Порт на Амуре встроен в экономику региона - Морские вести России

Порт на Амуре встроен в экономику региона

08.02.2023

Морские порты

Порт на Амуре встроен в экономику региона

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Несмотря на то что морской порт Николаевск-на-Амуре, расположенный в устье Амура, замерзающий и поэтому навигация здесь сезонная, он имеет важное значение в жизнедеятельности Хабаровского края и плотно встроен в экономику региона. Специализация порта связана в основном с перегрузкой с морских и речных судов генеральных, контейнерных, лесных, навалочных грузов, в том числе опасных, а также с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении.

Порт участвует в северном завозе грузов для удаленных населенных пунктов на побережье Охотского моря, выводе новых судов со стапелей Хабаровского судостроительного завода, проводках барже-буксирных составов с крупногабаритными тяжеловесными грузами (КТГ) на масштабные стройки страны – Амурский ГПЗ и Амурский ГХК в г.Свободном. Безопасность судоходства и мореплавания в акватории порта и на его подходах обеспечивает Служба капитана порта.

Дмитрий Астафьев, и.о. капитана морского порта Николаевск-на-Амуре ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Навигация по плану и с плюсом

В 2022 году зима в Николаевске-на-Амуре была мягкой и снежной, таяние льда в акватории порта произошло достаточно быстро. Как и ожидалось, навигация началась в плановые сроки – 12 мая.

Первое речное грузовое судно «Транс Амур-1» прибыло под выгрузку 17 мая и было направлено в район №247 ЗАО «Николаевская-на-Амуре ремонтно-эксплуатационная база флота». С 23 мая начала работать линия пассажирских перевозок «ИП Папулов В.И.» на дачные участки и в близлежащие населенные пункты Николаевского района судами на воздушной подушке. Движение пассажирских судов типа «Метеор» на линии Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре и обратно началось своевременно, согласно намеченным планам. Первый «Метеор» прибыл в порт Николаевск-на-Амуре без задержки 26 мая.

В середине июня пошли грузовые суда, осуществляющие доставку различных грузов из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре в порты и портопункты Охотского моря, в том числе социально значимых грузов в рамках северного завоза (топлива, продуктов питания, медикаментов, оборудования для школ и больниц и пр.). Выполнению северного завоза региональные органы власти, а также Служба капитана порта всегда уделяют особое внимание.

Распоряжением капитана порта навигация закрылась 15 ноября. Если говорить о показателях работы порта за период навигации, то общий грузооборот составил 150,7 тыс. тонн, что на 31,5% больше, чем в прошлом году (114 тыс. тонн), общее число судозаходов – 2809, на 646 больше, чем в прошлом году (2163 судозахода).

Более половины судозаходов совершили 2 парома, один из которых грузо-пассажирский, перевозящий грузы и пассажиров между берегами Амура на линии Николаевск-на-Амуре – Подгорное – Николаевск-на-Амуре. За навигацию этими паромами перевезено 79,3 тыс. тонн грузов, что на 25% больше, чем в прошлом году, и 8439 пассажиров, что вдвое больше прошлогоднего показателя.

Пассажирские перевозки из порта Николаевск-на-Амуре до портопунк-тов Нижнее Пронге, Озерпах, Мыс Лазарева и в дачные поселки осуществлялись судами на воздушной подушке «Адмирал Г.И.Невельской» и «Адмирал В.С.Завойко». На пассажирской линии Комсомольск-на-Амуре – с.Богородское – Николаевск-на-Амуре и обратно работали два скоростных судна – «Сергей Торбин» и «Капитан Князев». За навигацию 2022 года ими перевезено 4,4 тыс. пассажиров, что почти на 1 тыс. больше, чем в 2021 году (3,1 тыс. пассажиров).

В общей сложности за навигацию 2022 года «метеорами», судами на воздушной подушке и паромами перевезено 17469 пассажиров, что на 6 тыс. больше показателя 2021 года (11386 пассажиров).

