Цель – закрепить рост мощностей, грузооборота и инвестиций
18.07.2023
Морские порты
Фото: «Морские вести России»
В марте в Санкт-Петербурге состоялось Общее собрание (конференция) членов Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на котором были подведены итоги деятельности за 2022 год и намечены планы на год 2023-й. С отчетными докладами выступили исполнительный директор АСОП Серик Жусупов и председатели комитетов Ассоциации, рассказав о направлениях и сложностях работы в прошлом году и приоритетах на предстоящий год.
Общее собрание утвердило Отчет о деятельности Ассоциации за прошедший период и Программу работы на период с марта 2023 по март 2024 года. Традиционно были подведены итоги конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП», победители награждены почетными дипломами.
Портовая отрасль устояла
В начале Общего собрания к участникам мероприятия по видео-конференц-связи обратился помощник Президента РФ Игорь Левитин. Он отметил, что за последние годы портовая отрасль стала рекордсменом по привлечению частных инвестиций в развитие инфраструктуры.
«Системная и высокопрофессиональная деятельность Ассоциации способствовала достижению практического результата: росту объемов грузоперевозок и мощностей отечес-твенных морских портов на протяжении последних 30 лет, что обеспечило транспортную и экономическую интеграцию России в мировую экономику», – сказал И. Левитин.
Он добавил, что ключевым показателем работы АСОП в 2022 году стало достижение допандемийного уровня грузооборота, переориентирование грузопотоков на новые логистические маршруты, продолжение развития морских портов во всех бассейнах.
«Впереди новые масштабные задачи по строительству специализированных терминалов, переходу отечественной транспортной системы на качественно новый уровень. Хочу пожелать вам успехов, поскольку от вашей работы зависит экспортный потенциал страны», – сказал помощник президента.
С отчетом о работе Ассоциации за прошедший год выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он напомнил, что в результате беспрецедентного санкционного давления произошло кардинальное изменение логистики и значительное перераспределение внешнеторговых, каботажных и транзитных грузопотоков.
«Как ни странно будет звучать, но наши технологические и логистичес-кие преимущества частично стали нашими недостатками ввиду исключительной зависимости внешней торговли от иностранного тоннажа и иностранного рынка страхования морских перевозок, а портовых терминалов – от иностранной перегрузочной техники и технологий», – отметил С. Жусупов.
Несмотря на указанные обстоятельства, портовикам удалось не только устоять под напором санкций, но и нарастить объем перевалки грузов по итогам года, а также сформировать устойчивую тенденцию его роста в текущем году.
Так, по итогам 2022 года общий объем грузооборота вырос на 0,7% и составил 841,7 млн тонн. При этом объем перевалки сухогрузов сократился на 2%, до 404,7 млн тонн, за счет снижения переработки контейнеров на 25,9%, до 45,3 млн тонн, и черных металлов – на 16%, до 24,5 млн тонн. Зато выросла переработка угля на 1,8%, до 206,5 млн тонн, зерна – на 6,4%, до 45,1 млн тонн, минудобрений – на 25,3%, до 24,2 млн тонн, и грузов на паромах – в 1,6 раза, до 6,6 млн тонн.
Объем перевалки наливных грузов вырос на 3,5% и составил 437 млн тонн, в том числе сырой нефти – на 7,5%, до 256 млн тонн, сжиженного газа – на 8,8%, до 35,2 млн тонн; перевалка нефтепродуктов сократилась на 5,2%, до 139 млн тонн.
Экспортных грузов перегружено 667,4 млн тонн (+1%), импортных – 36,4 млн тонн (-10,1%), транзитных – 60,8 млн тонн (-5,6%), каботажных – 77,1 млн тонн (+10,9%).
По морским бассейнам объем перевалки распределялся следующим образом: Арктический – 98,5 млн тонн (+4,4%), Балтийский – 245,5 млн тонн (-2,9%), Азово-Черноморский – 263,8 млн тонн (+2,7%), Каспийский – 6 млн тонн (-14%), Дальневос-точный – 227,8 млн тонн (+1,5%).
Однако действующие ограничения негативно отразились на ряде морских терминалов Балтийского бассейна в морских портах Калининград, Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург, связанных с перевалкой контейнеров, минудобрений, а также с обслуживанием пассажирских круизных судов. «Уверен, что данные изменения носят временный характер и в ближайшее время загрузка компаний будет обес-печена, а круизно-паромное судоходство восстановлено», – заявил исполнительный директор АСОП.
