Вахтенный уснул от усталости

Морской транспорт

Разрешение в МАК спора касательно рыбного промысла: классификация и мореходность судна

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), созданная в 1930 году, является сегодня одним из старейших морских арбитражных центров в нашей стране и в мире.

Дмитрий Давыденко, к.ю.н., ответственный секретарь и арбитр МАК при ТПП РФ

В МАК традиционно рассматриваются споры из рыболовецких операций, договоров перевозки грузов, фрахтования судов, а также споры в связи со спасением судов и грузов на море. Наряду с этим предметом разбирательства в МАК могут быть споры, вытекающие из брокерских и агентских соглашений, ремонта судов, судового менеджмента, осуществления промыслов и многообразных иных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания, а также плавания по внутренним водным путям.

Дело МАК

В МАК рассматриваются дела самых различных категорий с участием рыбопромысловых организаций, включая споры в связи со спасанием, фрахтованием, страхованием, буксировкой, ремонтом судов, тайм-чартерами. В качестве примера подробно остановлюсь на одном деле 2015 года, где ключевым стал вопрос о классификации судна в качестве рыбопромыслового. К составу экипажа, квалификации капитана и в целом мореходности такого рода судов применяются более высокие требования.

Обстоятельства дела вкратце таковы. Между банком и организацией-судовладельцем был заключен договор о предоставлении кредита для приобретения судна – транспортного рефрижератора. Судовладелец приобрел судно и застраховал его у страховой компании.

Затем банк, судовладелец и ответчик подписали дополнительные соглашения к договору страхования, которым банк был назначен выгодоприобретателем по этому договору. В случае утраты или гибели застрахованного средства водного транспорта страховщик обязался выплатить страховое возмещение выгодоприобретателю в части неисполненных обязательств страхователя (заемщика) перед выгодоприобретателем.

Судно следовало из порта Мурманск в район острова Медвежий (Норвежское море) для приема рыбопродукции с промысловых судов. Ранним утром судно на полном ходу выскочило на берег острова, поскольку вахтенный уснул от усталости.

Судовладелец принял решение об экономической нецелесообразности проведения мероприятий по снятию судна с мели и устранению имеющихся повреждений судна. Он обратился в страховую компанию за выплатой страхового возмещения. Однако компания выплатить судовладельцу страховое возмещение отказалась и заявила, что судно относилось к судам рыбопромыслового флота и судовладелец нарушил требования к безопасности эксплуатации и не обеспечил мореходность такого судна. Судовладелец с этой позицией ответчика не согласился.

Поскольку судовладелец-заемщик не исполнил большую часть своих обязательств по кредитным договорам, в МАК с иском о взыскании страхового возмещения обратился банк как выгодоприобретатель. Судовладелец участвовал в деле в качестве третьего лица.

Основным предметом спора стали требования к укомплектованию судна экипажем, которыми должна определяться мореходность этого судна при его выходе в рейс из порта Мурманск.

Арбитры установили следующее. Судовладельцем и истцом доказано и ответчиком не оспаривалось, что судну в соответствии с Правилами Регистра был присвоен тип «рефрижераторное». Класс, присвоенный Регистром судну, и определение типа судна при этом как «рефрижераторного» предусматривали его использование, согласно пояснениям истца, «для перевозки или сохранения охлажденных грузов или продуктов лова». Таким образом, судно могло использоваться как рефрижераторное судно для перевозки грузов между портами или другими пунктами на суше, оборудованными для погрузки и выгрузки груза, либо как рефрижераторное судно для перевозки и сохранения «продуктов лова». По мнению арбитров, это означало, что судно могло по своему типу и классу использоваться для приема продуктов лова с рыболовных судов в местах их добычи и последующего сохранения и транспортировки.

Судно было отправлено в рейс для использования в качестве приемотранспортного судна, то есть судна рыбопромыслового флота. Кроме того, оно эксплуатировалось судовладельцем как приемотранспортное судно и до данного рейса. В частности, из показаний старшего помощника капитана следовало, что в предшествующем рейсе это судно доставляло мороженую рыбу, принятую на промысле в районе Фарерских островов. Ответчик указывал на то, что судно и ранее занималось приемкой рыбы с промысловых судов и доставкой ее в порты Норвегии. Эти утверждения ни судовладельцем, ни истцом не оспаривались.

