Вахтенный уснул от усталости

Морской транспорт

Разрешение в МАК спора касательно рыбного промысла: классификация и мореходность судна

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), созданная в 1930 году, является сегодня одним из старейших морских арбитражных центров в нашей стране и в мире.

Дмитрий Давыденко, к.ю.н., ответственный секретарь и арбитр МАК при ТПП РФ

В МАК традиционно рассматриваются споры из рыболовецких операций, договоров перевозки грузов, фрахтования судов, а также споры в связи со спасением судов и грузов на море. Наряду с этим предметом разбирательства в МАК могут быть споры, вытекающие из брокерских и агентских соглашений, ремонта судов, судового менеджмента, осуществления промыслов и многообразных иных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания, а также плавания по внутренним водным путям.

Дело МАК

В МАК рассматриваются дела самых различных категорий с участием рыбопромысловых организаций, включая споры в связи со спасанием, фрахтованием, страхованием, буксировкой, ремонтом судов, тайм-чартерами. В качестве примера подробно остановлюсь на одном деле 2015 года, где ключевым стал вопрос о классификации судна в качестве рыбопромыслового. К составу экипажа, квалификации капитана и в целом мореходности такого рода судов применяются более высокие требования.

Обстоятельства дела вкратце таковы. Между банком и организацией-судовладельцем был заключен договор о предоставлении кредита для приобретения судна – транспортного рефрижератора. Судовладелец приобрел судно и застраховал его у страховой компании.

Затем банк, судовладелец и ответчик подписали дополнительные соглашения к договору страхования, которым банк был назначен выгодоприобретателем по этому договору. В случае утраты или гибели застрахованного средства водного транспорта страховщик обязался выплатить страховое возмещение выгодоприобретателю в части неисполненных обязательств страхователя (заемщика) перед выгодоприобретателем.

Судно следовало из порта Мурманск в район острова Медвежий (Норвежское море) для приема рыбопродукции с промысловых судов. Ранним утром судно на полном ходу выскочило на берег острова, поскольку вахтенный уснул от усталости.

Судовладелец принял решение об экономической нецелесообразности проведения мероприятий по снятию судна с мели и устранению имеющихся повреждений судна. Он обратился в страховую компанию за выплатой страхового возмещения. Однако компания выплатить судовладельцу страховое возмещение отказалась и заявила, что судно относилось к судам рыбопромыслового флота и судовладелец нарушил требования к безопасности эксплуатации и не обеспечил мореходность такого судна. Судовладелец с этой позицией ответчика не согласился.

Поскольку судовладелец-заемщик не исполнил большую часть своих обязательств по кредитным договорам, в МАК с иском о взыскании страхового возмещения обратился банк как выгодоприобретатель. Судовладелец участвовал в деле в качестве третьего лица.

Основным предметом спора стали требования к укомплектованию судна экипажем, которыми должна определяться мореходность этого судна при его выходе в рейс из порта Мурманск.

Арбитры установили следующее. Судовладельцем и истцом доказано и ответчиком не оспаривалось, что судну в соответствии с Правилами Регистра был присвоен тип «рефрижераторное». Класс, присвоенный Регистром судну, и определение типа судна при этом как «рефрижераторного» предусматривали его использование, согласно пояснениям истца, «для перевозки или сохранения охлажденных грузов или продуктов лова». Таким образом, судно могло использоваться как рефрижераторное судно для перевозки грузов между портами или другими пунктами на суше, оборудованными для погрузки и выгрузки груза, либо как рефрижераторное судно для перевозки и сохранения «продуктов лова». По мнению арбитров, это означало, что судно могло по своему типу и классу использоваться для приема продуктов лова с рыболовных судов в местах их добычи и последующего сохранения и транспортировки.

Судно было отправлено в рейс для использования в качестве приемотранспортного судна, то есть судна рыбопромыслового флота. Кроме того, оно эксплуатировалось судовладельцем как приемотранспортное судно и до данного рейса. В частности, из показаний старшего помощника капитана следовало, что в предшествующем рейсе это судно доставляло мороженую рыбу, принятую на промысле в районе Фарерских островов. Ответчик указывал на то, что судно и ранее занималось приемкой рыбы с промысловых судов и доставкой ее в порты Норвегии. Эти утверждения ни судовладельцем, ни истцом не оспаривались.

Независимо от того, в каком судовом реестре было зарегистрировано судно в то время, когда оно эксплуатировалось в качестве приемотранспортного судна, его судовладелец и экипаж должны были соблюдать установленные для таких судов правила, обеспечивающие его мореходность, поскольку такие правила учитывают в том числе и назначение, по которому в действительности используется судно.

