Российский морской регистр судоходства: СПГ, композиты, беспилотники - Морские вести России

Российский морской регистр судоходства: СПГ, композиты, беспилотники

07.07.2020

Актуальные статьи

Российский морской регистр судоходства: СПГ, композиты, беспилотники

Генеральный директор Российского морского регистра судоходства (РС) Константин Пальников поделился с журналом «Морской флот» итогами 2019 года, рассказал о новых проектах и трендах, сотрудничестве с отраслью.

 

«МФ»: Константин Геннадьевич, что поменялось в РС за последние годы? Какие нововведения появились и что Вы считаете особым достижением?

К. Пальников: Ядро любого классификационного общества — это нормативно-техническая база: правила, руководства. Нам удалось существенно обновить документы Регистра. За два года мы ввели свыше 20 новых нотаций — дополнительных знаков и словесных характеристик к символу класса судна, подкрепленных пакетом технический требований. Нотации регламентируют как конструктивную прочность судна, его корпус, ледовый класс, так и комфортную и безопасную эксплуатацию: наличие системы доступа к береговым центрам расчета аварийной остойчивости, подтверждение расчетного остаточного срока службы, соответствие по уровню шума, санитарной вибрации в судовых помещениях для экипажа и пассажиров.

Особое внимание уделили судам, связанным с транспортировкой и бункеровкой СПГ, и судам на СПГ. Компетенции в области сжиженного природного газа мы начали наращивать более 10 лет назад, когда группа наших специалистов впервые прошла обучение по технологиям морской перевозки газа.

Сегодня мы можем констатировать, что после многих лет последовательной работы Регистр обладает полным спектром современных требований и символов класса для арктических газовозов, их пропульсивного комплекса, корпуса и систем хранения груза, реализует собственную программу подготовки и стажировки специалистов в данной сфере.

Для судов-газовозов применение газа в качестве топлива учтено в правилах Регистра с 1983 года. С расширением практики применения на судах газового топлива Регистр внедрил комплекс требований для судов, которые работают на СПГ, но не являются газовозами. Так, например, с целью уменьшения затрат при переходе на газовое топливо судно может быть заранее подготовлено к переоборудованию. Кроме того, мы внедрили дополнительную регламентацию для надежного использования судов-газовозов в качестве бункеровщиков СПГ.

Еще одним акцентом за последние годы стала интеграция информационных технологий. Сегодня мы развиваем целый ряд программных комплексов, предназначенных не только для удобства работы инженерно-инспекторского состава Регистра, но и для наших клиентов. Через специализированный модуль «Проекты судов» клиенты могут отследить ход рассмотрения технической документации строящегося судна и увидеть выставленные замечания в режиме онлайн.

Создан программный комплекс для расчетов корпусных конструкций танкеров и балкеров, подпадающих под требования Общих правил Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО).

Мы продолжаем разработку программы для расчетов корпусных конструкций по правилам Регистра. В дальнейшем она станет доступна проектантам судов и позволит со-кратить время на рассмотрение рас-четов Регистром.

«МФ»: Технологии постоянно меняются. СПГ, композитные материалы, беспилотники. Как РС работает с такими нововведениями?

К. Пальников: Часто говорят, что Регистр — связующее звено в морской отрасли. Это действительно так. Участие в работе международных организаций, сотрудничество с наукой, обобщение практического опыта отрасли, выработка единого подхода в области безопасности мореплавания в рамках МАКО позволяют нам одними из первых узнавать о новых технологиях, тенденциях и регуляторных инициативах. Так, например, за прошлый год мы приняли участие в 27 рабочих встречах МАКО, представляли интересы Российской Федерации на 12 сессиях рабочих органов ИМО, сотрудничали с ведущими образовательными центрами и НИИ по вопросам проведения 13 научно-исследовательских работ. В результате, все новейшие тренды индустрии так или иначе отражаются в нормативно-технической базе Регистра.

Требования к полимерным композиционным материалам уже регламентированы в правилах Регистра. Более того, у нас есть опыт технического наблюдения за строительством высокоскоростного пассажирского катамарана с корпусом из углепластика. Такой корпус позволяет снизить вес судна и увеличить прочность, не подвержен коррозии, что существенно увеличивает срок его эксплуатации. В прошедшем году была проведена научно-исследовательская работа, связанная с расчетами аварийной осадки и остойчивости судов из композиционных материалов. В текущем году запланированы исследования в области применения полимерных и композитных материалов для судов ледового класса. По их результатам можно будет говорить о возможности интеграции новых требований в правила РС.

В 2017 году Регистр впервые в практике классификационных обществ издал правила по техническому наблюдению за проектированием, изготовлением, испытаниями и эксплуатацией контейнеров-цистерн c сосудами из ПКМ. Такие контейнеры сегодня не допускаются к перевозке морем международными конвенциями, которые регламентируют опасные грузы, однако транспортировка наземным транспортом разрешена.

Регистр принял участие в под-готовке предложений от России по перевозке опасных грузов морем в контейнерах-цистернах с сосудами из ПКМ, и ИМО эти предложения поддержала. Сегодня вопрос рассматривает комитет экспертов ООН по транспортировке опасных грузов, в котором также принимают участие представители РС.

Наши специалисты совместно со Сколковским институтом науки и технологий участвуют в создании цифровой платформы сертификации изделий из ПКМ. Ключевая особен-ность проекта состоит в адаптации цифровых моделей материалов и изделий. Виртуальные испытания цифрового двойника позволяют прогнозировать ошибки и неисправности с учетом возможных факторов эксплуатации изделия. Роль РС заключается в разработке национальной нормативной базы применения цифровых моделей на примере процедур, используемых РС при техническом наблюдении, с перспективой разработки международных положений.

