О Черном море замолвили слово - Морские вести России

О Черном море замолвили слово

14.02.2023

Морские порты

О Черном море замолвили слово

Фото. Участники конференции «Международный день Черного моря – 2022. Обеспечение экологической безопасности в морских портах Черноморского бассейна»

Для жителей Черноморского побережья последний день октября является особой датой, когда отмечают Международный день Черного моря. Этот праздник появился в экологическом календаре 31 октября 1996 года. Тогда природоохранные министры шести прибрежных стран – России, Болгарии, Украины, Турции, Румынии и Грузии – подписали Стратегический план действий по защите и восстановлению природных ресурсов Черного моря, и с 1997 года этот день отмечается ежегодно.

Вот уже пятый год подряд по инициативе ФГБУ «АМП Черного моря» проводится обширный комплекс мероприятий, объединяющих усилия всех заинтересованных сторон в стабилизации экологической безопасности в черноморских портах. В сентябре был создан организационный комитет под председательством руководителя учреждения Евгения Тузинкевича, утвержден план мероприятий, определена тематика мастер-классов для учащихся, дан старт творческим конкурсам юных защитников Черного моря.

Анна Корчагина, фото: Роман Путинцев, Новороссийск

Открыто об экологии

За чистоту воды и атмосферы

Ключевым мероприятием празднования стало проведение в Новороссийске 28 октября 2022 года видеоконференции «Международный день Черного моря – 2022. Обеспечение экологической безопасности в морских портах Черноморского бассейна» под председательством заместителя руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Виталия Харченко. Докладчиками выступили капитаны портов АМП, а также председатель Общественной палаты города-героя Новороссийска Сергей Цымбал, заместитель Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Юлия Пемпусь, заместитель начальника Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Илья Коновалов, директор Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра – филиала Кубанского государственного университета, к.г-м.н. Ирина Матасова, научный сотрудник Южного научного центра РАН, к.б.н. Ольга Ясакова.

Об обеспечении экологической безопасности в порту Новороссийск доложил заместитель капитана порта Игорь Мельник. Он заметил, что экологическое состояние Новороссийской бухты можно оценить количеством дней пляжного сезона, когда купание в море запрещается органами Роспотребнадзора. А летом этого года количество таких дней можно было пересчитать по пальцам одной руки. И во всех случаях запрет объявлялся по микробиологическим показателям, абсолютно не связанным с перегрузкой в порту широкой номенклатуры грузов.

И. Мельник рассказал о том, что все хозяйствующие субъекты портового комплекса осуществляют производственную деятельность в рамках лицензионных условий и обеспечивают нормативный уровень промышленной безопасности с правом самостоятельной ответственности за формирование финансовых и технических ресурсов, компенсирующих аварийные риски. Системное управление экологической безопасностью в Новороссийском порту осуществляется посредством применения механизмов диспетчеризации движения судов и грузов с использованием следующих инструментов:

– контроля судоходства в зоне действия МСКЦ Новороссийск с использованием информационно-поисковых сетей ГМССБ, АИС, ИНМАРСАТ;

– управления движением судов с участием ЦУДС и лоцманских служб;

– контроля и управления безопасностью мореплавания вахтенными службами государственного портового контроля, диспетчерскими службами стивидорных и экспедиторских компаний и морских агентов;

– диспетчеризации движения судов и грузов в порту Новороссийск в рамках единого диспетчерского центра – отдела организации движения и стоянки судов в акватории морского порта в структуре службы капитана порта;

– обеспечения эксплуатационной готовности штатного состава портового флота, средств навигационного обеспечения, объявленных глубин, гидротехнических сооружений и других элементов, образующих инфраструктуру порта;

– оповещения о штормовых предупреждениях и отработки действий по ним.

При наступлении неблагоприятных метеоусловий терминалами портового комплекса в соответствии с требованиями природоохранных норм осуществляется снижение скорости погрузки вплоть до полной остановки грузовых операций для уменьшения объемов выбросов загрязняющих (пылящих) веществ. Основные объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с формированием зон высокой загазованности в условиях неблагоприятных (штилевых) условий погоды от промышленных объектов города и порта, а также транзитного автотранспорта сосредоточены в узком пространстве примыкания к городской застройке, что ситуационно сопровождается жалобами со стороны населения. В соответствии с законодательством РФ контроль и надзор за состоянием атмосферы осуществляют уполномоченные территориальные органы Росгидромета и Роспотребнадзора.