Мореходность судна

Арбитры сочли, что для разрешения возникшего в настоящем деле спора между истцом и судовладельцем с одной стороны и страховщиком – с другой решающее значение имеет верное понимание и толкование положений закона – Кодекса торгового мореплавания России – о понятии мореходности судна, то есть тех требований, которые согласно закону должны быть выполнены, чтобы судно могло считаться мореходным.

В соответствии со статьей 266 Кодекса страховщик при страховании судна «не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна...». При этом закон не определяет, какое состояние судна следует считать «немореходным».

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 и статьей 266 Кодекса судовладелец «обязан заблаговременно, до начала рейса привести судно в мореходное состояние», в том числе «укомплектовать его экипажем». В чем именно заключается требование закона «укомплектовать» судно экипажем, установлено в пункте 1 статьи 53 Кодекса, который в редакции, действовавшей на дату выхода судна в рейс, гласил: «Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

– обеспечения безопасного плавания судна, защиты морской среды;

– выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

– недопущения перегрузки членов экипажа судна работой».

Экипаж

Абзац второй пункта 2 статьи 53 КТМ РФ в той же редакции устанавливал, что судну капитаном порта (морского или рыбного) выдается «свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность...». Сам же минимальный состав экипажа судна определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти «в зависимости от типа и назначения судна, района плавания...».

По мнению арбитров, из приведенных норм закона было достаточно очевидно, что минимальный состав экипажа судна определяется прежде всего с целью обеспечить «безопасность плавания судна» исходя из его технических характеристик и района плавания. Но при его определении не могут быть учтены все особенности эксплуатации конкретного судна в конкретном рейсе. Поэтому минимальный состав экипажа не обязательно обеспечивает выполнение требований к соблюдению рабочего времени на борту судна и недопущение перегрузки членов экипажа судна работой, в то время как выполнение этих требований всегда обязательно для того, чтобы судно было «укомплектовано экипажем» надлежащим образом и, следовательно, могло считаться мореходным.

Именно по этой причине закон содержит требование о «минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность». Особые условия конкретных рейсов, известные судовладельцу и требующие от экипажа выполнения обязанностей и работ, выходящих за пределы тех, на которые рассчитан минимальный состав экипажа судна, требуют соответствующего увеличения состава экипажа.

Арбитры отметили, что даже из материалов, представленных участвующими в настоящем деле лицами, видно, что эксплуатация судна в качестве приемотранспортного в местах рыболовного промысла существенно усложняет работу его экипажа и увеличивает ее объем.

Бульшая численность минимального состава экипажа судна нормативно установлена для судов рыбопромыслового флота, в том числе для приемотранспортных судов, с учетом сложности и опасности эксплуатации таких судов. Поэтому при отправлении названного судна в рейс и определении состава его экипажа судовладельцу надлежало ориентироваться на действовавшие в то время положения приказа Госкомрыболовства № 148. Это означает, что в составе экипажа судна должно было быть не менее 16 человек. Если же технические характеристики судна не позволяли судовладельцу обеспечить такой состав экипажа, то по указанному назначению судно эксплуатировать было нельзя.

Эксплуатация судна в качестве приемотранспортного судна в местах рыболовного промысла, по мнению арбитров, требовала от судовладельца укомплектования судна экипажем в соответствии именно с таким назначением судна, а не просто следования документу о минимальном составе экипажа. Этот документ был выдан капитаном Мурманского морского торгового порта, в котором рефрижераторное судно было внесено в реестр, предназначенный для регистрации морских судов, которые используются для перевозок грузов. Очевидно, что и названный документ был выдан исходя из такого назначения судна, что ни судовладельцем, ни истцом по настоящему делу опровергнуто не было.

С учетом изложенного арбитры нашли, что судно было отправлено судовладель-
цем в рейс, не будучи укомплектовано экипажем надлежащим образом, то есть немореходным.

Квалификация капитана судна и немореходность судна

Арбитры отметили, что требование к мореходности судна в статье 266 КТМ РФ и в пункте 1 статьи 124 КТМ РФ в отношении «укомплектованности его экипажем» означает в соответствии с пунктом 1 статьи 53 КТМ РФ также необходимость «иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию… для обеспечения безопасности плавания и защиты морской среды». Это прежде всего относится к капитану судна.

