Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Утилизация бытовых отходов

Морской транспорт

Национальные и международные требования к утилизации бытовых отходов на судах и экологической безопасности

Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Проведен анализ преимуществ и недостатков основных способов утилизации мусора, реализуемых на морских судах, в соответствии с положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). Выявлена необходимость проведения контроля воздушных выбросов в ходе процесса сжигания отходов в инсинераторных установках на судах.

А. Тихомирова, АО «ЦНИИМФ»

Научно-технический прогресс поднял человека на качественно новую ступень, предоставив ему еще больше возможностей по преобразованию окружающей природной среды и открыв перед ним необычайные перспективы. Однако общество, увлекаясь открытиями и инновациями, забывает о ценности окружающей среды, ставя под угрозу существование планеты и всего человечества.

Ценности жизни

В современных условиях, когда наблюдается повышенный интерес мировой общественности к глобальным проблемам, будь то загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост народонаселения на планете или необратимые климатические изменения на Земле, происходит существенное переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей человека с окружающим его природным, а также социальным миром.

Сохранение здоровой экологической обстановки является одной из основных задач современного общества. Немаловажное влияние оказывают на окружающую среду различные виды транспорта. Особого внимания заслуживает судоходство ввиду ряда своих особенностей.

В отличие от сухопутного транспорта, на судах люди оказываются в условиях ограниченного пространства, что неизбежно приводит к возникновению дополнительных загрязняющих факторов, а именно мусора.

Мусор может быть представлен твердыми и жидкими отходами. Образующийся во время эксплуатации судов мусор ранее сбрасывался за борт, что приводило к загрязнению Мирового океана. Длительное поступление отходов в водоемы планеты губительно сказывается на ее здоровом существовании. В целях снижения вредного влияния человеческой деятельности на морскую среду усилиями мирового сообщества была разработана и утверждена законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая обращение с различными типами отходов на судах.

К основным документам можно отнести следующие:

Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция, 1972 г.);

Конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция, 1992 г.);

Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененную Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

Лондонская конвенция направлена на контроль морских загрязнений, вызванных сбросами отходов и других материалов. Приложения I и II Лондонской конвенции содержат перечни материалов, сброс которых с судов запрещен или ограничен.

Базельская конвенция

Базельская конвенция регулирует трансграничную перевозку опасных отходов и предусматривает обязательства сторон по обеспечению надлежащей организации экологически безвредной утилизации отходов. В Приложениях к Базельской конвенции приводятся перечни категорий отходов, для которых требуются специальные меры контроля, включая операции по утилизации.

Из вышеназванных документов особый интерес представляет Конвенция МАРПОЛ 73/78, нацеленная на предотвращение загрязнений окружающей среды в ходе эксплуатации судов.

Конвенция выделяет «специальные зоны» и устанавливает условия утилизации и сброса отходов с морских судов на данных участках. Приложения к Конвенции МАРПОЛ 73/78 определяют нормативы и порядок утилизации или иных способов предотвращения загрязнения морей нефтесодержащими отходами, вредными жидкими веществами, сточными водами и мусором. При этом Приложение VI устанавливает требования и к воздушным выбросам, что немаловажно ввиду различного характера процессов, осуществляемых на судах.

Бытовые отходы на судах подвергаются утилизации в соответствии с нормативами, приведенными в Приложении V Конвенции МАРПОЛ 73/78.

На основании данного Приложения мусор на судах собирается раздельно с целью упрощения процесса его уничтожения. Выделяются следующие основные группы отходов:

пищевые отходы;

бытовые отходы;

пластмассовые изделия;

нефтесодержащие отходы;

отходы от технического обслуживания судна.

Пищевые отходы на судах могут быть представлены продовольственными продуктами (овощи, мясные и молочные продукты, фрукты и т.д.), а также иными материалами, содержащими подобные отходы и образующимися на судне в местах приготовления и приема пищи. Пищевые отходы должны накапливаться отдельно от остального мусора и подлежат сбросу в особых районах после измельчения в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73/78 (Приложение V). При этом ряд государств ввиду своих особых требований и правил контроля распространения заболеваний как человека, так и флоры и фауны требует дополнительной обработки пищевых отходов с целью уничтожения болезнетворных организмов.