Также И.Мельник осветил работу портовых служб при возникновении нештатных ситуаций. В повседневном режиме обеспечением аварийно-спасательной готовности занимаются 6 аварийно-спасательных формирований (АСФ) стивидорных компаний порта и подразделение ФГБУ «Морспасслужба», используя экологичес-кий флот и находясь в 30-минутной готовности к работе. При возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) начинает действовать функциональная подсистема РСЧС портового уровня, происходит переход в режим аварийного реагирования, при котором АСФ переходят в режим немедленной готовности и задействуются силы и средства предприятий всего Новороссийского портового комплекса, в том числе и суда обеспечения двойного назначения.

Докладчик подчеркнул, что в каждом морском порту АМП Черного моря от Сочи до Евпатории имеются не только планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (планы ЛРН), но и договоры с профессиональными АСФ на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности, готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах и на подходах к ним. Учения по отработке планов ЛРН проводятся ежегодно.

Утилизация затонувших судов

Одну из актуальных на сегодня тем ликвидации затонувших судов осветил в своем выступлении исполняющий обязанности руководителя группы предупреждения, предотвращения и организации ликвидации загрязнения морского пора Новороссийск Олег Синайский.

Он напомнил, что согласно ст.1 Найробийской конвенции 2007 об удалении затонувших судов, ратифицированной Российской Федерацией в декабре 2021 года, район действия документа распространяется на экономическую зону государства-участника, устанавливаемую в соответствии с международным правом. Поскольку большинство инцидентов с выбросом судов на мели происходит в прибрежных водах, являющихся составной частью территории государства, то в отношении судов на мели в прибрежной зоне российского государства применяется исключительное суверенное право России, установленное в том числе Главой VII «Затонувшее имущество» Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ).

В настоящий момент порядок применения ст.109 КТМ РФ «Обязанность собственника поднять затонувшее имущество» регламентируется постановлением Правительства РФ от 02.08.2022 г. №1373 «Правила разработки и утверждения перечня затонувшего имущества, удаление которого является обязательным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 109 КТМ РФ». При этом отношения, возникающие в связи с ликвидацией затонувшего имущества в прибрежной зоне РФ, регулируются и другими нормативными актами (Гражданским, Таможенным кодексами, нормами природоохранного законодательства и т.д.), которые часто вступают с КТМ в противоречие.

Так, если затонувшее имущество (брошенное судно) рассматривать как незавершенную спасательную операцию, то с учетом действия ст.111 КТМ РФ открываются возможности выполнения аварийных работ по ликвидации затонувшего имущества в режиме ЧС. Однако на практике данная процедура не работает. По словам О.Синайского, приходится констатировать, что соблюдение всех действующих нормативных актов в отношении затонувшего имущества (брошенных судов) не создает условий для их ликвидации.

Вот пример. 12 декабря 2018 года теплоход RIO под флагом Того во время шторма был выброшен на прибрежные мели у мыса Дооб в районе Кабардинки. Через 7 месяцев в Службу капитана порта Новороссийск поступило уведомление о приобретении прав собственности на это судно частным лицом, в адрес которого капитаном порта незамедлительно было направлено распоряжение, обязывающее принять меры по снятию судна с мели и его ликвидации.

Между тем до сегодняшнего дня теплоход находится в прежнем состоянии, проводятся работы по сбору остатков нефтепродуктов, дегазации танков для подготовки судна к разделке. Снять RIO с мели технически не представляется возможным, ликвидация же его на месте нахождения, в зоне, отнесенной к группе курортов, возможна только при получении положительного заключения государственной экологической экспертизы...

Докладчик привел и другие примеры, подтверждающие тезис о том, что вопросы управления процессами ликвидации затонувших судов в прибрежных морских водах РФ администрациями морских портов в рамках ст.111 КТМ РФ требуют дальнейшей нормативной детализации.

Капитаны портов об экологической безопасности

С информацией об обеспечении экологической безопасности в морских портах выступили капитаны портов, подведомственных ФГБУ «АМП Черного моря».

Капитан активно развивающегося порта Тамань Сергей Лебедев доложил о том, что Службой капитана порта ежедневно проводится мониторинг грузовых терминалов и акватории с целью контроля соблюдения требований экологической безопасности в порту, в том числе выполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения акватории. А 30.09.2022 г. в акватории порта совместно с АЧФ ФГБУ «Морспасслужба» были проведены комплексные учения по практической отработке Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Тамань.

