Керченская переправа подставила плечо
04.07.2023
Морские порты

Фото: Морской порт Керчь, участок торговый порт/ФГБУ «АМП Черного моря»
Введение в эксплуатацию Крымского моста и трассы Р260 «Таврида» позволило завершить процесс встраивания транспортной системы Республики Крым в транспортную систему России. Крымский мост решил ключевую проблему транспортной безопасности Крыма в условиях блокады, стал фактором сближения и укрепления экономических связей республики с другими субъектами РФ. В масштабах страны строительство моста стало важным геополитическим событием, позволившим укрепить новую стратегию России в Черноморском бассейне и Большой Евразии.
Удобное географическое расположение морского порта Керчь на восточном побережье полуострова Крым в западной части Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, делает его привлекательным и конкурентоспособным в настоящее время. Порт открыт для захода судов круглый год, имеет развитую транспортную инфраструктуру, в состав порта входят универсальный перегрузочный комплекс, большие складские площади. Важную роль порт сыграл в восстановлении транспортных потоков после подрыва Крымского моста украинскими националистами.
Сергей Селезнев, капитан морского порта Керчь ФГБУ «АМП Черного моря»
Паромная переправа выручает
После теракта на Крымском мосту и повреждения нескольких пролетов для организации транспортного сообщения Крыма с материковой частью с 8 октября 2022 года была возобновлена работа Керченской паромной переправы.
В этой связи на участке «Крым» акватории морского порта Керчь успешно и в полном объеме реализованы функции Службы капитана порта Керчь по обеспечению безопасности мореплавания, безопасной стоянки судов в порту и на подходах к нему, транспортной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Работа Керченской паромной переправы по настоящее время осуществляется круглосуточно.
В 2022 году на переправе работали автомобильные паромы «Лаврентий», «Мария», «Керченский-2», «Ейск», пассажирское судно «Диана Тривия», железнодорожный паром «Авангард». За IV квартал 2022 года автопаромами и пассажирским судном было осуществлено 2288 рейсов по маршруту порт Крым – порт Кавказ – порт Крым и перевезено 48455 пассажиров, 36978 грузовых автомобилей, 6 автобусов, 216 легковых автомобилей, всего 523,14 тыс. тонн. Железнодорожным паромом было осуществлено 162 рейса по такому же маршруту и перевезено 3337 железнодорожных вагонов, всего перевезено грузов – 57,13 тыс. тонн.
За I квартал 2023 года автомобильными паромами было осуществлено 2832 рейса по маршруту порт Крым порт Кавказ – порт Крым, перевезено 59730 пассажиров, 51440 грузовых автомобилей, 2 автобуса, 27 легковых автомобилей, всего 864,33 тыс. тонн. Железнодорожным паромом было осуществлено 210 рейсов, перевезено 5171 железнодорожных вагонов, всего перевезено грузов – 367,3 тыс. тонн.
В настоящее время работают автомобильные паромы «Лаврентий», «Мария», «Керченский-2», железнодорожный паром «Авангард» и осуществляется перевозка только грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов.
В период ремонта Крымского моста Керченская переправа взяла на себя значительную долю грузопотока и пассажиропотока, обеспечив быстрое и безопасное перемещение грузов и людей между Краснодарским краем и Республикой Крым.
Грузооборот с учетом паромов
Если в 2021 году грузооборот порта составлял 295,6 тыс. тонн, а в первом полугодии 2022-го – 144,3 тыс. тонн, то за весь 2022 год с учетом включившейся в работу паромной переправы грузооборот составил 1,6 млн тонн, увеличившись более чем в 5 раз.
Основным грузом в прошлом и позапрошлом годах для порта было зерно насыпью, а по итогам 2022-го оно составило только примерно четверть всех грузов – 428,8 тыс. тонн. В номенклатуре по итогам года: грузы на паромах – 1,07 млн тонн, генеральные – 7,57 тыс. тонн, навалочные – 25,9 тыс. тонн, наливные – 70,4 тыс. тонн.
