Порт Зарубино ставит рекорды ускорения - Морские вести России

Порт Зарубино ставит рекорды ускорения

27.06.2023

Морские порты

Порт Зарубино ставит рекорды ускорения

Фото: seaport-troitsa.ru

Одним их самых динамично растущих российских портов по грузообороту в 2022 году стал входящий в состав АМП Приморского края и Восточной Арктики порт Зарубино, увеличивший перевалку грузов по итогам года на 61%. Впрочем, прогноз роста на 2023 год более умеренный – 10-15%. Дело в том, что дальнейшее развитие порта и динамика роста его грузооборота связаны с рядом ограничивающих факторов, среди которых низкая пропускная способность железнодорожной ветки Сухановка – Зарубино и автомобильного погранперехода Краскино – Хунчунь, недостаток резервов мощностей по водоснабжению и электроснабжению порта, отсутствие инвестиций в модернизацию портовой инфраструктуры и новые проекты терминалов. Без гарантий и финансирования государства крупные инвесторы не станут рисковать своими средствами.

Юрий Григоренко, и.о. капитана морского порта Зарубино ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Год достижений

По данным Службы капитана порта, 2022 год стал рекордным по динамике грузооборота, который вырос на 61%, до 591,5 тыс. тонн. В 2023 году тенденция продолжается. По результатам I квартала грузооборот увеличился на 70,5%, до 223,4 тыс. тонн.

Однако, несмотря на бурное начало года, итоговый показатель роста ожидается на уровне +10-15% к аналогичному периоду прошлого года. Номенклатура грузов в порту уже сложилась, и в 2023 году каких-либо значительных изменений не предполагается. Основные виды грузов, которые сегодня переваливает порт, – алюминий в слитках, золотосодержащий концентрат, сталь в рулонах, рельсы, крупногабаритные шины, зерно, водно-биологические ресурсы и мороженая рыбопродукция.

Прирост возможен за счет увеличения экспорта цветных металлов, зерна, а также появившегося в 2022 году нового вида грузов – импорта крупногабаритных шин для карьерных самосвалов, тяжелых грузовых автомобилей и другой специальной техники. Помимо этого, рассматриваются варианты перевалки пиломатериалов в пачках, грузов в биг-бэгах и тарно-штучных грузов.

Вместе с ростом грузооборота в 2022 году выросло количество судозаходов на 9%, до 1158. Основные типы заходящих судов – рыболовные, рефрижераторные, сухогрузы и танкеры. Наибольший рост отмечен в сегменте рыболовных. Заход танкеров связан исключительно с обслуживанием прибывающих судов. Пассажирские перевозки в настоящее время не производятся, однако их возобновление не исключено.

Заходящие суда большей частью имеют российский флаг, среди иностранных самые распространенные флаги Белиза, Панамы и Сьерра-Леоне. Основные направления следования – Россия, Республика Корея, КНР и Япония.

В целом состояние флота, можно сказать, удовлетворительное. По итогам работы ИГПК в 2022 году осмотрено 86 судов, в результате вынесено 451 замечание, задержаний судов не было. Для сравнения: в 2021 году осмотрено 90 судов, выявлено 469 несоответствий. В I квартале 2023 года осмотрено 22 судна, сделано 127 замечаний, обошлось без задержаний судов.

Мощности развивающиеся и перспективные

Несмотря на значительный рост грузооборота, его объемы даже наполовину не исчерпывают возможностей порта и двух основных хозяйствующих субъектов – ООО «Морской порт в бухте Троицы» и ООО «Зарубинская база флота».

Так, расчетная пропускная способность операционных мощностей ООО «Морской порт в бухте Троицы» составляет 1,2 млн тонн грузов в год. В активе компании 4 причала общей протяженностью 650 м, способных принимать суда длиной до 172 м, шириной 26 м и осадкой до 8 м. Имеются 2 портальных крана грузоподъемнос-тью по 10 тонн и 2 портальных крана грузоподъемностью по 6 тонн. Площадка для хранения генеральных грузов составляет 66 тыс. кв. м, площадка для хранения автомобилей и спецтехники – 34 тыс. кв. м, площадь крытых складов – 11 тыс. кв. м. К сожалению, из-за отсутствия специализированных площадок и оборудования перевалка контейнеров временно прекращена.