Капитан порта Сочи Вячеслав Румянцев подчеркнул, что совместные усилия сотрудников его филиала АМП с субъектами транспортной инфраструктуры, хозяйственной деятельности, судовладельцами, субъектами взаимодействия, местными органами исполнительной власти позволяют предупредить возможность загрязнения окружающей среды. В порту Сочи также осуществляется ежедневный мониторинг акватории на предмет выявления загрязнения окружающей среды с использованием катера КОПК «Арктур».

Большое внимание уделяется проведению плановых и внеплановых учений (тренировок) по отработке взаимодействия при ликвидации аварий, разливов нефти и нефтепродуктов в акватории порта и на подходах к нему. Так, 23.08.2022 г. были проведены тренировочные учения по отработке Плана ЛРН АО «Морпорт Сочи». К проведению учений привлекались силы и средства нештатного аварийно-спасательного формирования предприятия. В ходе учений отработаны доклады, координация и порядок действий при возникновении аварийных ситуаций. План тренировочных учений выполнен полностью.

По сообщению капитана порта Туапсе Игоря Хочалавы в порту имеется группировка сил с достаточным количеством личного состава, специализированного флота, средств для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регионального уровня, включающая профессиональные и нештатные аварийно-спасательные формирования. Под руководством капитана порта в этом году были проведены тренировочные учения по локализации и ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов и спасанию людей при проверке готовности АСФ туапсинского филиала АО «Роснефтефлот» и АСФ ФГБУ «Морспасслужба».

Между тем, как отметил капитан порта, до сих пор имеют место факты несанкционированных сбросов нефтепродуктов в море. Так, 8 мая 2022 года в акватории порта было обнаружено пятно нефтепродукта площадью около 300 м2 у причала №12а бывшего Туапсинского судоремонтного завода. В установленные сроки все силы и средства аварийно-спасательных формирований были приведены в готовность и направлены в район выброса. Сразу же были оповещены все контрольно-надзорные органы власти. Операция по локализации и ликвидации разлива продолжалась три дня, с поверхности акватории было собранно около 14,5 кубометра нефтесодержащей водной эмульсии. К сожалению, на сегодняшний день источник загрязнения не определен.

Капитан порта Севастополь Александр Стрижак проинформировал участников конференции о продолжении работы по приобретению технических средств для очистки бухт Севастополя от загрязнения и засорения. В этом большую помощь оказывают городские власти. Также для обеспечения экологической безопасности организовано оперативное информирование уполномоченных органов исполнительной власти для принятия неотложных мер реагирования в случаях выявления загрязнения акватории бухт города, включая акваторию Черноморского флота РФ и акваторию, не вошедшую в границы морского порта.

Проблемным вопросом обеспечения экологической безопасности в ряде черноморских портов остается бункеровка маломерных судов. На этом акцентировали внимание присутствующих капитан порта Анапа Владимир Леви и капитан порта Ялта Борис Фурман. Количество маломерных судов, используемых как для личного отдыха на воде, так и для коммерческих перевозок пассажиров, с каждым годом растет, а из-за отсутствия стационарных береговых заправочных станций владельцы маломерных судов вынуждены заправляться при помощи канистр в ручном режиме, что приводит к повышенном риску загрязнения акватории портов нефтепродуктами.

Рекомендации, оценки, итоги конференции

Участвовавший в конференции представитель Росприроднадзора по Черноморскому бассейну Илья Коновалов поблагодарил капитанов морских портов за отлаженное взаимодействие с надзорным органом в части оперативного предоставления информации о фактах загрязнения окружающей среды. Он обратил особое внимание участников конференции на такие проблемные вопросы, как эффективность уборки мусора в акватории, сброс неочищенных сточных вод с городских систем канализации, загрязнение морской среды нефтепродуктами при бункеровочных операциях, снятие твердых коммунальных отходов с судов, а также возможность удаления или предотвращения загрязнения с затонувших судов, в частности т/х «Адмирал Нахимов», затонувшего в 1986 году в 13 км от порта Новороссийск после столкновения с балкером «Петр Васёв».

О результатах научных исследований морской среды рассказала Ирина Матасова, директор Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра. В текущем году Центром была проведена большая работа по изучению состояния памятника природы регионального значения «Суджукская лагуна с косой» – уникального водного бассейна, отличающегося высоким динамизмом биохимических процессов. Лагуна соединяется с Черным морем периодически закрываемым наносами прораном и служит естественным мес-том нагула рыбы и зимовки водоплавающих птиц, а также имеет важное рекреационное значение, находясь в пределах крупного промышленного города Новороссийска.

