С Севера на Юг через Махачкалу - Морские вести России

С Севера на Юг через Махачкалу

08.03.2023

Морские порты

Порт Махачкала готовится к увеличению грузопотока по МТК «Север – Юг»

Фото: погрузка зерна в порту Махачкала/ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Морской порт Махачкала становится важным узлом международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», связывающего российские порты Каспия – Астрахань, Оля и Махачкала – с Ираном, Индией, Китаем и другими странами Азии и Ближнего Востока. Концепция этого МТК была разработана в 1999 году, но длительное время развитием Транскаспийского маршрута не занимались по разного рода причинам. Ситуация резко изменилась в 2022 году в связи с проведением Россией СВО на Украине, следствием которой стало ужесточение антироссийских санкций со стороны США и Евросоюза и фактически транспортная блокада нашей страны. По этой причине нашему государству пришлось переориентировать внешнеторговые грузопотоки с Запада на Восток и искать новые пути движения грузов.

Мирземет Герейханов, капитан морского порта Махачкала ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Единственный незамерзающий

В ноябре порту Махачкала исполнилось 152 года с момента образования. Построенный в 1870 году на западном побережье Каспийского моря, Махачкалинский (старое название – Пет-ровский) порт сегодня может стать крупнейшим транспортным узлом МТК «Север – Юг». Решая вопрос соединения российского и иранского участков транспортного коридора, необходимо отметить приоритеты Махачкалинского порта. Во-первых, порт уже действующий; во-вторых, это единственный незамерзающий порт России на Каспии; в-третьих, его непосредственная близость к магис-тральным железнодорожным путям и федеральной трассе способствует расширению торгово-экономических отношений как региона, так и страны в целом.

Махачкалинский порт расположен на северо-западном берегу Каспийского моря в Республике Дагестан, в черте г.Махачкалы. Акватория порта состоит из внутренней акватории и трех якорных стоянок внешнего рейда. Два грузовых района порта относятся соответственно к сухогрузной и нефтеналивной гаваням. Сухогрузная гавань включает грузовые причалы №1, 2, 3, 4, 5, 6, расположенные на северном молу гавани. Хранение грузов осуществляется как на открытых складских площадках общей площадью 45,8 тыс. м2, так и в крытых складских помещениях общей площадью 3,3 тыс. м2. Нефтеналивная гавань имеет два пирса, на которых расположено по 2 причала, и 2 отдельных причала. Для хранения нефтепродуктов имеется резервуарный парк общей емкостью 500 тыс. тонн.

Технические возможности порта позволяют принимать суда длиной до 150 метров и осадкой до 4,5 метра в сухогрузной гавани и до 6,5 метра в нефтяной гавани, а также железнодорожные паромы и паромы типа ро-ро.

Основную номенклатуру генеральных грузов составляют металлы и металлопрокат, в том числе черные металлы, заготовки, сталь-катанка, чугун, пиломатериалы, бумага, контейнеры и др. Также порт обрабатывает различные виды навалочных грузов: кокс, цемент, зерно. На нефтяном терминале порта перегружаются сырая нефть и нефтепродукты. Грузооборот Махачкалы по итогам 2021 года сократился на 12,6%, до 4,4 млн тонн, а по итогам 9 месяцев этого года – на 35,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,2 млн тонн. Хотя расчетная мощность порта составляет 8,2 млн тонн.

Махачкалинские проекты в рамках МТК

На VI Каспийском саммите, состоявшемся в конце июня текущего года, Президент РФ Владимир Путин поставил задачу по увеличению экспортно-импортного грузопотока через каспийские порты и развитию их инфраструктуры. В этих целях началась активная переориентация на рынки стран, лежащих к югу от России. Поиск новых путей для экспорта логически привел к необходимости ускоренного развития МТК «Север – Юг».

Потенциал коридора пока окончательно не раскрыт. Не решены проблемы несовершенства законодательной базы, инфраструктурных ограничений, недостаточного количества судов и т.д. Но сегодня уже определены конкретные меры по развитию каждого этапа реализации проекта. В этой связи значение состояния портовой инфраструктуры, систем навигации, безопасности мореплавания и контроля в порту многократно возрастает.

В настоящее время ведется работа по реализации плана мероприятий («дорожной карты») развития транспортной инфраструктуры РФ в направлении МТК «Север – Юг». По планам, касающимся ФГБУ «АМП Каспийского моря» с входящими в него портами Астрахань, Оля и Махачкала, это развитие связано с реализацией проектов по реконструкции Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), строительству морского терминала по перевалке контейнеров, генеральных грузов, масла и зерна ПЛК «Каспий» в порту Оля, строительству зернового терминала в порту Махачкала и здания морского вокзала в порту Астрахань.