Независимо от того, в каком судовом реестре было зарегистрировано судно в то время, когда оно эксплуатировалось в качестве приемотранспортного судна, его судовладелец и экипаж должны были соблюдать установленные для таких судов правила, обеспечивающие его мореходность, поскольку такие правила учитывают в том числе и назначение, по которому в действительности используется судно.

Мореходность судна

Арбитры сочли, что для разрешения возникшего в настоящем деле спора между истцом и судовладельцем с одной стороны и страховщиком – с другой решающее значение имеет верное понимание и толкование положений закона – Кодекса торгового мореплавания России – о понятии мореходности судна, то есть тех требований, которые согласно закону должны быть выполнены, чтобы судно могло считаться мореходным.

В соответствии со статьей 266 Кодекса страховщик при страховании судна «не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна...». При этом закон не определяет, какое состояние судна следует считать «немореходным».

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 и статьей 266 Кодекса судовладелец «обязан заблаговременно, до начала рейса привести судно в мореходное состояние», в том числе «укомплектовать его экипажем». В чем именно заключается требование закона «укомплектовать» судно экипажем, установлено в пункте 1 статьи 53 Кодекса, который в редакции, действовавшей на дату выхода судна в рейс, гласил: «Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

– обеспечения безопасного плавания судна, защиты морской среды;

– выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

– недопущения перегрузки членов экипажа судна работой».

Экипаж

Абзац второй пункта 2 статьи 53 КТМ РФ в той же редакции устанавливал, что судну капитаном порта (морского или рыбного) выдается «свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность...». Сам же минимальный состав экипажа судна определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти «в зависимости от типа и назначения судна, района плавания...».

По мнению арбитров, из приведенных норм закона было достаточно очевидно, что минимальный состав экипажа судна определяется прежде всего с целью обеспечить «безопасность плавания судна» исходя из его технических характеристик и района плавания. Но при его определении не могут быть учтены все особенности эксплуатации конкретного судна в конкретном рейсе. Поэтому минимальный состав экипажа не обязательно обеспечивает выполнение требований к соблюдению рабочего времени на борту судна и недопущение перегрузки членов экипажа судна работой, в то время как выполнение этих требований всегда обязательно для того, чтобы судно было «укомплектовано экипажем» надлежащим образом и, следовательно, могло считаться мореходным.

Именно по этой причине закон содержит требование о «минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность». Особые условия конкретных рейсов, известные судовладельцу и требующие от экипажа выполнения обязанностей и работ, выходящих за пределы тех, на которые рассчитан минимальный состав экипажа судна, требуют соответствующего увеличения состава экипажа.

Арбитры отметили, что даже из материалов, представленных участвующими в настоящем деле лицами, видно, что эксплуатация судна в качестве приемотранспортного в местах рыболовного промысла существенно усложняет работу его экипажа и увеличивает ее объем.

Бульшая численность минимального состава экипажа судна нормативно установлена для судов рыбопромыслового флота, в том числе для приемотранспортных судов, с учетом сложности и опасности эксплуатации таких судов. Поэтому при отправлении названного судна в рейс и определении состава его экипажа судовладельцу надлежало ориентироваться на действовавшие в то время положения приказа Госкомрыболовства № 148. Это означает, что в составе экипажа судна должно было быть не менее 16 человек. Если же технические характеристики судна не позволяли судовладельцу обеспечить такой состав экипажа, то по указанному назначению судно эксплуатировать было нельзя.

Эксплуатация судна в качестве приемотранспортного судна в местах рыболовного промысла, по мнению арбитров, требовала от судовладельца укомплектования судна экипажем в соответствии именно с таким назначением судна, а не просто следования документу о минимальном составе экипажа. Этот документ был выдан капитаном Мурманского морского торгового порта, в котором рефрижераторное судно было внесено в реестр, предназначенный для регистрации морских судов, которые используются для перевозок грузов. Очевидно, что и названный документ был выдан исходя из такого назначения судна, что ни судовладельцем, ни истцом по настоящему делу опровергнуто не было.

