Президент России взял под контроль модернизацию Восточного полигона - Морские вести России

Президент России взял под контроль модернизацию Восточного полигона

20.09.2021

Ж/Д транспорт

Президент России взял под контроль модернизацию Восточного полигона

Фото: delo-group.ru

В конце июня Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей. Он поручил правительству и органам государственной власти Сибирского и Дальневосточного федеральных округов «обеспечить решение задач, которые предусматривают формирование устойчивых транспортных связей между перспективными центрами экономического роста, энергоснабжение территорий, примыкающих к БАМу и Транссибу, а также устранение логистических ограничений для выхода отечественных предприятий на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе путем модернизации подходов к ключевым морским портам Дальневосточного бассейна и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Надежда Толстоухова

В соответствии с перечнем поручений Президента РФ по вопросам развития Восточного полигона РЖД правительство должно проанализировать действующие документы стратегического планирования, долгосрочные инвестиционные программы ОАО «РЖД», ПАО «Россети», ПАО «Русгидро», касающиеся развития БАМа и Транссиба, на предмет их согласованности и сбалансированности по мероприятиям, показателям, финансовым ресурсам и срокам реализации и при необходимости принять меры по их актуализации.

Ответственным за исполнение поручений назначен председатель Правительства РФ Михаил Мишустин; до 30 мая 2022 года он должен будет представить доклад о том, как были выполнены президентские поручения.

Кроме того, до 1 сентября 2021 года должны быть приняты меры по ведению единой цифровой системы мониторинга, контроля и координации строительных работ в рамках реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.

Фактически все это означает, что Владимир Путин взял под личный контроль модернизацию Восточного полигона РЖД, первый этап которой должен завершиться в 2021 году. Мероприятия второго этапа были утверждены постановлением правительства в апреле 2021 года и расписаны поквартально вплоть до 2024 года.

Первый этап близок к завершению

Изначально целью первого этапа модернизации БАМа и Транссиба, который должен был завершиться в 2017 году, но потом перенесен на 2020-й, было увеличение пропускной способности железных дорог в сторону дальневосточных портов РФ до 124,9 млн т.

По итогам 2020 года она составила 144 млн т (совокупный рост 16,7% к базовому значению начала 2018 г.). При этом объемы перевозок угля на экспорт в страны АТР выросли почти на 5% – до 100,9 млн т – и впервые превысили объемы перевозок угля в западном и южном направлениях (98,8 млн т).

Всего в прошлом году на Восточном полигоне было введено в эксплуатацию 120 объектов, завершены основные работы, обеспечивающие движение поездов более чем на 100 инфраструктурных объектах, в том числе на станциях Волочаевка, Новая Чара, Икура. Введено в эксплуатацию свыше 100 км дополнительных главных путей, в том числе на перегонах Кунерма– Дельбичинда, Бирея – Киренга, Таку – Балбухта, Балбухта – Сюльбан, Лена-Восточная – Предленский, а также в Новом Байкальском тоннеле длиной 6,7 км (после окончательной сдачи в эксплуатацию тоннель позволит пропускать 33 пары составов в сутки).

Кроме того, в 2020 году двухпутные вставки были открыты для движения на перегонах Новая Чара – Кемен, Холодный – Кичера, Тыя – Северобайкальск, Сюльбан – Наледный, Киренга – Окунайский. Также было уложено более 20 км станционных путей на семи станциях (Тында, Сельгон, Новая Чара, Хилок, Волочаевка-2, Литовко, Джармен) и двух разъездах. Реконструировано 15 железнодорожных мостов. Сданы объекты локомотивного хозяйства, среди которых пункт технического обслуживания локомотивов на станции Забайкальск, введены в эксплуатацию четыре тяговые подстанции – в Хабаровске, на станциях Смоляниново (Приморский край), Ния (Иркутская область), Урюм (Забайкальский край). Электрифицировано более 140 км железнодорожных линий.

