Утилизация бытовых отходов

Морской транспорт

Национальные и международные требования к утилизации бытовых отходов на судах и экологической безопасности

Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Проведен анализ преимуществ и недостатков основных способов утилизации мусора, реализуемых на морских судах, в соответствии с положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). Выявлена необходимость проведения контроля воздушных выбросов в ходе процесса сжигания отходов в инсинераторных установках на судах.

А. Тихомирова, АО «ЦНИИМФ»

Научно-технический прогресс поднял человека на качественно новую ступень, предоставив ему еще больше возможностей по преобразованию окружающей природной среды и открыв перед ним необычайные перспективы. Однако общество, увлекаясь открытиями и инновациями, забывает о ценности окружающей среды, ставя под угрозу существование планеты и всего человечества.

Ценности жизни

В современных условиях, когда наблюдается повышенный интерес мировой общественности к глобальным проблемам, будь то загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост народонаселения на планете или необратимые климатические изменения на Земле, происходит существенное переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей человека с окружающим его природным, а также социальным миром.

Сохранение здоровой экологической обстановки является одной из основных задач современного общества. Немаловажное влияние оказывают на окружающую среду различные виды транспорта. Особого внимания заслуживает судоходство ввиду ряда своих особенностей.

В отличие от сухопутного транспорта, на судах люди оказываются в условиях ограниченного пространства, что неизбежно приводит к возникновению дополнительных загрязняющих факторов, а именно мусора.

Мусор может быть представлен твердыми и жидкими отходами. Образующийся во время эксплуатации судов мусор ранее сбрасывался за борт, что приводило к загрязнению Мирового океана. Длительное поступление отходов в водоемы планеты губительно сказывается на ее здоровом существовании. В целях снижения вредного влияния человеческой деятельности на морскую среду усилиями мирового сообщества была разработана и утверждена законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая обращение с различными типами отходов на судах.

К основным документам можно отнести следующие:

Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция, 1972 г.);

Конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция, 1992 г.);

Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененную Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

Лондонская конвенция направлена на контроль морских загрязнений, вызванных сбросами отходов и других материалов. Приложения I и II Лондонской конвенции содержат перечни материалов, сброс которых с судов запрещен или ограничен.

Базельская конвенция

Базельская конвенция регулирует трансграничную перевозку опасных отходов и предусматривает обязательства сторон по обеспечению надлежащей организации экологически безвредной утилизации отходов. В Приложениях к Базельской конвенции приводятся перечни категорий отходов, для которых требуются специальные меры контроля, включая операции по утилизации.

Из вышеназванных документов особый интерес представляет Конвенция МАРПОЛ 73/78, нацеленная на предотвращение загрязнений окружающей среды в ходе эксплуатации судов.

Конвенция выделяет «специальные зоны» и устанавливает условия утилизации и сброса отходов с морских судов на данных участках. Приложения к Конвенции МАРПОЛ 73/78 определяют нормативы и порядок утилизации или иных способов предотвращения загрязнения морей нефтесодержащими отходами, вредными жидкими веществами, сточными водами и мусором. При этом Приложение VI устанавливает требования и к воздушным выбросам, что немаловажно ввиду различного характера процессов, осуществляемых на судах.

Бытовые отходы на судах подвергаются утилизации в соответствии с нормативами, приведенными в Приложении V Конвенции МАРПОЛ 73/78.

На основании данного Приложения мусор на судах собирается раздельно с целью упрощения процесса его уничтожения. Выделяются следующие основные группы отходов:

пищевые отходы;

бытовые отходы;

пластмассовые изделия;

нефтесодержащие отходы;

отходы от технического обслуживания судна.

Пищевые отходы на судах могут быть представлены продовольственными продуктами (овощи, мясные и молочные продукты, фрукты и т.д.), а также иными материалами, содержащими подобные отходы и образующимися на судне в местах приготовления и приема пищи. Пищевые отходы должны накапливаться отдельно от остального мусора и подлежат сбросу в особых районах после измельчения в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73/78 (Приложение V). При этом ряд государств ввиду своих особых требований и правил контроля распространения заболеваний как человека, так и флоры и фауны требует дополнительной обработки пищевых отходов с целью уничтожения болезнетворных организмов.

Материалы для обшивочных и упаковочных работ, всевозможные емкости и изделия из материалов, не содержащих вредных веществ (стекло, керамика, бумага, текстиль), утратившие свои функции для экипажа ввиду различных событий, относятся к группе бытовых отходов. Бытовые отходы подлежат постоянному или периодическому удалению.

Сброс бытовых отходов в море разрешен за пределами 12 миль на ходу судна вне особых районов, а сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы разрешены к сбросу за пределами зоны в 25 миль.

Пластмассовые изделия категорически запрещено сбрасывать в море в любых зонах. Подобного рода мусор, а именно: упаковочные материалы на основе полимеров, элементы судовых конструкций, рыболовные принадлежности и т.д., необходимо собирать отдельно от других отходов в специально отведенные емкости и сдавать в портах либо подвергать сжиганию.

