Опережающий рост порта Холмск - Морские вести России

Опережающий рост порта Холмск

07.07.2023

Морские порты

Опережающий рост порта Холмск

Фото: В порту Холмск/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В 2022 году грузооборот морского порта Холмск вырос на 60%, до более 1,9 млн тонн. Основу грузооборота обеспечили паромы типа «Сахалин». Прогноз на ближайшую перспективу позитивный, поскольку связан с ожидаемой постановкой на линию двух новых паромов проекта CNF11CPD «Александр Деев» и «Василий Ощепков», а также с продолжающимся увеличением портовых мощностей, которое опережает планы госпрограмм.

Вместе с тем, при росте судозаходов в порт на 22%, который главным образом обеспечили суда под российским флагом, выросло число замечаний к российскому флоту при инспектировании специалистами госпортконтроля.

Валерий Лидерс, капитан морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Портовые мощности могут больше

Морской порт Холмск включает в себя две гавани – Южную и Северную, а также два терминала для перевалки рыбной продукции – Правда и Яблочное. Северная гавань, или Сахалинский западный морской порт, работает как база обеспечения нефтегазовых проектов, хотя принимает и грузовые суда, – она загружена примерно на 95%.

В то же время Южная гавань сегодня используется не более чем на 10% своих возможностей. На причале №1 производятся ремонтные работы, а на причале №4 осуществляются грузовые и пассажирские операции с железнодорожными паромами линии Ванино – Холмск, причал №6 обслуживает нефтяной терминал, а причалы №7 и №8 предназначены для генеральных грузов.

По итогам 2022 года грузооборот порта увеличился на 60%, до более 1,9 млн тонн. Основную долю грузов обеспечили каботажные перевозки – 1,81 млн тонн. Причем объем грузов, перевезенных на паромах, вырос на 25% и составил более 1 млн тонн, а объем накатных грузов – в 24 раза, до 334,4 тыс. тонн. В общем грузообороте объем завезенных на остров грузов достиг более 877 тыс. тонн, а вывезенных – 399 тыс. тонн. На этом фоне экспортно-импортные перевозки выглядят не столь значительно: экспорт – 92,1 тыс. тонн, импорт – 6,8 тыс. тонн.

Номенклатура грузов в последние годы кардинально не менялась. Основную долю занимают сухогрузы, их переработка в 2022 году выросла на 62%, до 1,6 млн тонн. Объем перевалки наливных грузов увеличился на 47%, примерно до 300 тыс. тонн. Основные типы грузов, перевалка которых пережила бурный рост, – навалочные, объем которых вырос почти в 7 раз, до 106,2 тыс. тонн, уголь – рост в 11 раз, до 83,5 тыс. тонн, генеральные грузы – рост на 46%, до около 98 тыс. тонн.

В то же время сократилась перевалка контейнерных грузов – на 52%, до 29,3 тыс. тонн, металлолома – на 60%, до 6,4 тыс. тонн, насыпных грузов – в 3 раза, до 3,1 тыс. тонн.

Количество перевезенных пассажиров в прошлом году выросло на 7,4%, составив 21694 человека. Однако потенциал перевозок значительно выше. Достаточно вспомнить данные десятилетней давности, когда за год количество пассажиров превышало 40 тыс. человек. Одна из причин спада пассажиропотока в прошлые годы связана с увеличением времени перехода между портами Холмск и Ванино до 18 часов. Большую часть пассажиров (12453 человека) в 2022 году перевез паром «Сахалин-8», оставшуюся – «Сахалин-9».

Анализируя статистику последних лет, можно заметить, что объемы переработки грузов в порту уверенно росли до кризисного 2020 года, после которого начался спад. Так, в 2019 году грузооборот порта вырос на 11%, до 1,48 млн тонн, в 2020-м снизился на 5%, до 1,4 млн тонн, а в 2021-м – на 15%, до около 1,19 млн тонн. Прошлогодний рост на 60% отражает потребности региональной экономики и не исчерпывает технологических возможностей порта, которые в последние два годы были существенным образом расширены.

В ожидании паромов

Грузовые и пассажирские перевозки на линии Ванино – Холмск осуществляют три парома типа «Сахалин». Это далеко не новые суда, но они довольно эффективно спроектированы для эксплуатации и сегодня обеспечивают перевозку морем основного потока грузов, прибывающего на остров по железной дороге, включая наливные грузы в цистернах, скоропортящиеся грузы в рефрижераторных вагонах, а также опасные грузы. В зависимости от степени опасности часть таких грузов может быть принята к перевозке только на специализированном пароме «Сахалин-10».

