Порт Диксон прирастает терминалами
02.04.2023
Морские порты
Фото: Порт Диксон/ФГБУ «АМП Западной Арктики»
Диксон – российский арктический морской порт, расположенный на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая — на острове Диксон. Эти части порта разделяет полуторакилометровый пролив, по которому зимой проходит трасса-зимник. Из-за суровых погодных условий навигация в порту длится с июня по октябрь, в остальное время акватория покрыта льдом.
В связи с разработкой на Таймыре крупных месторождений полезных ископаемых порт готовится к масштабному развитию инфраструктуры и наращиванию перегрузочных мощностей, предназначенных для транспортировки добываемых углеводородов на экспорт по Северному морскому пути. Безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивается Службой капитана порта в соответствии с Обязательными постановлениями по порту и другими нормативно-правовыми актами РФ.
Владимир Кантемир, капитан морского порта Диксон ФГБУ «АМП Западной Арктики»
Крайний Север в советские времена стал перспективным регионом поиска и разработки месторождений полезных ископаемых, научных исследований, строительства новых заполярных поселков и городов. Среди них поселок Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов страны приезжали осваивать Север геологи, метеорологи, гидрографы, строители, летчики и представители других профессий. 80-е годы прошлого века были золотыми годами Диксона. Здесь трудились около 5 тыс. человек.
С начала нынешнего века поселок переживает непростые времена. Сейчас здесь проживает чуть более 500 жителей. Порт используется в основном для обеспечения военных объектов и жизнедеятельности поселка в рамках северного завоза, а с началом возрождения Севморпути в 2000-х годах – для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы. Ближайшие перспективы порта – развитие инфраструктуры и увеличение мощностей за счет начавшейся разработки добывающих углеводородных проектов на Таймыре.
«Енисей» дает объемы
В порту имеются причалы для генеральных грузов ряжевого типа, построены еще в 1940 году. Они представляют собой один причал с двумя стенками. Причал №1 (западная стенка) имеет длину 110 метров, глубину – 9,4 метра, причал №2 (восточная стенка) – длину 95 метров, глубину – 7,6 метра. Также есть пассажирский причал длиной 40 метров и глубиной 2,5 метра для обслуживания перевозок пассажиров и работников аэропорта из поселка на остров Диксон.
С 2015 года причалы генеральных грузов выведены из эксплуатации распоряжением ЗТФ «Норильский никель» ввиду их неудовлетворительного состояния. Новый собственник причалов ООО «Арктик Логистик» перевел их в состояние консервации. Деятельность на них не ведется с 2017 года. Распоряжение о запрете подхода и швартовки судов имеется на сайте ФГБУ «АМП Западной Арктики».
Грузовые операции в порту до недавнего времени осуществлялись только через переходную дамбу, которая примыкает к причалам генеральных грузов. С сентября этого года заработал новый угольный терминал «Енисей», который относится к участку №2 порта Диксон. Навигация здесь круглогодичная.
Таким образом, объем перевалки грузов за январь-ноябрь 2022 года составил 132,9 тыс. тонн, что на 376,3% больше, чем за такой же период прош-лого года. Увеличение объема связано с заходом в порт в октябре трех судов под иностранными флагами и началом отгрузки угля в Китай на терминале «Енисей».
В том числе сухих грузов за январь-ноябрь было переработано 129,2 тыс. тонн (+487,3%). Причем объем одного основного груза – угля и кокса – вырос на 10450%, до 105,5 тыс. тонн, а другого – генеральных грузов – увеличился на 12,9%, до 23,7 тыс. тонн.
Наливных грузов – нефтепродуктов – за январь-ноябрь перевалено 3,7 тыс. тонн, что меньше на 37,3%, или на 2,2 тыс. тонн, по сравнению с прошлогодним показателем.
За этот же период существенно выросло число судозаходов в порт – с 64 в прошлом году до 353 в текущем году. Инспекторами госпортконтроля Службы капитана порта проведено 7 осмотров судов под флагом РФ, административных правонарушений не зафиксировано.