Если говорить о так называемых беспилотниках, то в прошлом году завершилась научно-исследовательская работа по автономным (безэкипажным) судам. В ближайшее время мы планируем издать соответствующее руководство.

В РС внедрена технология дистанционного освидетельствования морских судов с помощью беспилотных летательных аппаратов — дронов. Услуга оказывается на базе четырех крупнейших российских филиалов, где инспекторы прошли специальную подготовку.

«МФ»: Какие объекты за последние 5 лет вы считаете особо интересными? В чем была сложность работы с ними?

К. Пальников: В последние годы мы наблюдаем активное развитие судостроения. За счет государственного стимулирования отрасли и участия в строительстве высокотехнологичных судов предприятия приобретают ценный практический опыт работы, растет профессиональный уровень кадров. Создание современной морской техники — это одновременно и вызов, и хороший потенциал для роста.

Благодаря участию в постройке целого флота арктических газовозов, инспекторы РС обрели уникальные знания и практические наработки. Уже больше года в Регистре работает отдел технологий морской транспортировки и хранения СПГ, специалисты регулярно проходят обучение в области технологий мембранной системы хранения СПГ.

Вторым существенным вкладом в развитие компетенций Регистра стало активное строительство ледокольного флота. В постройке на класс Регистра находятся восемь ледокольных судов, включая три атомных ледокола пр. 22220.

Одобрение документации и техническое наблюдение за строительством атомного флота проводит филиал РС по атомным судам, который в прошлом году отметил свое 50-летие. Сегодня можно говорить о самых значительных объемах работы филиала за все время его существования. Для сопровождения текущих проектов его штат был усилен нашими лучшими инженерами-инспекторами в области судостроения.

В качестве третьего стимула развития я бы обозначил рыболовный флот. Правила Регистра в этом сегменте долгое время не были востребованы. Необходимо понимать, что интенсивность изменений или уточнений правил обусловлена частотой их применения.

Количество строящихся судов растет, и за последние два года нам удалось обновить требования к рыболовным судам в соответствии с тенденциями в области проектирования промыслового флота и текущими потребностями заказчиков.

«МФ»: РС неоднократно проводил конференции по рыболовному флоту и по совершенствованию правил, собирал обратную связь и от судовладельцев, и от судостроителей. Что удалось внедрить после таких мероприятий? Есть ли другие способы выработки совместных решений с клиентами?

К. Пальников: Обратная связь от клиентов, практический опыт проектирования, строительства и эксплуатации судов — это один из источников для внесения изменений в нормативно-технические документы РС.

В 2019 году мы не только провели несколько конференций в Санкт-Петербурге по изменениям правил Регистра, но и встречались с предприятиями крупнейших морских регионов страны в Архангельске, Астрахани, Владивостоке, Калининграде, Мурманске и Новороссийске.

Такая работа приносит ощутимый положительный эффект и позволяет понять, с какими трудностями сталкиваются проектанты и судостроители на практике. Мы анализируем предложения и даем поправки к правилам.

Так, например, по результатам первой конференции по рыболовному флоту были существенно обновлены соответствующие документы Регистра. С учетом конструктивных особенностей современных рыболовных судов мы пересмотрели требования к расположению аварийных выходов, системам пожаротушения, электростанциям и так далее.

Новые инженерные решения, которые сегодня появляются, принципиально новые облики судов, невозможно воплотить без актуальных нормативно-технических документов. Благодаря тесному взаимодействию с верфями, проектантами и заказчиками мы постоянно совершенствуем правила РС с учетом применения новейших технологий, материалов и изделий.

Практика прямого общения с представителями судостроительной отрасли хорошо подходит и для оперативного разъяснения позиции Регистра по частным вопросам. Такое взаимодействие мы ведем в ходе конференций и семинаров, но оно может быть и формализовано.

Услуга принципиального одобрения (Approval-In-Principle) призвана помочь заказчикам и разработчикам концептуальных и инновационных технологических решений с экспертной оценкой технической документации на начальном этапе проектирования.

Еще одна эффективная форма взаимодействия — joint development project — принята в мировой практике для объединения усилий сторон при создании нового проекта. Именно в таком ключе в прошедшем году Регистр сотрудничал с южнокорейскими верфями в сфере проектирования судов высоких ледовых классов: арктического танкера- челнока и газовоза. Регистр консультировал инженеров, не имеющих опыта работы с нашими ледовыми правилами, оценивал проекты на соответствие документам Регистра и МАКО, проводил экспертизу расчетов и конструктивных чертежей.

Проведенная работа позволит создать проекты судов в постройке сразу с учетом применимых требований, что в дальнейшем должно сократить ресурсы на отработку и рассмотрение проектной документации.

«МФ»: Актуален ли сегодня вопрос повышения престижа морских профессий и работает ли Регистр со студентами?

К. Пальников: Да, мы считаем этот вопрос актуальным. С 2013 года Регистр проводит конкурс на лучшую дипломную работу по тематике РС среди студентов морских инженерных специальностей. В 2019 году в конкурсе приняли участие 15 студентов из пяти университетов страны. Кроме того, мы учредили стипендии для 10 лучших студентов профильных для нас вузов: Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургского морского технического университета.


По материала журнала «Морской флот» № 1 за 2020 г.

 

 

 

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