Порт Астрахань готовится к росту грузооборота - Морские вести России

Порт Астрахань готовится к росту грузооборота

11.07.2023

Морские порты

Порт Астрахань готовится к росту грузооборота

Фото: Морской порт Астрахань/ФГБУ «АМП Каспийского моря»

На VI Каспийском саммите, который состоялся в 2022 году, Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что в выстраивании Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» особое внимание будет уделено морским портам Астрахань и Оля, которые являются его основным связующим звеном. В Астраханской области в настоящее время согласно поручению президента в рамках развития коридора ведутся дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), в связи с чем ожидается увеличение грузопотока и грузоперевалки в направлении портов Ирана, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. О том, как работают сегодня астраханские портовики, каковы перспективы порта и как осуществляются административно-властные полномочия, рассказал капитан морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря» Эдуард Елизаров.

Эдуард Елизаров, капитан морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Ключевой порт на Каспии

В состав ФГБУ «АМП Каспийского моря» входят три морских порта – Астрахань, Оля и Махачкала. У каждого порта есть свои особенности как в части судоходства, так и в части перерабатываемых грузов. Если в Махачкале основной грузооборот делают нефть и уголь, то в Астрахани и Оля – генеральные, лесные и зерновые грузы.

Морской порт Астрахань расположен в устьевой части Волги. Его акватория пролегает от 3029 км (остановочный пункт Стрелецкое) до 3063,7 км реки и далее по рукаву реки Бахтемир до 65,3 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Акватория порта является смежной с акваторией порта Оля.

Порт открыт для навигации круг-лый год и работает круглосуточно, принимая суда длиной до 150 метров, шириной до 20 метров, максимальной осадкой 4,5 метра.

Астрахань – это консолидированный порт, на территории которого действуют терминалы, расположенные на берегах Волги. В его границах работают более 100 компаний, в том числе стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские, а также судостроительные и судоремонтные предприятия.

Один из старейших портов России, он и в наши дни остается стратегичес-ким для государства. Это прямой выход на Иран, Индию, страны Ближнего Востока и Центральной Азии.

Преимущества Астрахани перед другими российскими портами Каспия – большое количество причалов (32), которые обеспечивают высокий потенциал порта по мощности, и наличие полного спектра оказываемых услуг по обслуживанию судов. В числе достоинств также разветвленная транспортная инфраструктура, исторически отлаженные коммерческие связи.

Астрахань держит марку стабильно работающего транспортного узла и перегрузочного комплекса. По итогам 2022 года в порту переработано на 11,8% грузов больше по сравнению с 2021 годом. Связано это с ростом перевозок сухих грузов на 12,3%, в том числе минеральных удобрений, черных металлов, тарно-штучных, контейнерных и прочих генеральных грузов, и наливных пищевых грузов на 9,2%.

Одним из перспективных видов грузов в 2022 году стали контейнеры, их оборот увеличился в 5 раз, что связано с изменением логистических маршрутов, в том числе с открытием транзита через Иран.

Всего в порту за 2022 год переработано 2,52 млн тонн грузов из 6 млн тонн консолидированного грузооборота трех российских каспийских портов (в 2021 г. – 2,26 млн тонн из 6,97 млн тонн консолидированного грузооборота). Из них экспортных грузов – 1,84 млн тонн (в 2021 г. – 1,62 млн тонн), импортных – 468 тыс. тонн (в 2021 г. – 439 тыс. тонн), транзитных – 0,1 тыс. тонн (в 2021 г. – 8,7 тыс. тонн), каботажных – 212 тыс. тонн (в 2021 г. – 189 тыс. тонн).

Дноуглубительные работы в Волго-Каспийском морском судоходном канале, которые в этом году с первых дней навигации ведутся в усиленном режиме и продолжают набирать обороты, к декабрю должны обеспечить по всей трассе ВКМСК проходную осадку 4,5 метра, что позволит существенно увеличить грузооборот морского порта Астрахань.

За прошедшие 4 месяца количество судозаходов в Астрахань увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе судов под иностранными флагами. Это указывает на заинтересованность грузоотправителей и судоходных компаний в использовании судоходных путей МТК «Север – Юг».

Уникальная проводка

На протяжении ряда лет из порта Астрахань в Каспийское море для разработки месторождений углеводородов на российском участке шельфа выводятся крупногабаритные объекты, которые строятся для компании «Лукойл» на судостроительных предприятиях региона. Проводка по акватории порта этих сооружений требует серьезной подготовки и тесного взаимодействия участвующих в данном процессе организаций.

Несмотря на то что у ФГБУ «АМП Каспийского моря» уже имеется большой опыт в обеспечении безопасной проводки крупногабаритных объектов, каждая проводка – это сложная и ответственная операция. Проводке таких объектов предшествует большая организационная работа служб капитанов морских портов Астрахань и Оля и подразделений АМП совместно с другими заинтересованными организациями. Ведь на специалис-тов служб возлагается главная ответственность – обеспечение контроля безопасности мореплавания в период проводки уникальных объектов по акваториям портов.