С учетом изложенного арбитры нашли, что судно было отправлено судовладель-
цем в рейс, не будучи укомплектовано экипажем надлежащим образом, то есть немореходным.

Квалификация капитана судна и немореходность судна

Арбитры отметили, что требование к мореходности судна в статье 266 КТМ РФ и в пункте 1 статьи 124 КТМ РФ в отношении «укомплектованности его экипажем» означает в соответствии с пунктом 1 статьи 53 КТМ РФ также необходимость «иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию… для обеспечения безопасности плавания и защиты морской среды». Это прежде всего относится к капитану судна.

В соответствии с требованиями по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения, установленными Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ), главой IX Конвенции СОЛАС-74 «компания (судовладелец) должна обеспечить, чтобы капитан имел надлежащую квалификацию для управления судном».

Арбитры констатировали, что на судне применялась система управления безопасностью (СУБ). По признанию самого капитана, он никогда не работал на судах с СУБ и не имел практического опыта управления такими судами, перед выходом в рейс формально ознакомился с СУБ судовладельца. По мнению арбитров, капитан судна, имеющий в соответствии с установленными требованиями диплом капитана, тем не менее на момент выхода судна в рейс не имел надлежащей квалификации для управления таким судном.

Арбитры нашли, что судовладелец, которому должны были быть известны требования по управлению безопасной эксплуатацией судов, полностью проигнорировал эти требования. По их мнению, он допустил грубую неосторожность, назначив капитана на судно нового для него типа и сразу же отправив в рейс без учета его подготовки к управлению таким судном. Допустив это, судовладелец не проявил должной заботливости о мореходности судна при его отправке в рейс.

Общий вывод

Арбитры пришли к выводу, что аварийный случай с судном в результате кораблекрушения произошел по причине немореходности судна и не может быть квалифицирован как страховой случай и что ответчик имел право отказать судовладельцу в выплате страхового возмещения в связи с конструктивной гибелью судна.

Отсутствие у страхователя права на получение от ответчика страхового возмещения в связи с гибелью судна лишило банк (как выгодоприобретателя) права на получение страхового возмещения.

Как видно из данного примера, в МАК квалифицированно рассматриваются споры по различным вопросам, актуальным в том числе для рыбопромыслового флота.

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Российские пограничники задержали в Азовском море катер украинских рыбаков

Российские пограничники задержали в Азовском море катер украинских рыбаков Российские пограничники задержали в Азовском море в акватории Ейска украинский рыболовный катер за н...

Судоходные компании тратят деньги на бумагу в эпоху цифровых технологий

Судоходные компании тратят деньги на бумагу в эпоху цифровых технологий Анализ потребительских пристрастий в среде морских перевозчиков показывает, что владельцы судов в бо...

Российская экономика

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение

«НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение «НОВАТЭК» открыл новое газоконденсатное месторождение - по результатам испытаний поисковой скважины ...

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток»

«Газпром» завершил морскую укладку газопровода «Турецкий поток» Трубоукладочное судно Pioneering Spirit в Черном море завершило морскую укладку газопровода «Турецки...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди

АО «Восточный Порт» ведет монтаж панелей пылезащитного экрана на Третьей очереди 19 ноября 2018 года, порт Восточный (Приморский край). Крупнейший в России специализированны...

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

Навигация по электронным картам становится реальностью

Навигация по электронным картам становится реальностью Чтобы преодолеть 4 тыс. км водных путей по рекам Центральной России судоводители скоро смогут руково...

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации

В СевГУ разрабатывают речное судно для диспансеризации СевГУ, Севморзавод и РУДН приступили к разработке проекта инновационного диагностического медицинско...

Ж/Д транспорт

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД

Душевые кабины и сенсорные экраны: какими будут новые вагоны РЖД РЖД покажут новые плацкартные вагоны на выставке «Транспорт России» 20-22 ноября.

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Авто транспорт

Затраты на строительство федеральных дорог в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза

Затраты на строительство федеральных дорог  в Северной Осетии могут вырасти в 1,8 раза Затраты на строительство дорог федерального значения в Северной Осетии в 2019 году составят 3,5 млрд...

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...