Количество заходов/выходов в/из порта, естественно, значительно выросло и по итогам года составило 6914 судозаходов. В 2021 году количество судозаходов было значительно ниже – 963, и даже в первом полугодии 2022 года судозаходов было еще 1000.
Динамика роста грузооборота и судозаходов в I квартале 2023 года продолжилась. Общий грузооборот достиг практически тех же показателей, что было обработано в 2022 году, – 1,66 млн тонн. Из них грузы на паромах – 1,36 млн тонн, насыпные (зерно) – 273,2 тыс. тонн, навалочные – 14,9 тыс. тонн, генеральные грузы – 2,79 млн тонн, наливные – 18,2 тыс. тонн.
Количество заходов/выходов судов за I квартал 2023 года выросло до 3452. Прогноз по общему грузообороту порта в 2023 году – 6 млн тонн.
Нужно отметить, что из 9 операторов морских терминалов, осуществлявших деятельность в порту Керчь в 2022 году, в этом году осталось только 5. Это ГУП РК «КМП Керченский торговый порт», ООО «ТЭС-Терминал», ООО «Керченская морская верфь «Фрегат», ООО «Ювас-Транс» (КСРЗ), ООО «Производственно-транспортный комплекс «Керчь».
Особые условия судоходства
В прибрежных водах Черного моря, в том числе в Керченском проливе, в связи с проведением СВО изменился режим судоходства.
Как и ранее, в порту Керчь и на подходах к нему действует разрешительный порядок движения и стоянки судов (п.20 Обязательных постановлений в морском порту). Согласно п.21 и п.22 Обязательных постановлений в морском порту Керчь, утвержденных приказами Минтранса России, движение судов под арочной частью Крымского моста осуществляется в соответствии с графиками движения и расстановки судов в морских портах Керчь и Кавказ и регулируется Службой управления движением судов (СУДС).
Судам, прибывшим в Керченский пролив из Черного и Азовского морей с намерениями прохода под арочной частью Крымского моста, СУДС дает разрешение на движение после получения информации от береговых постов Пограничной службы ФСБ России о наличии у данных судов свободной практики.
С 3 ноября 2022 года Гидрографи-ческой службой Черноморского флота был издан ПРИП за №476, который действует по настоящее время. «Керченский пролив. Плавание под транспортным переходом через Керченский пролив судов с грузом на борту, погруженным за пределами территории Российской Федерации, запрещено».
Взрывной рост судозаходов не помеха ИГПК
Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта в сложившейся ситуации в зоне ответственности успешно справляется с взрывным ростом судозаходов и перевозок в порту.
При общем количестве оформленных судозаходов 6914 в 2022 году было проинспектировано 93 судна под флагом РФ, что на 17 меньше, чем в предыдущем (в 2021 г. – 110), и 2 судна под иностранными флагами, что на 4 меньше, чем в предыдущем (в 2021 г. – 6). В 2022 году задержаний судов под флагом РФ не было, под иностранным флагом было задержано одно судно.
Все суда осматривались по процедуре Черноморского Меморандума о взаимопонимании государственного портового контроля PSC. Основная часть выявленных замечаний устранялась тут же до выхода судна из порта.
Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов под флагом РФ, показал, что наиболее распространенные из них: безопасность мореплавания – 96 недостатков (18,3% от общего количества инспекций), судовые документы – 73 (13,9%), спасательные средства – 42 (8%), радиосвязь – 41 (7,9%), аварийное оборудование – 32 (6%), МАРПОЛ – 31 (5,9%), КТМС-2006 – 31 (5,9%) и другие. Всего было выявлено 526 несоответствий, что на 29 больше, чем в предыдущем году (в 2021 г. – 497).
Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов под иностранными флагами, показал, что наиболее распространены среди них такие: условия жизни и труда – 2 (50% от общего количества инспекций), судовые документы – 1 (25%), спасательные средства – 1 (25%). Всего выявлено 4 несоответствия, что на 23 меньше, чем в предыдущем (в 2021 г. – 27).
Морские порты №3 (2023)