Порт Магадан: после снижения наметился подъем - Морские вести России

Порт Магадан: после снижения наметился подъем

15.08.2024

Морские порты

Порт Магадан: после снижения наметился подъем

Фото: Погрузочные работы в порту Магадан/ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

В 2023 году грузооборот порта Магадан по сравнению с 2022 годом уменьшился на 11,9% и составил 1,65 млн тонн. Уменьшение произошло в основном за счет снижения объемов перевалки грузов в контейнерах (-8,8%) и генеральных грузов (-4,4%). Номенклатура грузов из года в год практически не меняется. Основную долю составляют генеральные грузы, в том числе контейнерные, нефтепродукты и уголь. Безопасность мореплавания и переработки грузов в порту в полном объеме обеспечивает Служба капитана порта Магадан с учетом сложных условий зимней навигации и ледокольных проводок в порту и на подходах к нему.

Василий Меньших, и.о. капитана морского порта Магадан ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Грузы нарастающим итогом

Основной объем грузопотока порта, до 75-80%, обрабатывает ПАО «Магаданский морской торговый порт», оставшаяся часть приходится на операторов морских терминалов, занимающихся перевалкой нефтепродуктов: ООО «Магаданнефто», ООО «Тосмар», ОАО «Колыматранснефть».

Для обеспечения жизнедеятельности Магаданской области уже более 10 лет работают две каботажные контейнерные морские линии. Морская линия «Феско Магадан Лайн» обеспечивается судовладельцем ПАО «Дальневосточное морское пароходство», а линия «Владивосток – Магадан» обслуживается судами ПАО «Сахалинское морское пароходство».

В прошлом году на каботажную контейнерную линию встало и судно «Радик Баширов» ООО «Камчатское морское пароходство». Таким образом, на сегодняшний день в порту работает три судоходных линии.

Всего в порт в 2023 году зашло 232 судна, что на 34 судна (12,8%) меньше по сравнению с 2022 годом. На 1 мая 2024 года в порт зашло 61 судно, это на 13 судов (27,1%) больше, чем за аналогичный период 2023 года. Грузооборот за 4 месяца текущего года увеличился на 1,2% и составил 476,8 тыс. тонн.

Ледокол взял «за усы»

В прошедшую зимнюю навигацию период ледокольных проводок в порту и на подходах к нему распоряжением капитана порта был объявлен с 15 декаб-ря 2023 года, а уже 26 декабря в порт прибыл ледокол «Москва» (ФГУП «Росморпорт») для проводки судов. В течение января 2024 года ледокол разрушал лед в акватории порта в бухте Нагаева для обеспечения прохода судов к причалам. Под его прикрытием суда заходили в порт самостоятельно по рекомендации Штаба ледовых операций.

В третьей декаде января ледовые условия усложнились, кромка белого льда находилась на удалении 60 миль. Первую проводку ледокол осуществил 23 января, когда вывел из порта судно «Саско Анива».

В феврале из-за отсутствия ветров восточных направлений в бухте Нагаева происходило интенсивное нарастание льда до толщины 70-90 см, что осложнило швартовные операции. В конце февраля точка формирования каравана находилась на расстоянии 175 миль, время проводки судов доходило до 22 часов в одном направлении. Швартовные операции проводились более 6 часов. 26 февраля для проводки т/х «Капитан Гаврилов» от причала ледокол «Москва» вынужденно взял на буксир судно методом «за усы». Такой метод за последние 15 лет был применен в порту впервые.

В середине марта, благодаря штормовым ветрам восточных направлений, бухта Нагаева очистилась ото льда и суда смогли заходить в порт самостоятельно по рекомендациям капитана ледокола и Штаба ледовых операций. Но только к концу апреля ледовые условия в порту и на подходах к нему улучшились, и с 1 мая 2024 года капитаном порта было объявлено об окончании периода ледокольных проводок.

Данный период составил 137 суток, общий судозаход достиг 68 судов, из них ледоколом было проведено 31 судно. Наиболее тяжелой ситуация была в феврале и первой половине марта. Ледовые условия в этом году по продолжительности можно отнести к коротким по сравнению с прошлыми годами. Аварийных случаев и простоев причалов не допущено.

Работа Бассейновой комиссии ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» по организации ледокольных проводок от точки формирования каравана и обратно признана удовлетворительной, замечаний нет. Необходимо отметить грамотную и эффективную работу экипажа ледокола «Москва» и экипажей портовых буксиров «Владимир Высоцкий» и «Александр Солженицын» (ПАО «Магаданский морской торговый порт»).

Развитие с учетом очистки акватории

К 1 июля 2024 года ФГУП «Росморпорт» с помощью подрядной организации АО «Группа компаний ЕКС» должен закончить капитальный ремонт причала №5. Ввод его в эксплуатацию позволит выгружать контейнеры на двух причалах, что будет способствовать росту грузооборота и снижению простоев судов в ожидании причала.

В настоящее время проводится согласование проекта «Индустриальный парк «Рыбный порт Магадан», строительство которого планируется в микрорайоне Марчекан. Введение в эксплуатацию новых мощностей даст увеличение грузооборота на 600 тыс. тонн, там будут обрабатываться рыбопромысловые, рефрижераторные и другие суда.

В бухте Нагаева активно ведется работа по утилизации затонувших объектов, начатая еще в 2021 году по распоряжению Правительства РФ. По итогам прошлого года утилизировано 9 объектов затонувшего имущества, из них 6 – в рамках заключенных правительством Магаданской области государственных контрактов, 3 – по предпринимательской инициативе. Установленный в области план по утилизации судов на 2023 год превышен на 2 единицы.

Кроме того, в прошлом году приступили к разделке плавучего завода «Нева» со сроком окончания утилизации в 2024 году. Также в этом году будут утилизированы еще 5 судов: рыболовное «Галичи», плашкоут «РСП-171», буксир «МБ-407», гидрографическое судно и несамоходная баржа.

Правительством Магаданской области заключены госконтракты на удаление и утилизацию в 2024 году объектов затонувшего имущества, предусмотренных федеральным проектом. В настоящее время подрядчик ведет подготовительные работы. В свою очередь, Служба капитана порта обеспечивает регулярный контроль с фото- и видеофиксацией процесса подъема и утилизации затонувших судов.

Морские порты №5 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