Как отметила И. Матасова, согласно исследованиям состояние биоценоза Суджукской лагуны сегодня характеризуется как неблагоприятное, обусловленное, вероятно, дефицитом кислорода. Это может быть следствием сочетания таких факторов, как отсутствие водообмена с Цемесской бухтой через проран, заиливание и обмеление из-за поступления терригенного материала с поверхностным стоком, загрязнение водоема.

Итоги проведенной конференции нашли свое отражение в резолюции, которую поддержали все участники, отметив наиболее актуальные экологические проблемы развития причерноморских территорий и сформулировав приоритетные направления снижения антропогенной нагрузки и предотвращения деградации черноморских экологических систем.

Преемственность поколений

В рамках проведения дней Черного моря большая роль была уделена мероприятиям, направленным на повышение уровня экологической культуры и образования среди молодежи. Прекрасно зарекомендовавшая себя в прошлом году практика проведения обучающих мастер-классов по природоохранной тематике для учащихся была успешно реализована и в этот раз.

Так, для студентов Транспортного колледжа Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова занятие провел Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор Олег Сушков. Студенты узнали об основных направлениях работы природоохранной прокуратуры, о том, какие объекты окружающей среды находятся под бдительным прокурорским надзором, какими знаниями нужно обладать, чтобы стать сотрудником природоохранных органов, и куда лучше пойти на практику. Самые пытливые участники мастер-класса смогли получить ответы на интересующие их вопросы, а самые смелые – принять участие в проверочных мероприятиях.

Старшеклассники Новороссийского политехнического лицея побывали на экскурсии в Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора и познакомились с работой ФБУ «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море». Представитель ведомства Илья Коновалов рассказал школьникам об основных направлениях деятельности управления, о необходимости знать, понимать и соблюдать природоохранное законодательство, а заместитель директора ФБУ «ЧерАзтехмордирекция» Сергей Байкин познакомил их с оборудованием, используемым для отбора проб морской воды и донных отложений, проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний с целью обеспечения государственного экологического надзора.

Для учащихся младших классов гостеприимно распахнул свои двери Новороссийский учебный и научно-исследовательский морской биологический центр. В этом году ребята смогли познакомиться с гидрохимическими особенностями Новороссийской бухты, на практике определяли соленость воды, изучали под микроскопом придонные черноморские организмы. Мастер-класс для самых юных защитников природы провела директор Центра Ирина Матасова.

Фото. Мастер-класс в природоохранной прокуратуре

Фото. Мастер-класс в ФБУ «ЧерАзтехмордирекция»

Фото. Мастер-класс в морском биологическом центре

*

Фото. Экскурсия в СУДС «Росморпорта»

Фото. Вручение дипломов победителям творческих конкурсов

Творчество, посвященное Черному морю

Успешно и разнообразно прошли в этом году творческие конкурсы, организованные для юных друзей Черного моря. География участников распространилась от Новороссийска до Севастополя, а возраст составил от 6 лет до 21 года.

На ставший уже традиционным фотоконкурс «Черное море мое» поступило 170 работ. Фотоработы принимались по шести номинациям: «Экология Черного моря», «Морской пейзаж», «Сокровища Черного моря», «Подводный мир», «Человек и море» и «Мобильная фотография». А также был учрежден специальный «Приз симпатий жюри», обладатель которого определялся из всех работ, допущенных к фотоконкурсу.

В 2022 году впервые был объявлен конкурс рисунков «Я люблю тебя, Черное море!», на который было представлено 130 работ по двум номинациям: «Я и море» и «Экология Черного моря». Самые яркие и актуальные работы, выполненные детьми, были представлены на выставке, где все желающие смогли оценить талант и мас-терство авторов.

Чествование победителей творческих конкурсов состоялось в стенах АМП 31 октября, в Международный день Черного моря. Юные гости совершили экскурсию по учреждению, посетили центр СУДС АЧФ ФГБУ «Росморпорт», послушали познавательную лекцию сотрудника Южного научного Центра РАН, к.б.н. Ольги Ясаковой об исследованиях фитопланктона в черноморских портах, а затем в торжественной обстановке были награждены дипломами и ценными подарками, вручил которые заместитель руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Олег Борченинов.

Призеры определялись по итогам голосования жюри, в состав которого вошли капитаны всех 11 российских черноморских портов и члены оргкомитета.