Табл. 1. Объем перевалки грузов в порту Диксон за январь-ноябрь 2022 г. (тыс. тонн)
Наименование груза |
Январь-ноябрь 2021 года |
Январь-ноябрь 2022 года |
Процент изменения (2022 год к 2021 году) |
Изменение тыс.тонн (2022 год к 2021 году) |
---|---|---|---|---|
Сухогрузы, всего |
22,0 |
129,2 |
587,3 |
107,2 |
Навалочные |
1,0 |
105,5 |
10 550,0 |
104,5 |
Уголь, кокс |
1,0 |
105,5 |
10 550,0 |
104,5 |
Генеральные |
21,0 |
23,7 |
112,9 |
2,7 |
Прочие генеральные |
21,0 |
23,7 |
112,9 |
2,7 |
Наливные грузы, всего |
5,9 |
3,7 |
62,7 |
-2,2 |
Нефтепродукты |
5,9 |
3,7 |
62,7 |
-2,2 |
Всего |
27,9 |
132,90 |
476,3 |
105,0 |
МСКЦ Диксон – ответственность до Берингова пролива
Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) Диксон – один из 7 МСКЦ, функционирующих в морских бассейнах РФ и входящих в единую структуру управления национальной системы поиска и спасания на море. В структуру также входят 8 морских спасательных подцентров (МСПЦ). За каждым центром закреплен соответствующий поисково-спасательный район (подрайон).
Основными задачами МСКЦ Диксон в закрепленных за ним поисково-спасательных районах являются: организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти РФ, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.
МСКЦ Диксон образован в 2012 году. Центр оборудован всей необходимой аппаратурой для поиска и спасания жизни на море, а именно: УКВ-радиостанциями, радиостанцией ПВ/КВ Furuno, спутниковыми телефонами «Инмарсат» и «Иридиум».
Зона ответственности МСКЦ в период навигации (с июля по октябрь) – от восточного побережья о.Новая Земля на западе до меридиана 125E на востоке. После закрытия навигации и прекращения сезонной работы МСПЦ Тикси и Певек зона ответственности МСКЦ Диксон распространяется далее на восток, до меридиана м.Дежнева в Беринговом проливе.
В зависимости от сложившейся ситуации МСКЦ Диксон осуществляет поиск и спасание людей в зоне ответственности, организацию медицинских консультаций, эвакуации больных с судов. В обязанности центра не входит спасание плавсредств и грузов.
Перспективные проекты
В порту Диксон на побережье Енисейского залива в настоящее время возводится угольный терминал «Енисей» в рамках реализации проекта ООО «Северная Звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. Терминал предназначен как для отгрузки угля (антрацит) на суда и отправки его потребителям, так и для доставки грузов и техники для функционирования промышленного кластера. Производственная мощность терминала – 7 млн тонн с возможностью развития до 15 млн тонн в год. В октябре 2022 года на терминале уже начались первые отгрузки экспортного угля.
Наряду с морским терминалом проект предусматривает строительство обогатительной фабрики, автодороги, электростанции, аэродрома, вахтового поселка и других объектов. На 2023 год уже запланирован выход терминала на объем грузооборота 12 млн тонн и количество судозаходов – 325 в год.
Компания «Роснефть» приступила к строительству приемо-сдаточного пункта нефти и основного грузового терминала для морских судов «Порт «Бухта Север» вблизи порта Диксон в рамках проекта по добыче и транспортировке нефти на экспорт «Восток Ойл». На первом этапе строительства возводятся 3 грузовых и 2 нефтеналивных причала, приемо-сдаточный пункт на 27 резервуаров объемом 30 тыс. кубометров каждый, технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.
Нефтеналивной терминал «Порт «Бухта Север» обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» и ее транспортировку по Севморпути. Расчетный грузооборот терминала – 25 млн тонн нефти в год, количество судозаходов – 230 в год. Окончание строительства терминала запланировано на октябрь 2024 года.
Морские порты №10 (2022)