В 2022 году было выведено 2 крупногабаритных объекта для месторождения им. В.И. Грайфера: верхнее строение платформы жилого модуля и верхнее строение ледостойкой стационарной платформы (ЛСП). На время вывода крупногабаритных объектов в акваториях портов Астрахань и Оля вводились ограничения на плавание судов.

Нужно отметить, что месторождение им. В.И. Грайфера (ранее – Ракушечное), открытое в 2001 году, является третьим добычным проектом, который компания «Лукойл» реализует на Каспии. Крупногабаритные объекты для всех трех проектов выводились в море под руководством специалистов ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Навигация в ледовых условиях

Астрахань – замерзающий порт, поэтому для обеспечения бесперебойной работы терминалов в порту и на подходах к нему осуществляется ледокольная проводка судов.

Для ее организации в портах северной части Каспийского моря и на подходах к ним утверждается состав Бассейновой комиссии, заседания которой проводятся в АМП еженедельно по видео-конференц-связи, а также утверждается состав Штаба ледокольных проводок. Как правило, ледоколы помогают три месяца – с середины декабря до середины марта.

Зимняя навигация 2022-2023 годов длилась с 06.12.2022 г. до 10.03.2023 г. и составила 94 суток. Всего за это время было проведено 359 судов на выход и 340 судов на вход в порт. В этот же период в регионе работало 169 судов, из них 138 под флагом РФ и 31 судно под флагами иностранных государств.

Прошедшая зимняя навигация характеризовалась сложными гидрометеорологическими условиями. В северо-восточной части Каспийского моря с первого дня и весь период ледокольных проводок держались низкие температуры, что способствовало образованию ледовых полей толщиной до 70 см. Движение таких полей большой площади создавало дополнительные трудности для ледокольных проводок. Но постоянное и оперативное взаимодействие всех служб обеспечило бесперебойное движение судов по ВКМСК даже в условиях увеличения количества судов на 50% по сравнению с предыдущей зимней навигацией.

Для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов в порту в период зимней навигации Службой капитана порта проводился постоянный мониторинг своевременного предоставления операторами морских терминалов сведений о годности портовых гидротехнических сооружений к эксплуатации, материалов промеров глубин, а также мониторинг швартовных и отбойных устройств ПГТС.

Гидрографические, навигационные, лоцманские услуги в зимний период навигации оказывались Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт».

Главный инструмент – портовый контроль

По числу судозаходов Астрахань лидирует среди трех российских портов Каспийского бассейна. В 2022 году в порт совершено 7005 из 9933 судозаходов во все три порта АМП (в 2021 г. соответственно – 7836 из 11167), в том числе под российским флагом – 6535 (в 2021 г. – 7370), под иностранными флагами – 470 (в 2021 г. – 466). Удельный вес иностранного флота в общем количестве судозаходов в 2022 году составил 7% (в 2021 г. – 6%).

Структурное подразделение Службы капитана порта – Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) состоит из 21 квалифицированного специалиста, которые круглосуточно осуществляют портовый контроль судов, находящихся в порту и выходящих в море.

В ходе осмотров также осуществляется экологическое инспектирование судов в соответствии с Планом управления судовыми отходами в морском порту. В рамках портового контроля ведется проверка всех иностранных и российских судов, получающих бункерное топливо в порту, на предмет соответствия требованиям Приложения I и VI Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ – 73/78) и требованиям законодательства РФ.

За I квартал 2023 года в порт совершено 925 судозаходов, более 90% из них судами под флагом РФ. По сравнению с I кварталом прошлого года количество судозаходов увеличилось на 293, или на 146%. В I квартале 2022 года судозаходов было зафиксировано 632, также более 90% судами под флагом РФ.

В I квартале 2023 года ИГПК было проведено 176 осмотров и контрольных осмотров судов, из них судов под флагом РФ – 161, под иностранными флагами – 15. Всего было выявлено несоответствий требованиям международного и национального законодательства – 92, из них 83 – на судах под флагом РФ, 9 – на судах под иностранными флагами.

Следует отметить основной характер выявленных в ходе проверок несоответствий: неудовлетворительное состояние аварийного имущества (4,92% от всех несоответствий); нарушение требований по предотвращению загрязнения с судов (3,93%); нарушение требований КТМС – 2006 (8,52%); неисправность навигационного оборудования (11,15%); нарушение требований пожарной безопасности (12,46%); неудовлетворительное состояние спасательных средств (7,21%); нарушение требований, предъявляемых к судовым документам и свидетельствам (14,43%); неисправность судовых механизмов (8,85%) и другие.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на солидный возраст и трудности развития, порт Астрахань продолжает успешно работать, сохранять и наращивать грузооборот, а Служба капитана порта – обеспечивать его безаварийную работу, безопасность мореплавания, транспортную и экологическую безопасность в соответствии с российскими и международными нормами.

Служба готова к увеличению интенсивности судоходства с учетом перспективных планов развития порта в рамках ускоренного расширения возможностей МТК «Север – Юг».

Морские порты №4 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