В номинации «Я и море» конкурса рисунков «Я люблю тебя, Черное море!» диплом 1 степени получила Мария Лунёва, 7 лет, г. Новороссийск («Встреча с морем»), диплом 2 степени – Юлия Максимова, 12 лет, г.Новороссийск («Осеннее море»), диплом 3 степени – Алиса Игнатова, 8 лет, г. Новороссийск («Морские просторы») и Адель Аль Хорани, 12 лет, г. Новороссийск («Самое синее в мире Черное море мое!»).

«Встреча с морем», Мария Лунёва, 7 лет, г. Новороссийск, 1место

В номинации «Экология Черного моря» диплом 1 степени завоевал Артур Худяков, 11 лет, г. Новороссийск («Спасатели»), диплом 2 степени – Дарья Данченко, 14 лет, г. Новороссийск» («Порт»), диплом 3 степени – Кузьма Большаков, 11 лет, г. Севастополь («Обитатели Черного моря») и Алиса Савченко, 13 лет, ст. Раевская («Остановитесь, люди!»).

«Спасатели», Артур Худяков, 11 лет, г.Новороссийск, 1 место

В фотоконкурсе «Черное море мое» призовые места распределились следующим образом:

1) в номинации «Экология Черного моря»: 1 место заняла работа «Железо и птица» Юлии Доценко, 14 лет, г. Новороссийск, 2 место – «Экология Черного моря» Дмитрия Маркина, 17 лет, г. Новороссийск, 3 место – «След» Юлианы Тутоян, 17 лет, г. Новороссийск;

«Железо и птица», Юлия Доценко, 14 лет, г. Новороссийск, 1 место

2) в номинации «Морской пейзаж»: 1 место – «Закат в Широкой балке» Ивана Константинова, 17 лет, г. Новороссийск, 2 место – «Дождевой барьер» Артема Шаманина, 18 лет, г. Новороссийск, 3 место – «Величие Черного моря» Елизаветы Пономарёвой, 10 лет, г. Новороссийск;

«Закат в Широкой балке», Иван Константинов, 17 лет, г. Новороссийск, 1 место

3) в номинации «Сокровища Черного моря»: 1 место – «Амфора» Алисы Швырид, 8 лет, г. Керчь, 2 место – «Серая цапля» Софии Маркиной, 8 лет, г. Новороссийск, 3 место – «Борода» Снежаны Созоновой, 18 лет, г. Новороссийск;

«Амфора», Алиса Швырид, 8 лет, г. Керчь, 1 место

4) в номинации «Подводный мир»:

1 место – «Хамса» и «Угощение окуня-зеленухи» Вадима Чернова, 6 лет, г. Новороссийск, 2 и 3 места в данной номинации не присуждались;

«Хамса», Вадим Чернов, 6 лет, г. Новороссийск, 1 место

5) в номинации «Человек и море»: 1 место – «Знакомство с бакланом» Никиты Шульги, 13 лет, г. Новороссийск, 2 место – «Победа моря» Альберта Кошуличева, 6 лет, г. Новороссийск и 3 место – «Покорённое море» Михаила Нефёдова, 19 лет, г. Новороссийск;

«Знакомство с бакланом», Никита Шульга, 13 лет, г. Новороссийск, 1 место

6) в номинации «Мобильная фотография»: 1 место – «В объятиях снежного моря» Дианы Авраменко, 16 лет, г. Новороссийск, 2 место – «Я и Черное море» Игоря Рассохина, 6 лет, г. Новороссийск, 3 место – «Морская гладь» Елисея Штании, 9 лет, г. Новороссийск.

«В объятиях снежного моря», Диана Авраменко, 16 лет, г.Новороссийск, 1 место

Специальный «Приз симпатий жюри» был присужден фотоработе «Мои любимые камешки» Дарьи Чернолиховой, 6 лет, г.Новороссийск.

Участники фотоконкурса и конкурса рисунков, не завоевавшие призовые места, не остались без внимания – каждый из них был отмечен благодарственным письмом руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Евгения Тузинкевича.

Четкая организация всех мероприятий, посвященных Международному дню Черного моря, в очередной раз показала высокую заинтересованность ФГБУ «АМП Черного моря», других контролирующих и надзорных служб и ведомств в объединении усилий профессионалов по реализации природоохранных задач, повышению экологической культуры и образования подрастающего поколения, совместной слаженной работе, в том числе с научными и образовательными учреждениями, по поддержанию экологического равновесия в бассейне Черного моря и сохранению черноморских экосистем.

Морские порты №9 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