Госуслуги и инспекции судов

В период летней навигации через Амурский лиман суда следуют не только в порт Николаевск-на-Амуре, но и с южной части лимана в северную с выходом в Сахалинский залив и обратно. Этим маршрутом суда, как правило, идут в порты Охотск и Магадан, а также портопункты Аян, Чумикан, Киран, Унчи и обратно.

В случае сложных проводок, таких как буксировка больших объектов и танкеров, отдел лоцманской службы Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» в морском порту Николаевск-на-Амуре оказывает услуги по лоцманской проводке как внутрипортовой, так и по всему Амурскому лиману. Вот почему каждый раз перед началом навигации в Службе капитана порта проводится аттестация лоцманов с последующим получением удостоверений по заданным районам.

При оформлении разрешения судну на выход из порта инспекторы госпортконтроля Службы проводят тщательный осмотр судов. Особое внимание уделяется российским судам, следующим в загранрейсы. В случае выявления нарушений требований международного законодательства в области торгового мореплавания такие суда могут быть задержаны до устранения выявленных недостатков. Суда, в отношении которых выявлено большое количество несоответствий и выставленных замечаний, подвергаются дополнительным осмот-рам (инспекциям).

С начала навигации 2022 года по ноябрь Службой капитана порта было проведено 134 инспекции судов, выставлено 93 замечания, задержаний судов не зарегистрировано. В 2021 году было проинспектировано 108 судов, выставлено 24 замечания.

Участие в промышленных проектах

С 2018 года в рамках реализации проектов строительства Амурского газоперерабатывающего завода (АГПЗ) и Амурского газохимического комплекса (АГХК) осуществляются перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) из порта Де-Кастри через Амурский лиман и порт Николаевск-на-Амуре, далее по Амуру и Зее до порта Свободный в Амурской области. В этом году через порт Николаевск-на-Амуре барже-буксирными составами с КТГ совершено 20 рейсов, которые выполнялись судами АО «Амурское пароходство» и ООО «Нижегородская логистическая компания».

24 августа текущего года случилась чрезвычайная ситуация. Тогда во время шторма в Амурском лимане в Службу капитана порта поступил сигнал по телефону о терпящих бедствие несамоходных судах. По указанию начальника Морского спасательного подцентра Южно-Сахалинск (МСПЦ) координатором спасательной операции был назначен капитан порта Николаевск-на-Амуре. В спасании людей с несамоходных судов, сорванных с якорей, приняли участие вертолеты отряда МЧС по Хабаровскому краю и ЕАО, морской буксир «Восток» АО «Хабаровский речной торговый порт» и быстроходная шхуна «Аними» ЗАО «Николаевская-на-Амуре ремонтно-эксплуатационная база флота». Спасательная операция длилась 18 часов и прошла успешно, все люди были эвакуированы.

В эту навигацию также с помощью буксира «Восток» был организован вывод со стапелей «Хабаровского судостроительного завода» двух новых судов-краболовов проекта 03141. В конце августа с выходом в море и назначением в порт Находка на достройку было оформлено первое судно «Омолон», а в начале октября второе судно «Кедон» прошло через порт.

Оба судна построены по заказу Магаданской рыбодобывающей компании «Маг-Си Интернешнл», имеют ледовый класс Ace2, что позволит им работать в северных районах Охотского моря, Тихого океана и Беринговом проливе. Строительство таких судов ведется в рамках госпрограммы «Квоты под киль». Они предназначены для промысла краба и креветки, хранения улова в охлажденной морской воде с последующей транспортировкой свежего продукта в порт.

С наступлением осенне-зимнего периода в акватории порта проведены мероприятия по усилению контроля за безопасным мореплаванием и обеспечению безаварийного завершения навигации. Кроме того, судовладельцами были подготовлены и предоставлены на утверждение капитану порта планы мероприятий по подготовке судов к зимнему отстою. После проведенных совместно с капитаном порта мероприятий суда своевременно заведены в пункты укрытия.

Морские порты №9 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