Нефтесодержащие отходы и отходы от технического обслуживания судна (палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.д.) также запрещены к сбросу и должны собираться в отдельные контейнеры.

Два способа

На основании требований Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должны быть предусмотрены следующие виды оборудования по предотвращению морских загрязнений мусором:

устройства для сбора мусора;

устройства для обработки мусора.

Способы утилизации мусора на судне сводятся к двум основным принципам: сжиганию и измельчению.

Измельчение мусора осуществляется с помощью установок, оборудованных специальными режущими приспособлениями, позволяющими размельчать любые виды твердых отходов. Такого рода установки получили название «грохот». Ввиду того, что измельченные отходы подлежат сбросу в море лишь в специальных зонах, обозначенных Конвенцией МАРПОЛ 73/78, и того, что представленный процесс не позволяет отказаться от других видов оборудования по обработке мусора, широкого распространения в морской отрасли грохоты не получили. Чаще всего измельчающие установки используются для пищевых отходов, которые, как отмечалось ранее, подлежат сбросу в зоне 12 миль от ближайшего берега.

Однако измельчение решает одну весьма серьезную проблему – уменьшение объемов скапливающегося мусора. При этом в случаях, когда у судна длительное время отсутствует возможность зайти в порт, все же приходится прибегать к дополнительным устройствам, а именно – прессам.

В соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 отсутствие оборудования не должно быть основанием для сброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных водах.

Прессование как способ обработки отходов имеет следующие преимущества:

возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом не обязательна предварительная их сортировка);

простую конструкцию и отсутствие потребности в тщательном уходе;

возможность монтажа в любом месте судна, включая палубу;

небольшую потребляемую мощность.

К недостаткам этого способа следует отнести необходимость обеззараживания, обусловленного хранением на судне спрессованных отходов, а также потребность в специальных помещениях для них.

Наибольшее распространение на судах получил термический способ утилизации мусора посредством его сжигания в инсинераторных установках, что особенно актуально для судов, совершающих длительные рейсы, ввиду отсутствия возможности регулярно сдавать накопившиеся отходы.

Несомненными преимуществами данного способа утилизации отходов является следующее:

уничтожение широкого спектра судовых отходов (за исключением стекла и металла);

значительное уменьшение объемов скапливающегося мусора;

стерильность образующихся остатков.

Несмотря на ряд достоинств, представленный способ утилизации отходов накладывает некоторые ограничения на возможность его использования.

При сжигании мусора запрещается загружать в инсинераторы большое количество промасленной ветоши и пластика, так как это может привести к резкому повышению температуры в реакторе и повышенной дымности отходящих газов. Кроме того, при сжигании пластика в отходящих газах могут образовываться хлорсодержащие и циансодержащие соединения токсического характера. В связи с этим накладываются ограничения на использование инсинераторов. Так, например, в территориальных водах стран – участниц Конвенции по охране морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция, ХЕЛКОМ 74/92) в районе Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся на борту судна.

Использование инсинераторов, несомненно, упрощает процесс утилизации отходов на судне, однако, в свою очередь, может выступать источником воздушных выбросов с судов, что также способно нанести вред окружающей среде.

Основные вредные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух при использовании инсинераторных установок:

взвешенные вещества;

оксид углерода;

диоксины;

диоксид азота;

оксид азота;

диоксид серы;

хлористый водород;

фтористый водород;

оксиды тяжелых металлов;

ПАУ (бенз(а)пирен).

Такое разнообразие воздушных выбросов неоспоримо требует тщательного контроля за концентрациями представленных веществ с целью обеспечения безопасности существования человека.

При этом для снижения количества опасных выбросов каждый инсинератор должен проходить проверку на соответствие принятым нормам в соответствии с Резолюцией ИМО МЕРС.244(66) «Стандартные технические требования к судовым инсинераторам». В Приложении 3 к Резолюции установлены технические требования к судовым инсинераторам, которые сводятся к следующему:

максимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 1200°С;

минимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 850 °С;

выхлопные газы из инсинератора – минимум 6% O2 (измеренные в сухом топочном газе);

предельно допустимые выбросы в атмосферу окиси углерода – 200 мг/МДж;

дымность отходящих газов – 3,0 FSN (по Бакараку).

Проведением испытаний судовых инсинераторов и оценкой выбросов в атмосферный воздух занимаются специализированные лаборатории, что позволяет своевременно предотвращать негативное воздействие на окружающую среду. Необходимость подобного рода процедур не оставляет сомнений, поскольку антропогенные источники загрязнения атмосферы неизбежно ведут к ухудшению экологической обстановки, способной губительно сказаться на всем человечестве.

Морские вести России №3 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне Вице-премьер России Юрий Борисов охарактеризовал как минимально допустимый уровень навигационно-гидр...

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...