Расчетная пропускная способность операционных мощностей ООО «Зарубинская база флота» не регламентирована. Стивидор имеет в распоряжении 2 причала общей протяженностью 191 м, принимает суда длиной до 100 м и осадкой до 5,5 м. Выгрузка производится автокранами или судовыми грузовыми устройствами.

Традиционное направление деятельности обоих стивидоров – перевалка мороженой рыбопродукции и водно-биологических ресурсов. ООО «Морской порт в бухте Троицы» имеет холодильный комплекс на 12 тыс. тонн единовременного хранения рыбной продукции. В период путины он загружен полностью, в остальное время – примерно наполовину. ООО «Зарубинская база флота» имеет 3 склада по 500 тонн для хранения мороженой и охлажденной рыбопродукции и водно-биологических ресурсов. Склады загружены постоянно. В 2023 году прироста мощностей не ожидается, однако будет проведено плановое оснащение порта средствами малой механизации.

Планы по организации зернового терминала, витающие над портом уже несколько лет, постепенно обретают реальность. Перевалка зерна, которая сейчас происходит в порту пусть в небольших количествах, но успешно, развивается по инициативе ООО «Морской порт в бухте Троицы». Для этого компанией построено 2 склада временного хранения для зерновых вместимостью по 3500 тонн каждый, закуплено оборудование для погрузки зерна на суда как со складов, так и напрямую с автотранспорта.

В начале февраля 2023 года одним из резидентов Свободного порта Владивосток была отгружена первая партия кукурузы в объеме более 10 тыс. тонн для отправки в порт Циндао (Китай). Погрузка велась в течение пяти суток в условиях холодов, тем не менее, она прошла успешно, и, по заявлениям грузоотправителя, поставки кукурузы будут расти.

Зерновая перевалка в порту имеет хорошие перспективы, но для ее развития нужен комплексный подход, учитывающий особенности инфраструктуры. На сегодня есть планы, например, строительства терминала по перевалке зерновых грузов мощностью 4 млн тонн в год с перспективой удвоения оборота. Однако пока этот проект существует в виде декларации о намерениях.

Что нужно для оптимального развития

Для того чтобы порт эффективно развивался, необходимо решить несколько задач по устранению ряда ограничивающих факторов. Один из основных таких факторов – низкая пропускная способность железной и автомобильной дорог. Так, 10-километровая железнодорожная ветка от станции Сухановка до станции Зарубино имеет ограничение по длине состава – 10 вагонов – и по скорости движения – до 15 км/час. Также на грузооборот влияет ограниченная пропускная способность международного автомобильного пограничного перехода Краскино – Хунчунь.

Второй фактор – дефицит водоснабжения и отсутствие резервов мощностей по снабжению порта электроэнергией, что оказывает негативное влияние на планирование крупных инвестпроектов и комплексное развитие южной части Приморского края.

Третий фактор – необходимость инвестиций в модернизацию порта и действующего производства. Например, ООО «Зарубинская база флота» располагает обширной территорией. Здесь можно было бы разместить базу технического обслуживания флота, станцию проверки спасательных средств, склад запасных частей и судового снабжения. Кроме того, есть возможность продлить причальную линию от причала №6 до угла причала №1 с засыпкой мелководной части акватории гавани Силач.

По моим расчетам, на новой причальной линии можно было бы разместить причал для вспомогательного флота, специализированный причал для бункеровки рыболовных судов из береговых емкостей и автоцистерн, причал для отстоя и ремонта рыболовных судов, новый пассажирский причал, а также, возможно, стоянку для маломерных и спортивных судов.

Говоря о перспективах, наконец стоит подумать об устройстве в порту волнозащитных сооружений. Необходимость постройки волноломов обусловлена защитой от периодически возникающих в регионе тайфунов, подобных тайфуну «Майсак» в 2020 году. Причем это актуально не только для места возможного размещения будущих терминалов, но и для действующей инфраструктуры. Все эти меры сделали бы морской порт Зарубино более привлекательным для судовладельцев и инвесторов.

Стоит отметить, что в настоящее время Служба капитана морского порта Зарубино обеспечена современными материально-техническими средствами и квалифицированными кадрами, позволяющими в полном объеме выполнять задачи по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему.

Морские порты №3 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