В соответствии с требованиями по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения, установленными Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ), главой IX Конвенции СОЛАС-74 «компания (судовладелец) должна обеспечить, чтобы капитан имел надлежащую квалификацию для управления судном».

Арбитры констатировали, что на судне применялась система управления безопасностью (СУБ). По признанию самого капитана, он никогда не работал на судах с СУБ и не имел практического опыта управления такими судами, перед выходом в рейс формально ознакомился с СУБ судовладельца. По мнению арбитров, капитан судна, имеющий в соответствии с установленными требованиями диплом капитана, тем не менее на момент выхода судна в рейс не имел надлежащей квалификации для управления таким судном.

Арбитры нашли, что судовладелец, которому должны были быть известны требования по управлению безопасной эксплуатацией судов, полностью проигнорировал эти требования. По их мнению, он допустил грубую неосторожность, назначив капитана на судно нового для него типа и сразу же отправив в рейс без учета его подготовки к управлению таким судном. Допустив это, судовладелец не проявил должной заботливости о мореходности судна при его отправке в рейс.

Общий вывод

Арбитры пришли к выводу, что аварийный случай с судном в результате кораблекрушения произошел по причине немореходности судна и не может быть квалифицирован как страховой случай и что ответчик имел право отказать судовладельцу в выплате страхового возмещения в связи с конструктивной гибелью судна.

Отсутствие у страхователя права на получение от ответчика страхового возмещения в связи с гибелью судна лишило банк (как выгодоприобретателя) права на получение страхового возмещения.

Как видно из данного примера, в МАК квалифицированно рассматриваются споры по различным вопросам, актуальным в том числе для рыбопромыслового флота.

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Конгресс рыбаков пройдет на Дальнем Востоке в начале октября

Конгресс рыбаков пройдет на Дальнем Востоке в начале октября Во Владивостоке состоялось первое заседание оргкомитета XIV Международного конгресса рыбаков, на кот...

Главы делегаций ХЕЛКОМ концептуально согласовали параметры пересмотра Плана действий для Балтийского моря

Главы делегаций ХЕЛКОМ концептуально согласовали параметры пересмотра Плана действий для Балтийского моря В столице Финляднии 18-19 июня состоялось 56-е заседание Глав делегаций Комиссии по защите морской с...

Российская экономика

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1%

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1% Грузооборот транспорта в России в январе - мае 2019 г. вырос по сравнению с показателем за аналогичн...

«ЛУКОЙЛ» будет развивать СПГ-проекты только за пределами России

«ЛУКОЙЛ» будет развивать СПГ-проекты только за пределами России «ЛУКОЙЛ» планирует заняться развитием проектов по сжижению газа за рубежом, в частности, в Камеруне ...

Транспортная политика

Левитин не исключает, что железнодорожную часть Крымского моста могут сдать

Левитин не исключает, что железнодорожную часть Крымского моста могут сдать Железнодорожная часть Крымского моста может быть сдана раньше намеченного срока,   сообщил...

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Морские порты

Грузооборот НМТП за 4 месяца 2019 г. вырос на 0,3%, до 47,6 млн тонн

Грузооборот НМТП за 4 месяца 2019 г. вырос на 0,3%, до 47,6 млн тонн Консолидированный грузооборот группы НМТП за январь - апрель 2019 года увеличился   относи...

Проект порта Тамань может быть незначительно скорректирован после актуализации модели

Проект порта Тамань может быть незначительно скорректирован после актуализации модели Проект порта Тамань после   актуализации финансовой и организационной модели его &nbs...




Морской транспорт

Акционеры ДВМП утвердили совет директоров в прежнем составе

Акционеры ДВМП утвердили совет директоров в прежнем составе Акционеры ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная структура группы Fesco) ...

Парусник «Херсонес» приветствовал участников VI-го Международного Большого Севастопольского Офицерского Бала

Парусник «Херсонес» приветствовал участников VI-го Международного Большого Севастопольского Офицерского Бала 16 июня 2019 года на площади Михайловской береговой батареи состоялся Международный VI-й Большой Сев...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

Путин подтвердил планы по вводу железнодорожной части Крымского моста до конца года

Путин подтвердил планы по вводу железнодорожной части Крымского моста до конца года Работы по строительству железнодорожной части Крымского поста выполняются в срок и   должн...

Начать строительство второго моста через Амур в 2020 году предложили хабаровские власти

Начать строительство второго моста через Амур в 2020 году предложили хабаровские власти Хабаровский край и Дальневосточная железная дорога обратились в правительство РФ с предложением реал...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...