отгрузки газа возвращаются на уровень трехлетней давности. Снижение объемов отгрузок нефти оператор связывает с сокращением добычи и постепенным истощением разрабатываемого Пильтун-Астохского месторождения. Что касается газа, то после падения производства СПГ в 2021 году, вызванного продолжительными планово-профилактическими и пусконаладочными работами модернизированных технологических линий, производство СПГ в 2023 году практически вернулось к уровню 2021 года.

В среднем ежемесячно порт отгружает около 1,2 млн тонн экспортных энергетических грузов в месяц, пиковые сезоны – январь-февраль, апрель-май и ноябрь-декабрь.

По итогам 2023 года количество судозаходов в порт снизилось с 237 до 212, пиковые сезоны – январь (20), май (21) и ноябрь-декабрь (19, 20). С момента открытия порта в 2008 году можно заметить, что начиная с 2011 года в среднем ежегодное количество судозаходов составляет 240, наибольшая активность отмечена в 2017-2018 годах, когда количество заходов судов достигло 255. Сейчас порт работает в нормальном режиме.

Изменения происходят в структуре стран-импортеров и объемах поставок. Так, по сравнению с ситуацией 2022 года снизились отходы судов в Японию со 116 до 98, в Республику Корею – с 39 до 27, а в КНР выросли – с 60 до 75. Несмотря на изменения на внешнем рынке, состав импортеров нефти и газа не изменился – это по-прежнему Япония, Китай и Южная Корея.

Учитывая специализацию порта, подавляющую часть заходящих судов составляют газовозы и танкеры. Из 212 судов, зашедших в порт в прошлом году, газовозов было 169, танкеров – 35, судов обеспечения – 3, судов специального назначения – 3, сухогрузов – 1, буксиров – 1. По большей части это суда под флагами иностранных государств: Кипра – 60, Панамы – 59, Багам – 38, Японии – 25, Либерии – 18. Под флагом РФ – 12 судов (суда обеспечения и буксир).

Грузооборот порта за 4 месяца 2024 года составил 4,79 млн тонн, из которых на долю СПГ пришлось 3,65 млн тонн, на долю нефти – 1,14 млн тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года грузооборот остался на прежнем уровне, как и количество судозаходов. За 4 месяца года было осуществлено 70 заходов судов: газовозов – 58, танкеров – 12. Из них 33 газовоза убыло в Японию, 12 – в Республику Корею, 13 газовозов и 12 танкеров – в Китай.

Предположительно в 2024 году количество заходов судов и объемов отгрузки нефти и газа сохранится на уровне 2023 года. Одна из причин – очередной плановый ремонт, который приведет к снижению объемов отгрузки и, соответственно, снижению заходов судов в морской порт.

Новый ремонт и «зеленые» технологии

Летом этого года на производственном комплексе «Пригородное» планируется возобновить ремонтные работы. Несмотря на санкции, значительных затруднений при этом не ожидается. Прошлогодний опыт подтвердил возможность работы в новых условиях. Тогда на причале СПГ была произведена плановая замена оборудования для погрузки сжиженного газа. Также выполнена промывка накопительных резервуаров нефти. Оборудование было доставлено из Японии.

Помимо планового ремонта, за последние полтора года каких-либо технологических изменений в отгрузке углеводородного сырья не произошло. Проведение дополнительных работ по модернизации морской и береговой инфраструктуры в настоящее время не требуется. Благодаря стабильному спросу на энергоносители порт работает в штатном режиме.

Будучи первым в России специализированным терминалом СПГ, построенным специально для экспортных отгрузок как газа, так и нефти с использованием новейших технологий компаний «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Митсубиси», порт Пригородное и сегодня сохраняет передовые технические позиции, делая ставку на развитие СПГ-сегмента и переоснащение танкерного флота.

Напомним, что порт состоит из двух терминалов: нефтяного и газового, каждый со специализированным производством. Для обеспечения бесперебойного функционирования обоих терминалов в порту на постоянной основе работают четыре буксира ледокольного класса, несущее дежурство по ЛАРН судно, а в период зимней навигации – ледокол. Эффективное развитие всего комплекса основано на тесном технологическом взаимодействии всех участников процесса.

Как известно, нефть на завод в Пригородное доставляется по трубопроводу от месторождений на севере шельфа о. Сахалин – Пильтун-Астохского и Лунского. После смешивания с конденсатом нефть экспортной марки направляют в хранилища – два вертикальных стальных резервуара объемом около 100 тыс. м3 каждый, а затем по подземному и подводному трубопроводу на выносное причальное устройство в 4,5 км от берега.

Терминал способен принимать танкеры вместимостью от 40 тыс. до 150 тыс. м3, осадкой до 18 метров. Средняя партия нефти составляет около 120 тыс. м3, порядка 98-100 тыс. тонн. Среднее время погрузки – от 14 до 24 часов. Для отгрузки нефти было специально разработано и установлено на танкеры носовое погрузочное устройство зимнего типа. Моряки и портовики предусмотрели возможность осуществления экологически безопасной стыковки берегового грузового шланга с судовым приемным устройством в условиях обмерзания соединительных фланцев и даже попадания между ними небольших частиц льда.

При постройке в Хорватии на первые танкеры для порта Пригородного был установлен современный для тех лет тип устройства с его выносом за борт в носовой части. К вводу в строй порта в 2008 году было реализовано решение о дополнительной установке так называемого «зимнего варианта» устройства, основной целью которого стало максимально полное исключение попадания за борт сырой нефти.

Терминал отгрузки СПГ в Пригородном способен принимать танкеры-газовозы вместимостью от 18 тыс. до 177,4 тыс. м3. Сжиженный газ подается в емкости газовоза из двух береговых резервуаров-хранилищ объемом 100 тыс. м3 каждый. Типовая партия СПГ, отгружаемая в порту, составляет 147 тыс. м3. Температура газа при погрузке – минус 162°C, время погрузки в среднем – 12-18 часов. Завод по производству СПГ использует технологию двойного смешанного хладагента, которая была специально разработана для работы в условиях сахалинских зим.

Минимум замечаний от ИГПК

Инспекцией госпортконтроля (ИГПК) Службы капитана порта в 2023 году было проведено 14 осмотров судов, из которых 5 – под флагом РФ и 9 – под иностранными флагами. По результатам осмотров российских судов выставлено 18 замечаний о несоответствиях, осмотры судов под иностранными флагами прошли вообще без замечаний.

Статистика инспекций по сравнению с предыдущими годами свидетельствует о снижении замечаний как на судах под иностранными флагами, так и под флагом РФ. Данная тенденция соответствует изначально высокому технологическому уровню терминала и флота, обеспечивающих экспорт энергоносителей.

Со стороны Службы капитана порта безопасность мореплавания, организация судоходства в порту и на подходах к нему обеспечиваются в соответствии с международными и национальными требованиями по высшему классу. Ведется строгий контроль за эксплуатацией портовых сооружений и объектов, за их ремонтом, развитием и строительством, организовано несение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти, включая регулярные учения по ЛАРН. Один из основных показателей деятельности Службы – безаварийная работа порта.

Морские порты №5 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