Материалы для обшивочных и упаковочных работ, всевозможные емкости и изделия из материалов, не содержащих вредных веществ (стекло, керамика, бумага, текстиль), утратившие свои функции для экипажа ввиду различных событий, относятся к группе бытовых отходов. Бытовые отходы подлежат постоянному или периодическому удалению.

Сброс бытовых отходов в море разрешен за пределами 12 миль на ходу судна вне особых районов, а сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы разрешены к сбросу за пределами зоны в 25 миль.

Пластмассовые изделия категорически запрещено сбрасывать в море в любых зонах. Подобного рода мусор, а именно: упаковочные материалы на основе полимеров, элементы судовых конструкций, рыболовные принадлежности и т.д., необходимо собирать отдельно от других отходов в специально отведенные емкости и сдавать в портах либо подвергать сжиганию.

Нефтесодержащие отходы и отходы от технического обслуживания судна (палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.д.) также запрещены к сбросу и должны собираться в отдельные контейнеры.

Два способа

На основании требований Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должны быть предусмотрены следующие виды оборудования по предотвращению морских загрязнений мусором:

устройства для сбора мусора;

устройства для обработки мусора.

Способы утилизации мусора на судне сводятся к двум основным принципам: сжиганию и измельчению.

Измельчение мусора осуществляется с помощью установок, оборудованных специальными режущими приспособлениями, позволяющими размельчать любые виды твердых отходов. Такого рода установки получили название «грохот». Ввиду того, что измельченные отходы подлежат сбросу в море лишь в специальных зонах, обозначенных Конвенцией МАРПОЛ 73/78, и того, что представленный процесс не позволяет отказаться от других видов оборудования по обработке мусора, широкого распространения в морской отрасли грохоты не получили. Чаще всего измельчающие установки используются для пищевых отходов, которые, как отмечалось ранее, подлежат сбросу в зоне 12 миль от ближайшего берега.

Однако измельчение решает одну весьма серьезную проблему – уменьшение объемов скапливающегося мусора. При этом в случаях, когда у судна длительное время отсутствует возможность зайти в порт, все же приходится прибегать к дополнительным устройствам, а именно – прессам.

В соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 отсутствие оборудования не должно быть основанием для сброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных водах.

Прессование как способ обработки отходов имеет следующие преимущества:

возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом не обязательна предварительная их сортировка);

простую конструкцию и отсутствие потребности в тщательном уходе;

возможность монтажа в любом месте судна, включая палубу;

небольшую потребляемую мощность.

К недостаткам этого способа следует отнести необходимость обеззараживания, обусловленного хранением на судне спрессованных отходов, а также потребность в специальных помещениях для них.

Наибольшее распространение на судах получил термический способ утилизации мусора посредством его сжигания в инсинераторных установках, что особенно актуально для судов, совершающих длительные рейсы, ввиду отсутствия возможности регулярно сдавать накопившиеся отходы.

Несомненными преимуществами данного способа утилизации отходов является следующее:

уничтожение широкого спектра судовых отходов (за исключением стекла и металла);

значительное уменьшение объемов скапливающегося мусора;

стерильность образующихся остатков.

Несмотря на ряд достоинств, представленный способ утилизации отходов накладывает некоторые ограничения на возможность его использования.

При сжигании мусора запрещается загружать в инсинераторы большое количество промасленной ветоши и пластика, так как это может привести к резкому повышению температуры в реакторе и повышенной дымности отходящих газов. Кроме того, при сжигании пластика в отходящих газах могут образовываться хлорсодержащие и циансодержащие соединения токсического характера. В связи с этим накладываются ограничения на использование инсинераторов. Так, например, в территориальных водах стран – участниц Конвенции по охране морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция, ХЕЛКОМ 74/92) в районе Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся на борту судна.

Использование инсинераторов, несомненно, упрощает процесс утилизации отходов на судне, однако, в свою очередь, может выступать источником воздушных выбросов с судов, что также способно нанести вред окружающей среде.