Однако увеличение провозной способности на Восточном полигоне было достигнуто не только за счет сданных объектов. Прирост показателя почти на 10 млн т обеспечили более эффективная маршрутизация перевозок, организация вождения соединенных поездов, улучшение технологии проведения ремонтных работ на инфраструктуре и повышение веса каждого поезда за счет использования новых современных локомотивов (только для Восточного полигона в 2020 году было закуплено более 300 локомотивов, часть из которых позволяет водить поезда весом до 7,1 тыс. т).

Первый этап развития БАМа и Транссиба, а также модернизация участка Междуреченск – Тайшет по решению правительства должны быть завершены в 2021 году. По данным заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Андрея Макарова, для завершения проекта БАМ-1 компании нужно еще достроить и ввести в эксплуатацию 115 объектов. В частности, до конца года будет построен второй путь на важном перегоне Тайшет – Тагул, который соединяет Восточно-Сибирскую и Красноярскую дороги.

На втором этапе присоединятся военные

Второй этап модернизации БАМа и Транссиба должен начаться уже в июле 2021 года с подготовки к строительству полусотни железнодорожных объектов, которые должны быть введены в эксплуатацию в рамках проекта БАМ-2. Как сообщили РЖД, строители уже выходят на 30 первоочередных объектов, а всего до конца 2024 года работы будут проведены на 212 объектах.

В первую очередь компания планирует построить 1,3 тыс. км дополнительных главных путей, 27 разъездов на БАМе, обход участка Шкотово – Смоляниново на Транссибе. Реконструкцию пройдут 24 станции и 6 разъездов. Также намечено электрифицировать участок Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный – Ванино (829 км) и усилить устройства тягового электроснабжения на различных участках.

К строительству путей решено привлечь железнодорожные войска (ранее РЖД объясняли причину отставания от плана модернизации нехваткой рабочей силы и техники). Как сообщила пресс-служба Минобороны, будет задействовано 10 бригад железнодорожных войск, которые построят более

340 км железнодорожных путей, в частности сплошные вторые пути на участке Улак – Февральск. Переброска сил и технических средств в зону производства уже началась. Войска займутся формированием земляного полотна, строительством искусственных сооружений и верхнего строения пути.

Кроме того, правительство и ФСИН обсуждают вопрос привлечения на стройки БАМа заключенных: из-за пандемии в стране наблюдается недостаток рабочих рук, потому что трудовые миг-ранты, традиционно нанимавшиеся на подобные работы, в большинстве вынуждены были вернуться на родину.

По словам вице-премьера правительства Марата Хуснуллина, в случае реализации инициативы заключенный добровольно сможет написать заявление о готовности работать на стройке, а оплата его труда в этом случае будет сопоставима со средней зарплатой по строительному сектору.

– Я считаю, что инициатива хорошая. Она не новая. Вообще на БАМе и Транссибе 100 тысяч заключенных работало, только бесплатно. А сейчас мы предлагаем работу за деньги, — сказал М.Хуснуллин.

План расписали по кварталам

Паспорт БАМа-2, принятый правительством, содержит подробное приложение с поквартальной разбивкой всех мероприятий. Сделать его настолько подробным на правительственном совещании в марте 2021 года потребовал, опять же, президент Путин.

В документе прописаны показатели провозной и пропускной способности для каждого участка магистрали. На некоторых из них показатели после завершения всех работ должны вырасти в 2-3 раза. Например, после модернизации участка железной дороги от Нерюнгри до Тынды его провозная способность вырастет с 7,9 млн

до 27,7 млн т к 2024 году. На участке Улак – Февральск провозная способность должна будет вырасти с 24,3 млн т в 2021 году до 50,1 млн т в 2024-м.

На участках Лена-Восточная – Таксимо, Таксимо – Новая Чара пропускная способность сейчас составляет 22 пары поездов в сутки, а к 2024 году она должна увеличиться до 43 пар. На участке Новая Чара – Тында показатель должен вырасти с 22 до 44 пар поездов, на участке Нерюнгри – Тында – с 13 до 27, на участке Тында – Улак – с 22 до 29.

