Модернизация и «Генеральная уборка» в порту Магадан - Морские вести России

Модернизация и «Генеральная уборка» в порту Магадан

02.10.2023

Морские порты

Модернизация и «Генеральная уборка» в порту Магадан

Фото: Порт Магадан/ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Магаданский морской порт – крупнейший на Северо-Востоке России – через него проходит основной поток грузов для Магаданской области. Порт работает круглогодично, с ноября по май осуществляются ледокольные проводки. Магадан относится к группе портов, обеспечивающих перевалку в основном каботажных грузов северного завоза, поступающих морским транспортом в регион. Морской транспорт имеет важнейшее значение в схеме доставки и отправления грузов в область и за ее пределы. Около 99% грузов на этих направлениях перевозятся морским транспортом, в том числе 100% твердого и жидкого топлива, тяжелой техники и строительных материалов. Доставка топлива – стратегическая задача порта. Это единственная возможность обеспечить население и предприятия области необходимым запасом угля и нефтепродуктов на весь год.

Василий Меньших, и.о. капитана морского порта Магадан ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

 

В 2022 году грузооборот порта Магадан по сравнению с 2021 годом увеличился на 8,2% и составил 1,87 млн тонн. Номенклатура грузов из года в год практически не меняется – это контейнеры, нефтепродукты, уголь. Доля контейнерных грузов в прошлом году составила 47,5%, нефтепродуктов – 24,8%, угля – 17,8%.

Основной объем грузов перерабатывает ПАО «Магаданский морской торговый порт» – 75% от всего объема, оставшиеся 25% приходятся на остальных операторов морских терминалов – ООО «Магаданнефто», ОАО «Колыматранснефть», ООО «Русс-Олимп» и ООО «Тосмар». В 2022 году в порт зашло 266 судов, что на 4,5% больше, чем в 2021 году.

Для обеспечения жизнедеятельнос-ти области в порту уже более 10 лет работают две каботажные контейнерные морские линии: «Феско Магадан Лайн» (обеспечивается компанией Fesco) и «Владивосток – Магадан» (обеспечивается компанией Sasco). Cудами этих линий из Приморья в прошлом году было доставлено 0,8 млн тонн грузов, а за 6 месяцев нынешнего – 0,3 млн тонн.

 

От истоков к современности

 

В 2023 году Магаданский порт отмечает 90-летний юбилей. История порта, расположенного в Нагаевской бухте и поначалу носившего одноименное название, начинается 6 декабря 1933 года, когда у дикого берега под выгрузку встал первый пароход «Уэлен». В 1934 году здесь был построен и сдан в эксплуатацию первый причал. А в 1937-м уже четыре причала нового порта на крайнем северо-востоке страны переработали свыше 350 тыс. тонн грузов. В 1977 году порт был переименован в Магаданский морской торговый порт.

В прошлом веке 80-е годы стали периодом интенсивного развития порта. Именно в это время он приобрел тот облик, который знаком каждому магаданцу. Сегодня порт продолжил развитие, реализуя программы модернизации и технического перевооружения. Инвестиционные проекты в порту нацелены на развитие инфраструктуры, обновление оборудования и оптимизацию производственных процессов.

Основной оператор ПАО «Магаданский морской торговый порт» ведет свою деятельность на площади 32,6 га, на которой расположены 8 причалов, открытые и закрытые складские площади размером более 90 тыс. кв. мет-ров. В собственности компании 45 единиц портового оборудования: 2 мобильных крана Liebherr, 9 портальных кранов, а также контейнерные перегружатели, погрузчики, ричстакеры, тягачи. У компании в наличии два современных буксира усиленного ледового класса водоизмещением 430 тонн и мощностью двигателей 3300 л.с. каждый – «Александр Солженицын» и «Владимир Высоцкий». Они обеспечивают швартовные операции.

 

Ледокольные проводки без замечаний

 

Период ледокольных проводок 2022-2023 годов в порту начался 15 декабря. Ледокольные проводки судов от кромки льда до порта второй год подряд осуществляются ледоколом «Москва» (ФГУП «Росморпорт»). Ледокол прибыл в порт 25 декабря.

Первое судно в этом году – т/х «Бухта Нагаева» – было проведено ледоколом только 9 февраля, до этого суда ходили во льдах самостоятельно по рекомендациям Штаба ледокольных операций. Период ледокольных проводок в акватории порта и на подходах к нему закончился 5 мая 2023 года и составил 140 суток. По продолжительности его можно охарактеризовать как легкий.

Всего за период ледокольных проводок количество судозаходов составило 112, с помощью ледокола было проведено 52 судна, самостоятельный проход по рекомендациям совершили 60 судов. Наиболее тяжелый период длился почти два месяца со второй половины февраля по первую декаду апреля. Самый протяженный путь ледокольной проводки от южной до северной точки формирования каравана был зафиксирован 5 марта этого года и составил 202 мили, продолжительность проводки – 19 часов.

Период ледокольных проводок 2022-2023 годов в сравнении с прош-лыми годами по тяжести ледовых условий можно оценить как среднестатистический. Аварийных случаев не допущено. Простоев причалов в порту в ожидании ледокольной проводки судов также не происходило.

Работа Бассейновой комиссии ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» по организации ледокольных проводок судов от точки формирования каравана и обратно признана удовлетворительной, замечаний нет. Необходимо отметить грамотную и эффективную работу экипажа ледокола под командованием капитана Сиверского Д.Н. при осуществлении ледокольных проводок.

 

Подъем затонувших судов

 

В акватории порта активно продолжается работа по подъему и утилизации затонувших судов, начатая в 2021 году в Дальневосточном федеральном округе. Данные мероприятия вошли в федеральный проект «Генеральная уборка» государственной программы «Окружающая среда», разработанный Минприроды России. В 2022 году в бухте Нагаева было поднято четыре судна: пассажирский теплоход «Борис Борзенко», рыболовное судно «Алапаевск», рыболовный траулер «Малли» и сейнер «МРС-150-253».

Согласно плану-графику подъема и утилизации судов в 2023 году в акватории бухты Нагаева (заказчик – Правительство Магаданской области, подрядчик – ИП Борисов В.В.) будут подняты и утилизированы: секции плавучего пирса №1 и №2, МРТР «Храброво», СРТМ «Наровчатск», РСП-100, буксир «МБ-404».

С мая 2023 года началась утилизация плавзавода «Нева», производится удаление всех частей судна, что выступают из воды. После этого при помощи двух лебедок тягой в 1000 тонн каждая ПСРЗ «Нева» будет вытащен на берег и окончательно утилизирован в 2024 году.

Секция плавучего пирса №1 уже вытащена на берег для дальнейшей утилизации. СРТМ «Наровчатск» и секцию плавучего пирса №2 планируется вытащить на берег в августе этого года. По МРТР «Храброво» готовятся документы на утилизацию. Проводятся подготовительные работы для использования надувных понтонов для обеспечения положительной плавучести РСП-100, МБ-404 и дальнейшей буксировки к месту утилизации. Такой способ будет впервые применен в нашем порту.

На весь период действия «Генеральной уборки» 2021-2024 годы в бухте Нагаева должны утилизировать 18 затонувших судов. Службой капитана порта Магадан ведется регулярный контроль с фото- и видеофиксацией процесса подъема и утилизации затонувшего имущества.

 

Морские порты №6 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