В 2022 году организационные мероприятия по развитию МТК «Север – Юг» прошли в российских регионах, входящих в рамки этого маршрута. Так, 26 октября текущего года в Махачкале с рабочей поездкой побывал министр экономического развития РФ Максим Решетников. В ходе встречи с главой Дагестана Сергеем Меликовым он обозначил главные цели в развитии транспортно-логистической инфраструктуры республики. Среди них: открытие паромной линии для автомобильных и железнодорожных паромов, проведение дноуглубления порта Махачкала, строительство автомобильных объездов городов Махачкалы, Дербента (начаты проектные работы), Хасавюрта. Планируется расширение трассы Р-217, которая идет от Краснодарского края через 7 регионов до границы с Азербайджаном. Эти задачи предполагается решить с привлечением и российских, и иностранных инвесторов.

Инвестиционный проект «Строительство зернового терминала в морском порту Махачкала» входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В соответствии с проектом ООО «Махачкалинский зерновой терминал» к 2024 году планирует построить терминал по перевалке 1,5 млн тонн зерна в год и элеватор на 40 тыс. тонн единовременного хранения зерновых с оказанием услуг по сушке, погрузке и разгрузке зерна. Сейчас инвестором осуществляется корректировка проектной документации для прохождения повторного согласования в Главгосэкспертизе.

Реконструкция пункта пропуска через государственную границу РФ «Махачкала» будет профинансирована из федерального бюджета в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (на 2012-2024 годы)», объект планируется сдать к 2026 году.

В порту Махачкала, так же как и в портах Астрахань и Оля, ежегодно ведутся ремонтные дноуглубительные работы, объем которых в связи с новыми задачами по развитию МТК «Север – Юг» планируется значительно увеличить: в Махачкале довести глубины в нефтегавани до 6,5 метра, в сухогрузном порту – до 4,5 метра.

Работа с новыми видами грузов

Несмотря на сравнительно небольшие объемы грузооборота в последние годы, Махачкалинский порт имеет стабильный внешнеторговый оборот с Исламской Республикой Иран. Сегодня потенциал порта в этом направлении становится крайне востребованным, а на МТК «Север – Юг» появляются новые виды грузов.

Работа по организации перево-зок по Транскаспийскому маршруту МТК (через российские порты Кас-пия) с Ираном, Катаром, Оманом, ОАЭ уже дает свои плоды. Так, в порту Махачкала уже подготовлена площадка для приема контейнеров. В сентябре этого года из Индии в порт пришел первый груз – ферросилиций, специальный порошок для производства высокопрочных сплавов, который используется для производства чугуна, углеродистой, нержавеющей и электротехнической сталей. Началась переработка нового для порта вида груза – клинкера, промежуточного продукта при производстве цемента, разных видов плитки, соли и рыбы.

В конце июля порт впервые приступил к перевалке муки – около 4 тыс. тонн было отгружено в страны Ближнего Востока. В октябре порт начал перевалку удобрений от крупнейшего белорусского производителя в Иран. Первое судно с удобрениями доставило в порт соседней страны более 3 тыс. тонн хлористого калия, перевалка которого осуществлялась на причалах сухогрузной гавани. В ближайшее время иранским товарополучателям будет отгружено еще около 8 тыс. тонн удобрений.

По итогам работы за 11 месяцев текущего года порт отгрузил на экспорт в Иран более 360 тыс. тонн зерна, что на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а по импорту из этой страны получил свыше 150 тыс. тонн цемента, что на 54,5% выше прошлогоднего показателя. В целом за 11 месяцев в порту зафиксирован рост грузооборота сухих грузов на 40,5%, до порядка 635 тыс. тонн. К концу года ожидается еще большее увеличение объемов перевалки экспортно-импортных грузов.

Главное – не опоздать

Благоприятные перспективы порта Махачкала отметил посетивший Дагестан 25 июня этого года чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России Казем Джалали. Он сообщил, что Иран готов организовать транспортный коридор через Махачкалу для импорта товаров из третьих стран в Россию, а также для экспорта российского зерна, подсолнечного масла и другой продукции.

На прошедшем в октябре в Москве II Каспийском экономическом форуме делегации России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры стран Кас-пийского региона, а также проблемы сотрудничества при перевозке грузов по разным маршрутам МТК «Север – Юг» (западному, восточному и Транскаспийскому). В форуме приняла участие и представительная дагестанская делегация.

Было отмечено, что в условиях санкционного давления, которое испытывает сегодня Россия, Махачкалинский порт имеет шансы стать одним из главных связующих звеньев со странами Азии, превратиться в крупнейший хаб МТК.

Все условия для такого преобразования в порту имеются: разработаны проекты по расширению инфраструктуры и мощностей порта, в наличии необходимая транспортная инфраструктура и различные системы пор-та – навигации, СУДС, АИС, ГМССБ, ИТСОТБ и другие, которые поддерживаются соответственно качественной работой большой команды портовиков и коллектива Махачкалинского филиала ФГБУ «АМП Каспийского моря», обеспечивающего безопасность мореплавания и порядок в порту.

Порт готов к предстоящей большой работе, тем более что его имеющийся потенциал используется примерно только на 33% от мощности. Для трансформации в крупный хаб должны быть изменены и заработать все другие элементы и узлы МТК, устранены узкие места в транспортных цепочках доставки грузов в порт.

Морские порты №10 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