Существенный рост пропускной способности должен произойти и на участке Тында – Бамовская: показатель должен вырасти с 19 пар поездов на старте до 51 пары в конце реализации этапа. Провозная способность участка должна будет вырасти с 15,8 млн т в начале реализации проекта до 54,9 млн т в конце.

На участке Смоляниново – Дунай (Петровка), несмотря на то что пропускная способность вырастет незначительно – с 7 до 12 пар поездов в сутки, провозная способность возрастет почти в три раза – с 5,7 млн до 16,8 млн т в год, благодаря увеличению предельной массы поезда с 6,3 тыс. до 7,1 тыс. т.

В паспорте проекта также закреплены целевые показатели роста провозной способности БАМа-2 по годам. Так, в 2022 году совокупная провозная способность на Восточном полигоне должна составить 158 млн т, в 2023 году – 173 млн т, а в 2024 году 180 млн т в год.

План был согласован правительством с основными грузоотправителями – угледобывающими компаниями, работающими в Сибири. На их долю приходится 70-80% всех грузов, отправляемых по БАМу и Транссибу на восток. Угольщики с удовлетворением встретили план правительства, потому что целевые показатели пропускной и провозной способности РЖД были увязаны с их потребностями и учли динамику рынка потребления угля в странах АТР. Кроме того, программа модернизации БАМа и Транссиба согласована с целевыми показателями проекта Программы развития угольной промышленности РФ до 2035 года.

По данным консалтинговой компании PwC, свыше 70% загрузки БАМа и Транссиба в восточном направлении приходится на экспортные отправки угля. За последние пять лет российский экспорт этого вида топлива в страны АТР увеличился в 1,5 раза. В 2019 году более 85% экспортного угля было отправлено через порты Дальнего Востока. Кроме того, более чем в 3 раза вырос экспорт и через сухопутные погранпереходы на границе с Китаем – с 3 млн т в 2015 году до 10 млн т в 2019 году. Все это произошло в том числе по причине снижения спроса на уголь в странах Европы и переориентации час-ти грузопотока на восток.

Рост отправок угля на экспорт через порты Дальневосточного бассейна с большой вероятностью будет продолжаться. К наиболее заметным проектам, ориентированным на этот бассейн, на следующие 5-10 лет относятся проекты по увеличению добычи угля в Республике Саха, Республике Хакасии, Красноярском крае и Амурской области.

Каждый из крупных проектов может обеспечить добавочный объем производства и экспорта угля свыше 10 млн т. Планируется расширить добычу на Эльгинском месторождении более чем на 23 млн т. «Колмар» продолжает развивать Инаглинскую шахту, а также планирует увеличить добычу на Денисовском месторождении, ожидаемый суммарный прирост добычи – 16 млн т. «Коулстар» в свою очередь анонсировал увеличение добычи угля на двух разрезах Бейского месторождения на 25 млн т. «Сибантрацит» развивает мес-торождения сразу в нескольких регионах с суммарным ожидаемым приростом более чем 25 млн т.

С учетом планов развития других месторождений таких компаний, как СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Евраз» и ТЭПК, ожидаемый общий прирост добычи в регионах, тяготеющих к транспортировке по Восточному полигону, может превысить 130 млн т угля к 2025 году. Это значит, что уголь и в перспективе ближайшего десятилетия будет являться основным грузом, перевозимым по БАМу и Транссибу на восток. Вот только хватит ли запланированных к этому году 180 млн т провозных способностей Восточного полигона, поскольку, кроме угля, там планируется рост перевозок контейнерных, зерновых и других видов грузов?

Пока ясно одно – дефицит железнодорожных мощностей при всех героических усилиях железнодорожников, строителей, военных и заключенных (если будет реализована эта инициатива) по завершении второго этапа модернизации все равно сохранится. Не ясно – как эту проблему будет решать правительство и РЖД спустя 3 года, допуская сегодня возможность сохранения дефицита. А ведь еще нужно учесть ускоренный подъем российской экономики, к которому призывает президент и который, очевидно, дополнительно повысит объемы внешнеторговых перевозок на востоке страны.

Морские порты №5 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