В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года в порту проходит реконструкция автомобильно-железнодорожной паромной переправы. Так, с начала декабря 2021 года по конец апреля 2022 года в Южной гавани производились дноуглубительные работы, это дало возможность обрабатывать суда с большей осадкой. Также идет реконструкция причала №1 берегового сооружения переправы, срок окончания работ – 2023 год. Реконструкция паромных комплексов, начатая два года назад, синхронизирована со строительством паромов.

В настоящее время ожидается прибытие и постановка на линию нового парома проекта CNF11CPD «Александр Деев», а в следующем году – второго судна этой серии «Василий Ощепков». Крупнотоннажные паромы усиленного ледового класса имеют три грузовые палубы, вмещают 30 железнодорожных вагонов, 44 грузовых автопоезда и 28 легковых автомобилей. По расчетам, новые паромы будут преодолевать расстояние между островом и материком за 12 часов. Поскольку они способны самостоятельно двигаться во льду толщиной до 1 метра, влияние сложных ледовых условий в Татарском проливе в районе порта Ванино будет минимизировано. По оценкам экспертов, после обновления паромного флота порт сможет увеличить грузооборот и пассажирооборот в несколько раз.

Помимо модернизации паромного комплекса, для увеличения мощностей порта имеет смысл развивать инфраструктуру остальных причалов. Например, возродить проект по реконструкции причала №8 для обработки судов с осадкой до 7 метров и увеличения мощности до 1 млн тонн.

Кроме того, для повышения конкурентоспособности порта, а главным образом для обеспечения безопаснос-ти мореплавания и предотвращения загрязнения моря, необходимо обновление служебно-вспомогательного флота – буксирных, лоцманских, экологических и других судов. Не менее актуально создание и поддержание на должном уровне береговых систем обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания, связи. Учитывая тенденцию роста активности судоходства, проект строительства объектов системы управления движением судов (СУДС) становится еще более актуальным.

Зоркий взгляд инспектора

В прошлом году количество судозаходов в порт выросло с 1071 до 1306. Подавляющее большинство заходящих судов несет российский флаг (1255). Принадлежность иностранных судов: Панама (33), КНР (5), Либерия (5), Белиз (3), Того (2) и по одному Мальта, Нидерланды и Сингапур. Основные типы судов – пассажирские паромы (399 судозаходов), грузовые суда типа ро-ро (191), буксиры (177), особые типы судов специального назначения (170), суда специального назначения (90), рыбопромысловые суда (64), нефтеналивные танкеры (47), сухогрузы (54), научно-исследовательские суда (36), суда обеспечения работы на шельфе (37), балкеры (19), рефрижераторы (6), контейнеровозы (4), баржи (2), высокоскоростные суда (2), одно грузовое судно с буровой установкой, одно спасательное судно и один химовоз.

Инспекция государственного портового контроля в 2022 году оформила 1306 отходов судов. Основная часть – суда каботажного плавания (1265), 9 судов отправились в Республику Корея, 10 – в КНР, 19 – в Японию и 3 – во Вьетнам. Проведено 160 осмотров, сделано 426 замечаний. Одно судно задержано, это самоходная баржа «Рейд-12».

В результате инспектирования судов под российским флагом сделано 408 замечаний, наиболее частые относятся к разделам: КТМС 2006 (91 замечание), безопасность мореплавания (68), судовые документы и сертификаты (46), грузовая марка (40), спасательные средства (37) и другие. Сравнительный анализ недостатков, выявленных в 2022 году, показывает их увеличение на 9,5% по сравнению с итогами 2021 года, при том что количество инспекций в последние три года остается примерно на одном уровне. Что касается иностранных судов, то в итоге проверок сделано 18 замечаний, 7 из которых касались навигации, 3 – условий труда и по 2 – аварийных систем и предотвращения загрязнений.

Количество проверок связано с введенным два года назад режимом работы инспекции, который действовал и в 2022 году. В соответствии с рекомендациями ВОЗ, IМО, Минтранса и Роспотребнадзора было ограничено посещение судов, прибывших из неблагоприятных стран, была проработана возможность закрытия замечаний в дистанционном режиме. Одной из основных задач в этих условиях был контроль за исполнением на судах временных рекомендаций, направленных на безопасное функционирование транспорта в акватории морского порта.

Морские порты №3 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