Основные вредные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух при использовании инсинераторных установок:

взвешенные вещества;

оксид углерода;

диоксины;

диоксид азота;

оксид азота;

диоксид серы;

хлористый водород;

фтористый водород;

оксиды тяжелых металлов;

ПАУ (бенз(а)пирен).

Такое разнообразие воздушных выбросов неоспоримо требует тщательного контроля за концентрациями представленных веществ с целью обеспечения безопасности существования человека.

При этом для снижения количества опасных выбросов каждый инсинератор должен проходить проверку на соответствие принятым нормам в соответствии с Резолюцией ИМО МЕРС.244(66) «Стандартные технические требования к судовым инсинераторам». В Приложении 3 к Резолюции установлены технические требования к судовым инсинераторам, которые сводятся к следующему:

максимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 1200°С;

минимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 850 °С;

выхлопные газы из инсинератора – минимум 6% O2 (измеренные в сухом топочном газе);

предельно допустимые выбросы в атмосферу окиси углерода – 200 мг/МДж;

дымность отходящих газов – 3,0 FSN (по Бакараку).

Проведением испытаний судовых инсинераторов и оценкой выбросов в атмосферный воздух занимаются специализированные лаборатории, что позволяет своевременно предотвращать негативное воздействие на окружающую среду. Необходимость подобного рода процедур не оставляет сомнений, поскольку антропогенные источники загрязнения атмосферы неизбежно ведут к ухудшению экологической обстановки, способной губительно сказаться на всем человечестве.

Морские вести России №3 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

ОСК подписала меморандум с профсоюзами

ОСК подписала меморандум с профсоюзами Объединенная судостроительная корпорация подписала меморандум о согласовании позиции компании и отра...

Невское проектно-конструкторское бюро возглавил Сергей Орлов

Невское проектно-конструкторское бюро возглавил Сергей Орлов Решением Совета директоров ПАО «Невское ПКБ» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию&...

Российская экономика

Портфель иностранных заказов на военную продукцию РФ превысил $50 млрд

Портфель иностранных заказов на военную продукцию РФ превысил $50 млрд Объем экспорта российской продукции военного и двойного назначения растет, пакет заказов от иностран...

Россия обсудит с Таиландом возможность поставок зерна в королевство

Россия обсудит с Таиландом возможность поставок зерна в королевство Россия и Таиланд обсудят возможность экспорта российского зерна на тайский рынок. Об этом сообщил жу...

Транспортная политика

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены Министерство транспорта РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте строительства желе...

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги»

Продление Транссиба - ключевой проект для Австрии - «Австрийские железные дороги» Австрия заинтересована в продлении железной дороги с широкой колеей от Кошице (Словакия) до ...

Морские порты

Контейнерооборот портов Финляндии за 2017 год вырос на 7,9%

Контейнерооборот портов Финляндии за 2017 год вырос на 7,9% Контейнерооборот портов Финляндии по итогам 2017 года составил 1,63 млн. TEU, что на 7,9% больше...

«Ростерминалуголь» отгрузил 3 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил 3 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая комп...




Морской транспорт

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства Паром «Сахалин-9» со среды уходит на плановый ремонт и, предположительно, возобновит работу на паром...

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке Первый в новом сезоне круизный лайнер Amadea зайдет во Владивосток 26 февраля, сообщает в среду прес...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M На заводе «Красное Сормово» завтра, 22 февраля, состоится спуск на воду танкера-химовоза проекта RTS...

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая Совет директоров ОАО «Хабаровский речной торговый порт» («Хабречторгпорт») назначил годовое ...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ Менеджмент ПАО «Трансконтейнер» считает возможным направить на дивиденды за 2017 год до 50% чист...

Представители структуры Абрамовича получили 2 места в совете директоров «Трансконтейнера»

Представители структуры Абрамовича получили 2 места в совете директоров «Трансконтейнера» Представители ООО «Енисей Капитал» (структура Романа Абрамовича и Александра Абрамова) получ...

Авто транспорт

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО Грузовые машины теперь могут проехать по ледовой переправе в районе села Усть-Уса на дороге, соединя...

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Пер...

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфра...

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

Севморпуть

За безопасность мореплаванияна Севморпути

За безопасность мореплаванияна Севморпути В июле состоялась рабочая встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с генеральным дире...

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...