Развитию Онеги поможет популярность объекта Юнеско - Морские вести России

Развитию Онеги поможет популярность объекта Юнеско

29.02.2024

Морские порты

Развитию Онеги поможет популярность объекта Юнеско

Фото: Монастырский причал на Соловках/ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Морской порт Онега, расположенный в устье одноименной реки, впадающей в Белое море, является одним из старейших портов России. Официально порт открыт в 1781 году. До XX века он считался одним из крупных северных портов страны и одной из старейших верфей, где строились суда (кочи, ладьи) для богатых купцов и крупных монастырей. Отсюда осуществлялись перевозки товаров не только по России, но и в Европу.

В советские годы на подходном канале порта были проведены дноуглубительные работы. У больших судов появилась возможность заходить в порт непосредственно к причалам лесозаводов, используя приливные явления.

Грузооборот современного порта напрямую зависит от производительности «Онежского лесопильного деревообрабатывающего комбината» (АО «Онежский ЛДК»), который является градообразующим предприятием. Традиционно до 2022 года продукция комбината отправлялась на экспорт в Европу, но в связи с западными санкциями объем отправок из порта резко уменьшился. Зато вырос пассажиропоток туристов к объекту Всемирного наследия Юнеско – Соловецкому архипелагу.

Виктор Ермолин, капитан морского порта Онега ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Из истории порта

С незапамятных времен в устье реки Онеги обитали угро-финские племена – «чудь белоглазая». Потом сюда пришли новгородцы, о чем в 1137 году упоминает устав новгородского князя Святослава Олеговича. Их сюда привлекли прежде всего пушнина, воск и отборный строевой лес. На новгородских картах XII-XIII веков Онега называлась «Погост на море». Отсюда новгородцы на своих лодках – кочах и ушкуях – выходили из Онеги в Белое море, и «Погост на море», формально еще не являясь портом, фактически уже был таковым за много веков до своего официального основания.

В 1781 году императрица Екатери-на II своим особым указом провозгласила поселение Усть-Онега городом Онег. Здесь же была организована таможня. Позднее поселению было возвращено более привычное название Онега. С приходом сюда крупных лесопромышленников в устьях рек Анды и Поньги, впадающих в р. Онегу, были построены первые в России лесозаводы, продукция которых шла в первую очередь на экспорт в Европу. С основанием лесозаводов необходимость устройства порта в устье Онеги стала очевидной.

Для того чтобы доставить лес к лесозаводам, его сплавляли по реке. По берегам реки Онеги устраивались плотбища (стоянки плотов) – места вязки бревен в плоты и пристани плотов для лесосплава. На этих плотбищах строили суда для архангельских, каргопольских и холмогорских купцов, а также для крупных северных монастырей – Соловецкого, Николо-Карельского, Михаило-Архангельского, Пертоминского. Постепенно Онега превращается в один из крупнейших морских портов российского Севера, откуда осуществляются перевозки не только по России, но и за границу.

В 1909 году парусный флот Онеги состоял из 66 судов средним водоизмещением около 50 тонн. Позже на онежских стапелях стали строить моторные катера и небольшие буксирные пароходы. В 1923 году кораблестроение переместилось в крупные промышленные центры – на Онежских верфях перестали строить суда. Онежский порт оказался неудобным и слишком мелководным.

В советские годы на подходном канале порта были проведены дноуглубительные работы. У больших судов появилась возможность заходить в порт непосредственно к причалам лесозаводов, используя приливные явления.

В 70-80-е годы ХХ века Онежский порт принимал и обслуживал до 250-270 судов ежегодно, грузооборот составлял около 500 тыс. тонн в год. Основу грузовой базы составляли пиломатериалы. В период 90-х годов порт испытал упадок, количество судозаходов в 1996-м уменьшилось до 47.

Современные реалии

Грузооборот современного морского порта Онега напрямую зависит от производительности «Онежского лесопильного деревообрабатывающего комбината» (АО «Онежский ЛДК»), который является градообразующим предприятием. Традиционно до 2022 года продукция комбината отправлялась на экспорт в Европу. Но в связи с санкциями, введенными западными странами после начала СВО, объем отправок из порта резко уменьшился.

В 2022 году грузооборот порта (без трех удаленных терминалов) составил 56,8 тыс. тонн, количество судозаходов – 36; за 10 месяцев 2023 года – 24 тыс. тонн и 22 судозахода соответственно. Между тем порт несет социальную нагрузку, обслуживая местные пассажирские перевозки: в 2022 году внутригородскими маршрутами перевезено 80322 человека, за 10 месяцев 2023 года – 78857 человек.

В состав морского порта также входят три морских терминала, расположенные в Онежском заливе, – Соловки (Архангельская область), Беломорск и Кемь (Республика Карелия).

Терминал Соловки (расположен на Соловецком архипелаге) переваливает грузы, которые идут в основном на нужды Соловецкого монастыря и местного населения, а также на строительство важных объектов. Ежегодно Соловецкие острова посещает большое количество туристов и паломников, поэтому пассажирские перевозки играют немаловажную роль. Хотя пассажиропоток ограничен сроками навигации и вместимостью судов, перевозящих пассажиров.

В 2022 году на Соловки зашло 413 судов, обработано грузов 8,19 тыс. тонн, пассажирооборот составил   65529 человек; за 10 месяцев 2023 года судозаходов – 585, грузооборот – 86,2 тыс. тонн, пассажирооборот – 69969 человек.

Терминал Беломорск сегодня грузовые операции не производит. Через него осуществляются транзитные проходы судов, следующих с внутренних водных путей через Беломорканал и обратно. Направление грузов – порты Северного морского пути, Архангельск и другие населенные пункты Белого моря.

В 2022 году через Беломорск транзитом прошло 331 судно, 129,85 тыс. тонн грузов, пассажирооборот составил 6674 человека; за 10 месяцев 2023 года прошло 274 судна, 57,38 тыс. тонн грузов, пассажирооборот – 6450 человек.

Терминал Кемь состоит из одного пассажирского причала, через который осуществляются пассажирские перевозки на Соловецкий архипелаг. Пассажиропоток здесь примерно такой же, как на Соловках.

Пассажирские перевозки и перспективы развития

Пассажирские перевозки в Онежском заливе носят сезонный характер и длятся с мая по сентябрь. Их можно разделить по направлениям: перевозки судами, работающими на маршруте Кемь – Соловки, и судами, осуществляющими круизные рейсы.

Кемь (Рабочеостровск, Республика Карелия) исторически связана с Соловецким архипелагом, это один из основных пунктов Большой земли, через который можно попасть на Соловки морским транспортом. Поэтому в перспективе строительство морского глубоководного грузо-пассажирского порта Кемь и другие мероприятия по развитию инфраструктуры в Беломорске и на Соловках закреплены распоряжением Правительства РФ №4136-р об утверждении изменений, вносимых в перечень мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.

Известно, что сейчас проводятся работы по подготовке инвестиционной декларации по строительству морского порта в Карелии. Также планируется развитие инфраструктуры терминала Соловки – реконструкция пассажирского причала «Тамарин» с обновлением береговой инфраструктуры и строительство нового грузового технологического причала.

Стоит напомнить, что Соловецкий архипелаг является объектом всемирного наследия Юнеско. Президент РФ В.В. Путин также уделяет ему большое внимание – 19 октября 2023 года им был подписан Указ «О праздновании в 2029 году 600-летия основания первого монашеского поселения на Соловецком архипелаге».

Другое направление пассажирских перевозок – это круизные суда, следующие с внутренних водных путей через Беломорск. Туристы совершают путешествие из центральной части России с заходом на Соловки и в Архангельск. В перспективе туристичес-кая отрасль планирует создать новые круизные маршруты по Белому морю с заходом в Архангельск, Кандалакшу, Соловки и Онегу.

Кроме того, близость терминалов порта Онега к Беломорско-Балтийскому каналу, Северной и Октябрьской железным дорогам и недостаток портовых мощностей на Северо-Западе России создают предпосылки для развития портовой инфраструктуры Онежского залива.

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