Нагрузка растет, СУДС расширяется - Морские вести России

Нагрузка растет, СУДС расширяется

28.07.2023

Морские порты

Нагрузка растет, СУДС расширяется

Фото: Порт Азов/ФГБУ «АМП Азовского моря»

Порт Азов, расположенный в устье Дона на пересечении торговых путей в европейской части России, имеет немаловажное значение для экономики страны. Для увеличения пропускной способности и роста грузооборота в порту активно ведется строительство новых грузовых терминалов и планируется расширение границ порта за счет включения новых земельных участков. Вместе с тем, для повышения безопасности мореплавания и контроля судоходства крайне необходимо распространение зоны действия СУДС на всю акваторию порта. Первые шаги в этом направлении уже делаются – разрабатывается проектная документация по расширению зоны действия СУДС.

Владимир Брагин, капитан морского порта Азов ФГБУ «АМП Азовского моря»

 

Мощный рост и новые грузы-лидеры

 

Грузооборот Азовского порта по итогам 2022 года без учета транзитных грузов составил 8,05 млн тонн, на транзитный грузопоток пришлось 1,45 млн тонн. Начало 2023 года было отмечено бурным ростом перевозок. За январь-март объем перевалки грузов в порту вырос на 77,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 2,23 млн тонн.

При этом введение Западом санкций не изменило номенклатуру переваливаемых в порту грузов, произошло только перераспределение их объемов. Так, если сравнить период января-марта прошлого и нынешнего годов, то объем зерновых грузов, отгруженных в этом году, составил 86,1% от общего грузооборота, тогда как прошлогодний – 66,8%. А вот объем отгруженного в этом году угля составил только 7,2% грузооборота, в прошлом году за январь-март было отгружено 17,2%. Объем перевалки нефтепродуктов в этом году составил 2,9% грузооборота, а в прошлом был 7,6%. Прочие грузы тоже снизили объемы до 3,8% грузооборота, тогда как в прошлом году достигали 8,4%.

Наряду с ростом объемов зерновых увеличился показатель каботажа: за январь-март текущего года объем перевозок каботажных грузов составил 63,6% от общего грузооборота, или 1,41 млн тонн, за аналогичный период прошлого года – 38,8%.

Что касается импорта, то по известным причинам он упал до нуля – за 3 месяца этого года в порт не зашло ни одного судна с импортным грузом. В 2022 году импорт по итогам первого квартала составлял 295 тыс. тонн. Также прекратились перевозки грузов, расфасованных в мягкие контейнеры (биг-беги), в универсальных контейнерах и азотосодержащих грузов.

 

ИГПК и СУДС обеспечивают безопасность

 

Инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта Азов в 2022 году было оформлено 2948 заходов и 2954 отхода судов, всего – 5902 судозахода, в январе-марте 2023 года – 598 заходов и 615 отходов судов, всего – 1213.

В 2022 году инспекторами ИГПК осмотрено 362 судна, из них под флагом РФ – 284, под иностранными флагами – 78. По итогам инспекций судов под российским флагом выставлены замечания 251 судну, двум судам отказано в оформлении разрешения на выход из порта; инспекции судов под иностранными флагами прошли с замечаниями всех 78 осмотренных судов.

Большинство несоответствий, выявленных в ходе проверок, связаны с квалификацией судового персонала, техническим обслуживанием судовых механизмов/объектов, обеспечением судна судовладельцем необходимыми ресурсами.

Основным направлением работы Службы капитана порта является обес-печение безопасности мореплавания и стоянки судов в порту и на подходах к нему. В настоящее время на подходах к порту Азов со стороны Таганрогского залива и в акватории порта от приемного буя Азово-Донского морского канала (АДМК) до 3171 км реки Дон действует система управления движением судов (СУДС), которая непос-редственно обеспечивает безопасное движение и стоянку судов. Контроль за движением судов, их расстановкой и безопасной стоянкой осуществляется Службой капитана порта.

Всего в 2022 году по Азово-Донскому морскому каналу с помощью СУДС безаварийно проведено 13269 судов.

Для повышения безопасности мореплавания и контроля за судами сегодня крайне необходимо распрос-

транение зоны действия СУДС на всю акваторию порта Азов. В рамках решения этого вопроса Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» разрабатывается проектная документация по расширению зоны действия СУДС.

Так же с целью обеспечения безопасности мореплавания в акватории порта выставлено плавучее ограждение системы МАМС, регион «А», обеспечивающее круглогодичное и круглосуточное плавание судов по трем схемам расстановки ППЗ в соответствии с «Корректировкой проектов средств навигационного оборудования на участке от приемного буя №1 АДМК до 3121 км реки Дон», разработанной ОАО «РЦПКБ «Стапель».

В соответствии с разработанной схемой на летний период на АДМК и судовом ходу Дона выставлено 144 светящихся ППЗ, в зимний период выставлялся 81 светящийся ППЗ. В период ледовой навигации схемой предусмотрено одностороннее ограждение морской части АДМК (правой зеленой бровки канала). Кроме того, предусмот-

рена и схема расстановки ППЗ в так называемый промежуточный период, когда зимой лед отсутствует в акватории порта. В это время схемой предус-мотрено одностороннее ограждение морской части АДМК (правой зеленой бровки канала), но дополнительно выставляются три буя левой бровки канала для обозначения поворота со второго на третье колено канала.

Действующие и планируемые мероприятия по обеспечению безопасности мореплавания способствуют безаварийной работе флота при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок в акватории порта.

 

Зимняя навигация: то плюс, то минус

 

Азов – замерзающий порт, при этом навигация здесь осуществляется круг-логодично. Зимняя навигация в районе порта характерна тем, что сильные ветра восточных направлений с минусовыми температурами выдувают воду из Дона и Таганрогского залива, что приводит к малым глубинам, а затем к быстрому льдообразованию. В дальнейшем, с изменением ветров на западные направления, приходят положительные температуры, происходит подъем воды и таяние льдов. В течение зимней навигации это может происходить неоднократно. Так произошло и в эту зимнюю навигацию.

Начало периода ледокольных проводок в 2022 году было объявлено распоряжением капитана порта с 7 декабря. Этим же распоряжением объявлено о начале работы штаба ледокольных проводок. С 9 января 2023 года были введены ограничения для судов с ледовым классом не ниже Ice1 и запрет к плаванию барже-буксирных составов, а со 2 февраля данное распоряжение уже было приостановлено в связи с разрушением льда. Акватория и подходы к порту 10 марта полностью освободились ото льда, ледокольная проводка была отменена.

Всего период ледокольных проводок продолжался 93 суток. За это время ледоколами Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» «Капитан Чудинов», «Капитан Демидов» и «Георгий Седов» проведено через акваторию порта 2986 судов. Количество ледокольных проводок в сам порт составило: на вход – 30, на выход – 35, при этом зашло 589 судов, вышло 594 судна. Грузооборот порта за период ледокольных проводок составил 2,22 млн тонн, из них навалочных грузов – 2,13 млн тонн, генеральных – 92,9 тыс. тонн, наливных – 112 тыс. тонн.

 

Инфраструктура прирастает

 

Сегодня в состав порта входит 13 терминалов с 35 причалами общей мощностью 16,5 млн тонн грузов в год. Для увеличения пропускной способности и роста грузооборота в порту активно ведется строительство новых грузовых терминалов и планируется расширение границ порта за счет включения новых земельных участков.

Распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2023 года №728-р в границы порта включен земельный участок, на котором завершено строительство зернового терминала «Степь» филиала АО «Племенной завод «Гашунский». Терминал включает два причала №18 и №19 и предназначен в основном для перегрузки зерновых грузов с автомобильного транспорта. Предусматривается также как прямая схема перевалки зерна с автомобильного и железнодорожного транспорта на морской, так и схема с кратковременным хранением груза на территории терминала. Мощность построенного терминала – 1,2 млн тонн, расчетное число судозаходов – 280 в год.

В прошлом году границы порта были расширены за счет включения в них земельных участков для строительства портовых терминалов АО «Астон Продукты питания и пищевые ингредиенты» и ООО «Азовский морской терминал». Реализация проектов строительства терминалов этих компаний позволит увеличить пропускную способность порта на 2 млн тонн.

Сейчас ведет строительство грузовых причалов и действующий оператор ООО «Торговый дом «РИФ». Проект предусматривает создание двух причалов, которые увеличат длину причального фронта, свяжут территорию существующего перегрузочного комплекса с территорией новых причалов и создадут условия для увеличения перевалки зерновых грузов до 3,5 млн тонн в год, расчетное количес-тво судозаходов – 875 в год.

Введение в эксплуатацию новых терминалов положительно скажется не только на динамике грузооборота порта, но и на экономическом развитии Ростовской области и в целом Юга России.

 

Морские порты №4 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