Как отметил С. Жусупов, с марта 2022 по март 2023 года Ассоциацией было рассмотрено 166 проектов нормативно-правовых актов, в том числе:
– 8 проектов изменений и допол-нений в различные кодексы;
– 19 дополнений к федеральным законам;
– 38 проектов постановлений Правительства РФ;
– 101 проект приказов и распоря-жений федеральных органов исполнительной власти.
В течение 2022 года Ассоциацией были подготовлены и направлены в региональные, федеральные органы исполнительной власти, а также в Правительство РФ комплексные предложения по поддержке предприятий портовой отрасли в условиях санкционного режима недружественных государств. Ряд из них получили поддержку и были реализованы, в том числе:
– отмена установленных Прави-тельством РФ ограничений по обслуживанию круизных пассажиров в морских пунктах пропуска;
– введение моратория на проведение проверок со стороны контрольно-надзорных органов;
– перенос сроков сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
– налоговые льготы для стивидорных компаний Санкт-Петербурга, а также выделение субсидии из бюджета города Пассажирскому порту Санкт-Петербург «Морской фасад».
Также в центре внимания Ассоциации были вопросы, связанные с внесением изменений в нормативно-правовые акты в части дополнительных условий расторжения договоров аренды при перевалке угля, порядка осуществления экологической экспертизы, осуществления инвестицион-ной деятельности в морских портах.
По словам исполнительного директора АСОП, беспрецедентный рост в прошлом частных инвестиций в портовую сферу в совокупности с государственными средствами стал залогом опережающего развития инфраструктуры. В настоящий момент мощность портовых терминалов РФ составляет 1,28 млрд тонн. При перевалке 840-850 млн тонн в год таким образом обеспечивается стратегический резерв, позволяющий гибко маневрировать в условиях изменения грузопотоков.
«Инициативы по ужесточению инвестиционных условий в портовой сфере, принятые в 2022 году, мы считаем недостаточно проработанными в плане правоприменительной практики. В связи с этим готовим предложения по дополнительному анализу эффективности ранее принятых изменений в законодательство и подзаконные акты по осуществлению инвестиций в морских портах на уровне Государственной Думы», – сообщил исполнительный директор.
В настоящее время сформирована Программа работы АСОП до марта 2024 года. «Текущая ситуация в отрасли как никогда требует от нас сплоченности и эффективного взаимодействия с нашими региональными и федеральными органами исполнительной и законодательной власти, а также с общественными организациями, объединяющими представителей смежных видов транспорта. Уверен, что в результате наших совместных действий необходимые решения будут найдены, а поставленные цели – достигнуты», – подчеркнул С. Жусупов.
Нивелировать санкции
Председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко рассказал о работе по нивелированию санкционного воздействия.
В марте-апреле 2022 года были подготовлены и направлены в Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти предложения по мерам господдержки портовой отрасли, касающиеся налоговых льгот при инвестировании в модернизацию и расширение портовой инфраструктуры, кредитовании операторов морских терминалов, отмены импортных пошлин на технологическое оборудование для портов, субсидирования его госзакупок и обеспечения его работы, снижения стоимости аренды причалов, объектов портовой инфраструктуры и земельных участков в границах морских портов и т.д.
«Конечно, не все предложения Ассоциации получили поддержку, но некоторые из них были реализованы, в том числе в отношении системо-образующих предприятий, запрета на плановые и неплановые проверки со стороны контрольно-надзорных органов, за исключением организаций и производств, деятельность которых связана с безопасностью и здоровьем граждан, переноса сроков сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, уже установленных на объектах транспортной инфраструктуры», – сказал А. Алексеенко.
Параллельно Комитет продолжил работу в рамках «регуляторной гиль-отины». Работа в рабочих группах была нацелена на совершенствование разрешительной деятельности, в том числе путем сокращения количества предоставления заявителем документов, проведение процедур рассмотрения заявлений и выдачи лицензий в электронном виде, расширение практики межведомственного обмена.
Как отметил председатель Комитета, в 2022 году остро встал вопрос невозможности выполнения требований законодательства о естественных монополиях, в том числе Федерального закона №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно этому закону, ЕИС в сфере закупок содержит сведения об операторах морских терминалов с государственным участием или являющихся субъектами естественных монополий, об их потребностях в технологическом оборудовании, иных товарах, работах и услугах. Открытый доступ к данной информации создает предпосылки к усилению санкционного давления.
На фоне недружественных действий иностранных государств были нарушены цепочки поставок, дестабилизированы цены на товары, работы, услуги, в том числе закупаемые операторами морских терминалов, поставщики лишены возможности оперативно формировать конкурентные предложения и фиксировать цены на период проведения закупочных процедур. В таких условиях планирование и осуществление процедур в соответствии с 223-ФЗ стало крайне затруднительным или вообще невозможным, что в свою очередь может парализовать деятельность операторов морских терминалов, сообщил председатель Комитета АСОП.
«В начале декабря состоялась встреча представителей Ассоциации с за-местителем руководителя ФАС России Петром Ивановым, на которой обсуждался и этот вопрос. По результатам встречи нами направлены предложения по введению временного моратория в отношении субъектов естественных монополий в морских портах. Кроме того, в ФАС направлены предложения о временном моратории на публичное раскрытие информации, предусмотренное стандартами раскрытия информации», – проинформировал А. Алексеенко.
Были и другие направления деятельности Комитета, в частности в сфере транспортной безопасности, охраны труда, участия в подготовке материалов в рамках работы СПК на морском и внутреннем водном транспорте.
Взаимодействие с властью
О работе Ассоциации во взаимодействии с исполнительными и законодательными органами власти проинформировал председатель Комитета по инвестиционным программам развития портовой инфраструктуры и производственным вопросам АСОП Дмитрий Морозов.
В частности, он сообщил, что Комитетом отслеживался ход реализации федеральных инвестиционных программ национальных проектов, предполагающих капитальные вложения в портовую и припортовую инфраструктуру, осуществлялся мониторинг проблемных вопросов при их реализации. В рамках этой работы были рассмот-рены и подготовлены корректировки по проектам:
– долгосрочной программы развития ФГУП «Росморпорт» (2017-2030);
– федеральных проектов «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог», «Морские порты России», «Транспортно-логистические центры».
По словам Д.Морозова, совместно с Комитетом по экономике и социальным вопросам в отчетном периоде продолжалась работа по подготовке предложений в ФАС России, Правительство РФ по дерегулированию морских портов; Комитет участвовал в обсуждении данного вопроса на совещательных и экспертных площадках Правительства и Госдумы РФ.
Совместно с Комитетом по технологии, механизации и природоохранной деятельности были подготовлены возражения на законопроект о внесении изменений в статью 31 Закона о морских портах, предполагающих возможность одностороннего растор-жения договоров аренды федерального имущества в случае повторного невыполнения арендатором в течение одного года предписаний контрольно-надзорных органов в части нарушений законодательства в области охраны окружающей среды или законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по перевалке грузов в морском порту.
Как отметил докладчик, эти возражения готовились в том числе с учетом обсуждения их на экспертных и совещательных площадках Правительства РФ и РСПП.
В составе рабочей группы Минэкономразвития России по реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» («Экспорт товаров и услуг») продолжалась работа АСОП по внесению изменений в статью 165 Налогового кодекса РФ.
Предлагаемые изменения направлены на гармонизацию налогового законодательства и касаются исключения необходимости представления в налоговые органы копий товаросопроводительных и иных документов с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего провоз товаров через госграницу РФ для обоснования права на применение ставки НДС 0% при оказании услуг по перевалке в морских портах – принятый Федеральный закон от 19.12.2022 г. №549 освобождает стивидоров от необходимости предоставления поручений на отгрузку с отметкой таможни.
По словам председателя Комитета, в 2022 году начато непосредственное участие в работе Межфракционной рабочей группы Госдумы «Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечес-твенного бизнеса» (МФРГИ). В этой связи в ноябре прошлого года организовано выездное совещание МФРГИ в Санкт-Петербурге в том числе по вопросам импортозамещения на рынках перегрузочной техники, запасных частей, сервисного обслуживания техники в морских портах.
Протокол заседания с площадки Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры направлен в Правительственную комиссию по транспорту (А.Р. Белоусов) и Правительственную комиссию по импортозамещению (Д.В. Мантуров).
«В рамках анализа и экспертной оценки нормотворческих и законо-творческих отраслевых инициатив осуществляется постоянный мониторинг появляющихся проектов нормативных актов, относящихся к сфере транспорта, мониторинг прохождения в Государственной Думе поступивших ранее законопроектов», – сообщил Д. Морозов.
Он добавил, что в числе документов, которые находятся на постоянном контроле у Комитета АСОП, Федеральный закон от 02.07.2021 г. №340 о внесении изменений в закон о морских портах, предполагающий дополнительные обременения для инвестиционной деятельности в портах в формате ГЧП – обязательства грузооборота и обязательство предоставления банковской гарантии, обес-печения в размере, равном объему государственных инвестиций.
Также на контроле у Комитета и ряд других законодательных актов и нормативных документов.
На переднем плане – импортозамещение
Председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности АСОП Дмитрий Тарасов рассказал о работе Комитета по вопросам импортозамещения подъемно-транспортного оборудования в портах и снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Весной 2022 года Комитет в сотрудничестве со стивидорами собрал внутреннюю статистику для выявления будущих проблем с техникой и оборудованием, которые могли возникнуть вследствие санкций. На основе данной информации были сформированы предложения по импортозамещению различных типов оборудования и направлены в Правительство РФ и другие заинтересованные ведомства. Для их реализации налажено взаимодействие с Минпромторгом России.
Кроме того, с октября по декабрь 2022 года председатель Комитета принял участие в трех мероприятиях, посвященных импортозамещению, а именно: X ежегодной конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов»; совещании с представителем Минпромторга, на котором обсуждалась возможность организации дальнейшего взаимодействия министерства с Ассоциацией морских торговых портов; XXVI международном форуме «Российский промышленник».
Как сообщил Д. Тарасов, с марта прошлого года по начало марта нынешнего Комитетом было проведено 5 совещаний:
– по вопросам работы отечественных фирм по импортозамещению перегрузочной техники и оборудования для портов;
– совещание Комитета с представителями ФГУП «Федеральный экологический оператор» по вопросам обращения с отходами I-II классов опасности; были обсуждены актуальные вопросы утилизации отходов и намечены дальнейшие действия по их совместному решению;
– по обсуждению процесса прохождения государственной экологической экспертизы на иные виды хозяйственной деятельности;
– два рабочих совещания по разработке новой редакции Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта – участие в этой работе в 2022 году и по настоящее время стало одной из основных задач Комитета.
По словам Д.Тарасова, за отчетный период Комитетом было рассмотрено 14 проектов нормативно-правовых актов в области технического регулирования, экологических и природоохранных мероприятий, среди которых, в частности:
• Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде»;
• Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 г. №828»;
• Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы»;
• Вторая редакция Проекта №1 ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гид-ротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
• Проект второй редакции Изменения №1 свода правил СП 350.1326000.2018 «Нормы технологического проектирования морских портов»;
• Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за невыполнение предписаний в сфере деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля; и другие проекты.
«Отмечу большой прогресс в вопросах воздействия портов на окружающую среду. Сократилось число жалоб населения на экологические проблемы при перевалке угля. Ранее сбор информации по экологии был сопряжен с трудностями, сегодня легче писать о позитивных достижениях. Мы планируем вести мониторинг и ежеквартально публиковать отчеты», – сообщил председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности, который с 2022 года является членом Общественного совета при Минприроды России.
Он также отметил, что возобновилась работа Комитета по внесению изменений в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта, что связано с разработкой АО «ЦНИИМФ» новой версии данного Технического регламента.
«Рабочая группа Комитета успешно справляется с поставленными задачами и оперативно реагирует на изменения в нормативно-правовой базе, внимательно изучая мнения членов Ассоциации и отстаивая их интересы», – заключил Д.Тарасов.
Общее собрание утвердило Отчет о деятельности Ассоциации за прошедший период и Программу работы на период с марта 2023 по март 2024 года. Также были утверждены решения по кадровым вопросам – досрочного сложения полномочий председателя Совета директоров АСОП Виталия Южилина (по собственному желанию) и избрание на этот пост Дениса Илатовского, избрания исполнительным директором АСОП до 2026 года в очередной раз Серика Жусупова, продление полномочий на три года председателя Совета старейшин АСОП Владимира Ковбасюка и заместителя председателя Совета старейшин АСОП Владимира Попова.
Победители конкурса АСОП
Традиционно на Общем собрании были утверждены результаты ежегодного конкурса АСОП «Лучшая стивидорная компания», а победители награждены почетными дипломами и специальными знаками. По итогам 2022 года победителями в следующих номинациях признаны:
1) «Прорыв года» – ООО «ОТЭКО-Портсервис»;
2) «Лучшее экологическое предприятие» – АО «Восточный Порт»;
3) «Лучшая стивидорная компания, осуществляющая перевалку контейнеров» – ООО «Восточная стивидорная компания»;
4) «Лучшая стивидорная компания, осуществляющая перевалку угля» – АО «ВаниноТрансУголь»;
5) «Лучшая стивидорная компания, осуществляющая перевалку зерна» – АО «Зерновой терминал «КСК».
Морские порты №4 (2023)